Задачи воспитательной работы в ДОЛ

Тема 1. Организация летнего отдыха.

 

План лекции:

1. Классификация типов детских лагерей.

2. Основные факторы и функции определяющие содержание воспитательной деятельности.

3. Задачи воспитательной работы в ДОЛ.

4. Основные нормативные документы в сфере организационного оздоровительного отдыха детей.

5. Положение о детском оздоровительном лагере.

6. Права и должностные обязанности воспитателя (вожатого).

7. Инструктаж вожатого.

 

Список основных терминов:

Детский оздоровительный лагерь. Воспитательная работа в ДОЛ. Научно-методические основы. Нормативно-правовая база.

 

Классификация типов детских лагерей.

 Развитие системы отдыха, творческого досуга, оздоровления детей и подростков представляет собой одно из важных направлений государственной социальной политики, что обусловлено необходимостью заботы государства и общества о социальной защите детства, о здоровье, духовно-нравственном и трудовом воспитании, культурном досуге подрастающего поколения.

Под оздоровительно-образовательными учреждениями – субъектами этого вида деятельности – понимаются стационарные лагеря, дачи, загородные оздоровительные центры, базы; образовательные и культурно-просветительные учреждения, а также спортивные сооружения и другие учреждения, занимающиеся оздоровительно-образовательной деятельностью с детьми и подростками.

В данном курсе мы будем рассматривать один из видов оздоровительно-образовательного учреждения – детский оздоровительный лагерь, в дальнейшем ДОЛ.

Главная задача оздоровительного лагеря – это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни.

Существует следующая классификация типов детских лагерей:

1. Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные учреждения, спортивные игры, купание, закаливание и т.д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

2. Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

3. Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявления его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

4. Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков, организация активного отдыха детей с девиантным поведением, патриотическое воспитание. Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций, летние мастер-школы, профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций.

 

2.Основные факторы и функции определяющие содержание воспитательной деятельности.

Основными факторы, определяющими содержание воспитательной деятельности являются:

- возрастные и половые особенности детей;

- потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей;

- уровень воспитанности, условия проживания, индивидуальные особенности развития;

- нарастание приоритетов личных интересов перед общественными.

Основные функции свободного времени детей и подростков.

1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в лагере ребенок попадает в новое качественное состояние, способствующее покою, расслабленности, снятию напряженности, позволяющее сбросить гору школьных и иных накопившихся за год проблем. Отдых, дающий возможность восстановления физических и психологических сил, позволяет укрепить детский организм, «подпитать» его новыми силами.

2. Развлечение и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться – необходимая составляющая отдыха в детском лагере. От этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.

3. Саморазвитие и самореализация. Факторы, во многом определяющие содержание деятельности детских лагерей. Каникулярное время – наиболее благоприятная пора для развития самых разнообразных творческих и физических сил юной личности.

4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых знаний, не укладывающихся в рамках школьных программ, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности.

5. Социализация. Усвоение и активное воспроизводство социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном, отличном от школьного, коллективе.

 

Задачи воспитательной работы в ДОЛ.

К основным задачам работы с детьми в условиях лагеря можно отнести:

1. Воспитание детей и подростков на основе принципов гуманизма, духовности, нравственности, исходя из народных, национальных истоков и традиций истории и современности.

2. Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе реализации интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных, а также двигательных). Это требует перехода на принципиально новую позицию – позицию признания самоценности каждого ребенка.

3. Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, создание в лагере стиля и тона семейных отношений, подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.

4. Пересмотр традиционного подхода к работе по оздоровлению детей (лагерь обязан целенаправленно укреплять здоровье детей, закаливать их).

5. Организация разнообразной досуговой деятельности и прежде всего – активного общения с природой (уникальная возможность летнего времени).

6. Сохранение лучших романтических традиций пионерства.

 

Задачами лагерной смены являются:

1. реализация творческих, спортивных, художественных программ, направленных на стимулирование процессов развития личности;

2. создание условий для благоприятного оздоровления детей на основании объективного сочетания микрофакторов;

3. организация сквозной, длительной программы, направленной на создание условий для полноценного досуга каждого ребенка.

 

Форма реализации целей и задач: создание игровой модели, участниками которой становятся дети и взрослые.

Для чего существует детский лагерь?

- Для укрепления физического и психологического здоровья ребенка

- Для расширения его кругозора и развития творческих способностей

- Для получения навыков общения и приобретения новых друзей

- Для познания и приобщения к природе

- Для того чтобы родители отдохнули от детей, а дети – от родителей

- Для того чтобы ребенок получил массу новых впечатлений

- Для того чтобы ребенок стал более самостоятельным и ответственным

- Для того чтобы дети не мотались без присмотра в шумном и пыльном городе, а были на свежем воздухе под присмотром взрослых

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: