Преподаватели ожидают, что вы будете излагать идеи своими словами, но с использованием терминологии, относящейся к предмету вашей темы. Мы предлагаем схему, которая поможет вам проверять то, что вы пишете.
Элементы теста реферата | Предложение | В первом варианте работы |
Слова и фразы | Используйте слова и фразы так, чтобы показать, что вы понимаете их. Впервые обращаясь к идее или концепции, предложите аудитории достаточно информации, чтобы вас поняли. Не думайте, что читатель уже знает излагаемые вами мысли. | Подчеркните слова и фразы, в точном знании смысла которых вы не уверены. Используйте словари, записи лекций и другие источники, чтобы убедиться, что все слова и фразы вы употребляете правильно. |
Предложения | Если предложения слишком короткие, идеи могут выглядеть обрывочными. Если предложения слишком длинные, то понимать текст трудно. Если написание текста для вас сложный процесс (или русский – ваш второй язык), то короткие предложения помогут вам избежать грамматических ошибок. | Читайте предложения вслух, это поможет вам убедиться, что они имеют ясный смысл. Пусть ваш приятель прочтет те места, в которых вы не уверены, чтобы проверить, поймет ли он то, о чем говорится в вашем тексте. |
Параграфы | В одном параграфе раскрывайте одну существенную идею. Добейтесь, чтобы идея была ясно изложена и объяснена. | Подчеркните главную идею в каждом параграфе. Если там больше одной идеи, не нужен ли дополнительный параграф? Или есть что-то такое, что можно убрать без ущерба для текста. |
Связь параграфов | Свяжите идеи в параграфах так, чтобы сохранялась единая нить вашей аргументации. Связки: «также», «более того», «кроме того» показывают, что вы выдерживаете единое направление текста. Связки: «в то время, как», «тем не менее», «однако», «с другой стороны» показывают, что вы меняете направление размышлений. | Подчеркните слова и фразы, которые показывают, как вы связали параграфы. Пусть ваш друг прочитает несколько параграфов, и спросите его, видит ли он связь этих параграфов между собой. |
Развитие аргументации: последовательность.
Аргументация – это существенная черта реферата. «Аргументация» означает выстраивание суждений, основанных на доказательствах, т.е. это защита определенного мнения или концепции. В реферате аргументация чаще всего сводится к ясному развитию мысли. Не существует единственного способа представления, раскрытия и развития идей и мыслей, но важно связать их в последовательный ряд, имеющий смысл для читателя.
Мы даем пример удачного выстраивания аргументации в двух студенческих рефератах. Изучите эти примеры и затем обобщите ключевые моменты в развитии ваших аргументов в реферате, то есть проверьте сохранение последовательности изложения главных элементов вашей аргументации и их связанности. Вы можете проследить последовательность только части своей аргументации. А затем вернуться к этому методу по мере продвижения работы над рефератом.
Пример ключевых моментов в развитии аргументации в двух студенческих рефератах.
Пример 1
Название, тема реферата |
Проанализируйте роль невербальной коммуникации в процессе общения. Поясните, как этот вид коммуникации работает изолированно и в сочетании с другими видами коммуникации. |
Что автор реферата делает, чтобы последовательно раскрыть тему и ответить на вопросы |
Раскрывает значение терминов и дает определение невербальной коммуникации. Описывает невербальную коммуникацию изолированно, используя информацию, полученную в результате предварительного чтения. Описывает невербальную коммуникацию в сочетании с другими видами коммуникации, используя информацию, полученную в результате предварительного чтения. Освещает ограничения и сложности невербальной коммуникации. Обобщает ключевые моменты текста реферата. |
Пример 2
Название, тема реферата |
Обсудите социальную ответственность инженеров, разрабатывающих программное обеспечение. |
Что автор реферата делает, чтобы последовательно раскрыть тему и ответить на вопросы |
Дает предпосылку: инженеры, работающие с программным обеспечением, несут социальную ответственность. Раскрывает значение терминов – «социальная», «ответственность». Использует специальную и общую информацию, чтобы ввести понятие в контекст. Вводит усложняющий фактор: ответственность перед работодателем снижает ответственность перед обществом. Использует конкретный пример и вводит его в контекст. Предлагает возможное решение поставленной проблемы. Использует специальную информацию из разных источников, чтобы подкрепить предложенное решение. Заключение: занимает особую позицию - необходимость компромисса. |