Признаки налогов и их элементы

Налоги и налоговая система. Основные направления совершенствования налоговой системы России.

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

 

Выполнила

студентка группы У-102

Научный руководитель

 

Волгоград

2010

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1: Налоги ………………………………………………...……………..5

 

1.1. Понятие налога. ……………………………………………………………...5

1.2. Признаки налогов и их элементы…………………………………………...8

1.3.  Виды и функции налогов…………………………………………………....9

 

 

Глава 2:  Налоговая система ………………………………………………...12

 

1.1. Налогообложение. Принципы налогообложения А. Смита……………...12

1.2. Налоговая система. Этапы становления и развития……………………...14

1.3.  Значение и структура Налогового кодекса РФ…………………………...16

 

 

Глава 3: Совершенствование налоговой системы Российской Федерации ………………………………………………………………………18

3.1. Проблемы реформирования налоговой системы…………………………18

3.2. Формирование эффективной налоговой системы………………………...20

3.3. «О налоговой благотворительности»……………………………………...23

3.4. Реформирование налогов во время кризиса………………………………25

 

Заключение………………………………………………………………………….30

 

Список использованных источников и литературы……………………………...32

 

 

Введение

Налоги – это, безусловно, финансовая категория. И зная роль, место и значение налогов в финансовой системе, можно выявить эффективные рычаги для успешного развития государства.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, еще не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, четкости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем, поиск направлений развития и совершенствования.  Для достижения поставленной цели, в работе следует решить следующие задачи:

1. Дать определение таким понятиям, как: налоги и налоговая система, выявить их основные  характеристики;  

2. Выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть возможные пути реформирования.

Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

Теоретическую основу для написания работы составили: Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, а также анализ исследований следующих авторов: Осетрова Н.И., Панскова Р.Г., Кашин В.А., Ушак Н.В., Черник Д.Г., Малис Н.И. и д.р.

Структуру работы обусловили ее актуальность, поставленные цели и задачи. В состав входят введение, три теоретических раздела, заключение и список использованных источников и  литературы – всего 33 страницы.

 

 

Глава 1: Налоги

Понятие налога.

 

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени едино­го толкования понятия налога, независимого от политического и эконо­мического строя общества, природы и задач государства. Ведь необхо­димость налогов предопределяется непосредственно функциями государ­ства. Как отмечал Ж. Прудон: в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве. Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одно­временно налоги были и остаются основообразующими источниками го­сударственных доходов.

На ранних этапах развития человеческого общества государствен­ные доходы и расходы носили натурально-вещественный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отно­шений, а государственные доходы и расходы выражаются преимуществен­но в денежной форме.

По образному выражению К. Маркса: «Налоги - это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьёй, порядком и религией»[1]

       В условиях становления основ механизма рыночных отношений, ког­да еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм, особо актуальной яв­ляется система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги, которые по мере социально-экономическо­го развития общества становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факто­ров развития предпринимательской деятельности, национальной эконо­мики и международных экономических отношений, движения капиталов. Одновременно налоги должны восприниматься налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.

Экономически правильное определение понятия налога имеет суще­ственное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, определяющих право частной собственности налогоплательщика. Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок уста­новления и взимания налоговых платежей; четкое понимание термина «налог» позволяет праводопустимо ограничить объем полномочий и ком­петенцию как налогоплательщиков, так и контролирующих органов. [2]

 

 


                                                                             

 

С экономической точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги — это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

Статья 8 НК РФ содержит, определения понятий «налог» и «сбор». 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[3]

Следует обратить внимание еще на один вид платежа, безус­ловно относящийся к налоговой системе, - это пошлины. Пошлина- оплата каких-либо действий Государственных орга­нов в интересах плательщика. Государственная пошлина упла­чивается, например, за рассмотрение дел в судах общей юрис­дикции, регистрацию сделок, записи в актах гражданского состояния, выдачу каких-либо свидетельств, выписок, данных и т.д.

 

 


Признаки налогов и их элементы.

Основные признакиналогов следующие:

1) императивность или абсолютная обязательность уплаты налога;

2) индивидуальная безвозмездность, поскольку налогоплатель­щик в отличие от плательщика сборов не может рассчитывать на какую-либо конкретную пользу от государства лично для себя;

3) законность, так как налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;

4) регулярность взимания;

5) уплата в целях финансирования деятельности государства.[4]

 

 Для установления налога в законе определены его основные элементы:

1) субъект налогообложения, т.е. налогоплательщик или плательщик сбора,- это то лицо, на которое по закону возложена обязанность платить налог.

2) объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению.

3)  единица обложения – определённая законом количественная мера измерения объекта обложения.

4) налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

5) налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы.

6) налоговый оклад - сумма налога с единицы обложения;

7) налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.  

8) налоговые льготы. Полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: