Диалоги для отработки отдельных звуков и

Интонации вопросов- ответов

1. – Три тропки?

2. – Три тропки.

3. – Три трубки?

4. – Три трубки.

5. – Три тропки, три трубки?

6. – Три тропки, три трубки!

 

1. – Пришел Прокоп?

2. – Пришел Прокоп.

3. – Кипел укроп?

4. – Кипел укроп.

 

1. – Ушел Прокоп – кипел укроп?

2. – Ушел Прокоп – кипел укроп.

3. – Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп?

4. – Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

 

Упражнение 2

Прочитайте предлагаемые скороговорки как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает («подыгрывает») ему, соответственно утверждает, снимает все опасения собеседника, соглашается, сомневается.

В качестве помощников в диалоге могут выступить ваши друзья или кто-то из взрослых.

Выполняя это упражнение, вы не только еще раз отработаете наиболее трудные буквенные сочетания (добьетесь большей дикционной чистоты), но и научитесь правильно (логически и интонационно) реагировать на то, что говорит ваш собеседник.

 

1. Реплика - вопрос-сомнение Ответная реплика – утверждение
Яблоко от яблони недалеко падает? Например: «Яблоко от яблони недалеко падает!» -утверждаете вы наиболее важную информацию, снимаете все сомнения.
Шила в мешке не утаишь? Шила в мешке не утаишь!
До поры остры топоры?! Топоры остры до поры!
Топоры остры до поры!? До поры остры топоры!
Около кола – колокола?! Около кола – колокола! Около кола – колокола!
2. Реплика – вопрос - удивление Ответная реплика – утверждение и восхищение
От топота копыт пыль по полю летит? От топота копыт пыль по полю летит!
В печурке три чурки, три гуся, три утки? В печурке три чурки, три гуся, три утки?
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!
3. Реплика – утверждение – восхищение Ответная реплика – сомнение (недоверие)
На дворе – трава, на траве – дрова. Дрова вдоль двора! Дрова вширь двора! На дворе – трава, на траве – дрова. Дрова вдоль двора? Дрова вширь двора?
Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна – под попом! Сам под колпаком! Стоит поп на копне? Колпак на попе? Копна – под попом? Сам - под колпаком?
Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка! Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

 

Если вам понравилась эта смысловая и интонационная «перебранка» с помощью скороговорок, то выберите из предыдущего списка возможные скороговорки-реплики и разыграйте все варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря или восхищаясь.

 

Упражнение 3

Прочитайте предлагаемый текст из скороговорок как информационное сообщение. Помните, что от вас требуется: сначала разбить текст на абзацы (небольшие смысловые части) и поставить знаки паузы (//) на границах частей. В ходе чтения помните, что информационный текст читается как телевизионная сводка новостей, главная задача говорящего – передать основные факты и события четко, покойно, выверено. Полезно, чтобы вы наблюдали за собой в зеркало (как диктор перед телекамерой). Текст можно читать с листа, но обязательно поднимая глаза, наблюдая как бы за реакцией собеседника.

Текст 1

Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава.. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и неперевыскороговорил. Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить – дело упустить.

Текст 2

Я ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника. Так вот скажем друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу – язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь с молоду: один раз соврешь – в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож!

 

Текст 3

Из-под Костромы, из-под Костромищи шли с коробами четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу да про подкрупки; говорили, что купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. А все потому, что куда ветерок – туда и умок! Хиханьки да хаханьки – доходишки маханьки, лежа пищи не добудещь. Вот у молодца только и золотца, что пуговка оловца. Хорошо, что купили полчетверти чечевицы без червоточины. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.

Текст 4

Береги честь с молоду. Язык без костей, от лжи не краснеет, и без того красный. У лихой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ». Болтали, болтали – на чужой роток не накинешь платок, говорить языком, что решетом, так и сеет, а всякая сорока от своего языка погибает – знай больше, а говори меньше.

Упражнение 4

Прочитайте предлагаемые тексты из скороговорок, представив, что рассказываете историю, похожую на сказку. Помните, что от вас в этом случае ждут сказовой интонации: неторопливости, некоторой загадочности тона или игривости (в зависимости от разворачивающихся событий сказочного теста) и, конечно, мудрого наставления – «намека добрым молодцам» в конце повествования. Очень важно, чтобы у вас были слушатели, которые потом смогли бы оценить, насколько удачен ваш сказочный рассказ: сумели ли вы передать сказовую интонацию, не было ли речевых погрешностей, пользовались ли вы жестами, мимикой, как умелый сказитель.

Текст 1

Тронулась от околицы тройка с колокольцами. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки. У Феофана Митрофаныча. Хвастал храбрый краб три дня: «Краба нет храбрей меня!». Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича. Шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопиных Прокопенят.

Тень-тень потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

Текст 2

Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.

Сказка – быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, а слушайте до конца. Конец – всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.

Текст 3

В четверть четвертого числа в четыре четверти часа от топота копыт пыль по полю летит: то послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а мозгу ни крошки. Дескать доскакал. Да все не так рассказал: рассказал, что не 33 корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами.

Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул, всхрапнул. По виду орел, по уму тетерев.

Текст 4

Тень-тень потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу. Наш Филат не бывает виноват, а нашего Филата Маланья виновата, у самого лоб, что лопата, да ума небогато. Пойдет – не дойдет, сядет да вздремнет, а вздремнет не вздремнет, так хоть всхрапнет да присвиснет, присвиснет да проснется, проснется да вновь свернется: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живет, себе негож, да и людям не пригож. Кто намек поймет, тот с добычей уйдет, сказку нашу услыша.

Настало время переменки. Во время ее вы можете проверить кто из ваших друзей обладает «чистой» речью: дикционно правильной, интонационно гибкой и выразительной.

Задание 1. Конкурс на лучшего «чистоговорщика». Нужно произнести по память наибольшее количество скороговорок, не допустив при этом ошибок.

Задание 2. Конкурс на самого «быстрого скороговорщика». Выберите 5-6 скороговорок (лучше короткие: Ткет ткач ткани на платки Тане) и повторите из несколько раз подряд, все убыстряя и убыстряя темп (при этом не забывайте о ясности и четкости произношения звуков).

Задание 3. Конкурс на лучшего «певца скороговорок». Выберите 3-4 скороговорки и исполните их на мотив частушки, а потом – колыбельной песни или веселого марша. Вы, конечно, понимаете, что оценивать конкурсные задания должно жюри, среди членов его могут быть ваши друзья, родители, учителя. Пристрастное и заинтересованное в ваших успехах жюри, безусловно, оценит вас по достоинству.

Задание 4. Конкурс на лучшего «знатока скороговорок». Включите в предлагаемый текст известные вам скороговорки. Победит тот, кто чисто и грамотно произнесет наибольшее чисто скороговорок.

Начало текста: Речь умом не красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой (далее произнесите 5-6 скороговорок на выбор, по памяти).

Конец текста: Нужно все скороговорки переговорить, переговыворить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: