Организационная структура

Структура организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации. Организационная структура связывает в единый процесс управленческие и предпринимательские функции, реализуемые персоналом предприятия.

В данном случае выбрана линейная структура управления, но без начальников отделов, подчиненные напрямую связаны с генеральным директором. В этой структуре отличают, прежде всего, естественность и прозрачность отношений между членами организации, в первую очередь четкость отношений власти и подчинения.

Это означает, что для каждого из подчиненных определены и формально зафиксированы полномочия и цели.

Любая организация стремится к формализации своей структуры. Формальная структура представляет собой организационное построение, основанное на жесткой стандартизации организационных норм и отношений между отдельными структурными единицами. Условия жесткой стандартизации норм и отношений состоят в существовании следующих моментов:

обязательного для выполнения всеми участниками формального кодекса организации, в котором декларируются рамки организационных норм и тщательно разработанная система санкций, применяемых в случае их нарушения;

тщательно разработанной системы поощрений за выполненные задания;

учет и контроль буквально всех действий подчиненных;

системы вертикальных коммуникаций, горизонтальные коммуникации слабо разработаны или отсутствуют.

Такая структура будет применяется в основном для решения проблем управления. В этой структуре запрещены горизонтальные коммуникации, т.е. попытки обсуждать свои проблемы с коллегами, обмениваться информацией между подразделениями без ведома вышестоящего руководства. Но возможны и неформальные связи между работниками, они применимы во время корпоративных мероприятий.

 Рис. 2 Линейная организационная структура управления предприятия

 


Преимущества линейной структуры управления:

· четкая система взаимных связей функций и подразделений;

· четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

· ясно выраженная ответственность;

· быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания руководителя;

· согласованность действий, оперативность в принятии решений;

· простота организационных форм и четкость взаимосвязей;

 

Недостатки линейной структуры управления:

 

Отмечаемые недостатки Причины недостатков Пути устранения недостатков
  Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования Вопрос стратегического планирования – в первую очередь вопрос руководителя Подготовка или замена руководителя. Введение дополнительной штатной единицы, переход к линейно-штабной структуре
  Перегрузка руководителя   Недостаточное делегирование полномочий подразделений Вопросы в пределах их компетенции они должны решать самостоятельно Определение зоны компетенции и делегирование соответствующих полномочий подразделений Введение штатной единицы помощника, на которого возложить рутинные работы
Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений   Отсутствие горизонтальных связей   Введение процессного подхода, налаживание горизонтальных связей
  Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации Недостаточное делегирование полномочий подразделениям. Они должны приспосабливаться к изменениям, не дожидаясь команды сверху   Определение зоны компетенции подразделений и делегирование им соответствующих полномочий  
  Критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные   Это не недостаток, это само собой разумеющееся Разработать критерии эффективности и качества подразделений и системы мотивации ориентированной не только на результаты конкретного подразделения, но и предприятия в целом
Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.   Это не недостаток, это аксиома Правильный подбор кадров, в первую очередь первого лица предприятия и топ менеджеров.

Таким образом, отмечаемые недостатки лежат не в плоскости конкретной линейной организационной структуры управления, а в плоскости организации работ предприятия, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов на экономические.

Вывод: может широко использоваться и в современных условиях, но требует применения современных методов организации работы предприятия в целом. Линейная структура управления проста, ее легко понять. Ясно очерченные права и обязанности всех ее участников создают условия для оперативного принятия решений. По мере роста фирмы, возникает необходимость в создании в структуре предприятия дополнительных функциональных подразделений, решающих общие и функциональные задачи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: