Организаторские дела и приемы

Коллективные творческие дела

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Коммуна имени Макаренко (КиМ) — творческий коллектив, объединяющий студентов и выпускников-герценовцев, ныне учителей, старших пионерских вожатых, преподавателей педагогических училищ и институтов. Главной задачей КиМ является освоение методики ком­мунистического воспитания, основы которой созданы трудами многих замечательных педагогических коллек­тивов 20—30-х годов, участие в дальнейшей разработке этой методики и ее всемерное распространение.

Эту задачу Коммуна имени Макаренко выполняет вместе со своими друзьями — педагогами и учащимися ленинградских школ, а также с теми коллективами, в которых работают члены-корреспонденты КиМ, — в разных концах пашей страны.

Коллективные творческие дела, методика организа­ции которых разрабатывается кимовцами и их друзья­ми, это не «воспитательные мероприятия», проводимые в порядке прямого открытого воздействия воспитате­лей на воспитанников, не просто «формы воспитатель­ной работы». Их сущность и воспитательные возмож­ности неизмеримо глубже и богаче.

Коллективные творческие дела — познавательные, трудовые, спортивные, организаторские — это прежде всего частицы полнокровной общей жизни старших и младших, воспитателей и воспитанников, их общей борьбы за единые жизненно важные цели. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим лю­дям— вот что сплачивает в единый коллектив воспита­телей и воспитанников, вот что делает их отношения настоящим гайдаровским содружеством. (Ведь именно такое содружество ребят и взрослых — любимейшая идея А. П. Гайдара и пафос его литературно-педагоги­ческого творчества!)

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее об­щая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный про­цесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов на ребят (пря­мое и косвенное, открытое и скрытое!), и взаимное влияние самих воспитанников, и самовоспитание стар­ших и младших.

Направляя этот процесс своими действиями, глав­ным образом через умелую организацию жизни единого коллектива, педагоги добиваются осуществления слож­нейших задач коммунистического воспитания.

В каждом коллективном творческом деле прояв­ляется сущность методики коммунистического воспи­тания.

Оно — дело, потому что представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих лю­дях, о далеких друзьях.

Оно — коллективное дело, потому что совершается вместе ребятами и их старшими товарищами, как их общая забота.

Оно — творческое коллективное дело, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща — задумывается, планируется, оценивается... Оно творческое еще и тому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности — ведь оно частица жизни!

И чем полнее, богаче жизненное содержание коллективного творческого дела (забота — поиск — содружество), тем сильнее его воспитательный эффект, тем успешнее стягивает оно в один узел, объединяет различные звенья коммунистического воспитания: идейно-политическое и нравственное, трудовое и эстетическое, умственное и физическое.

Создавая и непрерывно пополняя «копилку» коллективных творческих дел, Коммуна имени Макаренко использует метод, который может оказаться полезным в любой школе, педагогическом училище и институте, в пионерском и комсомольском лагере. Вот в чем за­ключается этот метод коллективного организаторского творчества:

— В зависимости от условий окружающей жизни и жизни самого коллектива выбирается или придумы­вается то или иное коллективное творческое дело, про­водится конкурс между первичными коллективами, например звеньями, отрядами, на лучшие варианты (предложения, проекты).

— На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты: один из них отбирается для осуществления (или создается сводный проект); выбирается «совет дела» — из представителей каждого первичного коллектива.

— «Совет дела», опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант в деталях, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного.

— Проведенное дело обсуждается на общем сборе его участников («огоньке»), причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недо­статках, а затем — свои предложения на будущее.

Сила каждого коллективного творческого дела — в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому-то в каждом из таких дел — гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, все новые и новые варианты.

Из всех четырех серий, составляющих предлагаемый справочник, ключевой является серия организаторских дел. Ведь любое практическое дело — познавательное, трудовое, спортивное — становится коллективным и творческим только в живой коллективной организаторской деятельности.

Предлагаемые материалы — памятки и очерки — могут быть использованы в самых разнообразных «гайдаровских» коллективах, т. е. единых коллективах ребят и их старших друзей — октябрятских, пионерских и комсомольских классах, в школе и в пионерском лагере, при обучении комсомольского и пионерского актива.

Продолжая свою работу над «гайдаровской копилкой», КиМ с радостью примет все критические замечания, дополнения, предложения, расширит круг своих друзей и сотрудников.

 

Научный руководитель работы доцент И. П. ИВАНОВ,

член Коммуны имени Макаренко

Часть 1

Организаторские дела и приемы

Газета-молния

День рождения коллектива

Живая газета      

Журнал-эстафета

Звездный марш-поход 

Коллективное планирование

Общий сбор       

Разведка гайдаровская    

Сбор — рождение коллектива

Смотр дружбы  

Чередование традиционных поручений (ЧТП)

Эстафета дружбы  

 

ГАЗЕТА-МОЛНИЯ — особый тип стенной или радиогазеты; содержит экстренное сообщение об одном или нескольких важных событиях в жизни коллектива; ставит в связи с этими событиями вопрос-задачу для общего безотлагательного размышления; призывает к скорейшему практическому решению жизненно важной задачи.

Газета-молния — не простая информация, а коллективное творческое дело как участников ее выпуска, так и всех членов коллектива, думающих над поставленным в ней вопросом, увлеченных общим поиском наиболее удачного его решения. Особенно важно, чтобы участники выпуска довели дело до конца: собрали и обобщили мнения и предложения членов коллектива, приняли меры по практическому выполнению поставленной задачи. В этом случае участие в выпуске газеты-молнии дает наибольший воспитательный эффект: развивает чувство ответственности за жизнь своего коллектива, учит сопоставлять и оценивать разнообразные факты этой жизни, выделять главное, определять жизненно важную задачу, находить правильное ее решение, действовать находчиво и оперативно в неожиданно возникающих сложных ситуациях.

Газету-молнию можно выпускать в разных случаях, например:

— когда коллективу предстоит какое-либо срочное, важное, новое дело и нужно сообща подумать, как лучше его выполнить (см. памятку «Коллективное планирование»);

— когда в жизни коллектива неожиданно возникли или обострились какие-то серьезные трудности и нужно вместе решить, как их преодолеть;

— когда произошло какое-то важное событие, радостное или печальное, и нужно сообща подумать, какие изменения в жизни коллектива и каждого его члена оно может вызвать;

— когда в коллективе появился интересный опыт, который надо сделать достоянием всех.

Газеты-молнии может выпускать редколлегия постоянной стенной (радио-) газеты по собственной инициативе, а также по предложениям руководящего органа коллектива (например, совета пионерского отряда, совета дружины и комитета ВЛКСМ), по материалам гайдаровской разведки (см. памятку) и т. д. Но целесообразно также дать право на выпуск газет-молний дежурному коллективу, например, в классе — тому микроколлективу (октябрятской звездочке, пионерскому звену), который выполняет в свою очередь традиционное поручение типа «хозяева класса», «санитары» и т. п., в школе — дежурному классному коллективу или союзу старшего и младшего классных коллективов (см. памятку «Чередование традиционных поручений»). В этом случае через работу по выпуску газет-молний пройдут все члены коллектива.

Газета-молния не терпит шаблона в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным по форме, приковывать внимание всех членов коллектива с помощью ярких, выразительных средств: разнообразного шрифта, сочных красок, острого рисунка, необычной композиции (телеграфная лента; круг — «светофор», «молния» и т. д.). Однако в любом случае все эти средства должны не быть самоцелью, а выделять главное: лаконичный броский текст сообщения и призыва, четкую постановку вопроса-задачи, точное указание на то, когда и как члены коллектива могут сообщить свои мнения и предложения по этому вопросу.

Здесь можно использовать и специальную «шкатулку мнений», помещаемую возле газеты-молнии, и дежурство участников выпуска в определенное время, и «почтальонов» (см. памятку «Почта гайдаровская»). Собранные мнения и предложения обсуждаются участниками выпуска, а в случае необходимости в руководящих органах коллектива (например, на совете отряда), на экстренном общем сборе коллектива.

Еще несколько советов. Не забывайте снять газету-молнию вовремя—сразу же после того, как ее прочитали все члены коллектива (и собраны отклики). Ни в коем случае не допускайте того, чтобы она примелькалась или висела обязательно до выпуска следующей газеты. Не выпускайте «молнию» по малозначащим поводам, не превращайте ее в регистратора фактов, избегайте пышных фраз и стандартных призывов. Пусть каждая такая газета действительно будет молнией  — неожиданной, яркой и острой. Пусть будит интерес, бьет тревогу, будоражит умы и открывает перспективу. Учиться так выпускать газету-молнию можно только на собственном опыте, действуя по-гайдаровски, т. е. в тесном содружестве ребят и старших друзей. И здесь, пожалуй, нет лучшего средства, чем сравнение и обсуждение всех выпущенных за определенный срок газет-молний, например на общих сборах-«огоньках» классных коллективов (в начале периода) или на очередном гайдаровском слете — в масштабе школы.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА — ежегодный праздник, во время которого в теплой, непринужденной обстановке происходит творческий смотр верности традициям и идеалам коллектива, заботы о его чести, красоте, единстве, о его друзьях — близких и далеких.

Подготовка ко Дню рождения коллектива (октябрятской группы, пионерского отряда, комсомольского коллектива, школы, пионерского лагеря и т. д.) как общей «завтрашней радости» начинается задолго до праздничной даты (например, за месяц). На общем сборе-старте выбирается «совет дела»—праздничная комиссия из представителей всех первичных коллективов (микроколлективов — звездочек, звеньев и т. п.).. Проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие предложения к празднику, составляется его план, распределяются поручения между первичными коллективами, для выполнения отдельных дел могут быть созданы сводные отряды желающих.

В период подготовки ко Дню рождения каждый первичный (микро-) коллектив (и сводный отряд) выполняет поручение общего сбора, например оформление и вручение гостям пригласительных билетов, оформление помещения, рассылка писем и подарков далеким друзьям и т. д., а также готовит сюрпризы-подарки другим первичным коллективам или всему коллективу, отдельным его членам или друзьям-гостям. Такими сюрпризами-подарками могут быть: степная или живая, фото-, световая, радио-, киногазета, песня или сюита песен, стихи, самоделки «со значением», с дружеским «розыгрышем», благодарностью, пожеланиями и т. д.

Сам праздник может быть проведен как традиционный вечер (сбор), но может включать в себя, кроме такого вечера, и другие творческие дела в честь дня рождения коллектива – например, торжественную линейку у памятника героям или звездный марш-поход, трудовую операцию, например гайдаровский сюрприз (см. памятки), веселую спартакиаду, фестиваль собственных фильмов, смотр—защиту творческих работ членов коллектива, большой общий сбор коллектива и его друзей — разговор о жизни в течение года и о новых перспективах.

1-й частью, прологом праздничного вечера (сбора), является встреча гостей. Это лучше всего сделать силами специального «гостевого» сводного отряда — представителей всех первичных (микро-) коллективов. Члены такого отряда приглашают гостей в свои коллективы, где в тесном кругу происходит дружеская беседа, знакомство, показ материалов жизни за год (фотографии, альбомы и т. д.) и подготовленных подарков. Каждый первичный коллектив знакомит «своих» гостей с программой вечера, вручает тексты любимых песен и — с согласия гостей!—вовлекает их в «секретную» подготовку сюрпризов. Последнее особенно важно: хотя участие гостей в коллективном выступлении будет носить характер экспромта, оно сразу же сблизит их с «хозяевами» вечера, превратит из зрителей в товарищей по творческому делу, поможет создать атмосферу общей увлеченности, общего радостного подъема.

После торжественного открытия вечера (когда может быть внесен флаг, знамя коллектива, спета песня-гимн) каждый первичный коллектив представляет собравшимся «своих» гостей, а в дальнейшем делает их участниками творческих дел, входящих в программу вечера, тепло провожает, на прощанье вручив памятную открытку или попросив оставить запись в спе­циальной книге (например, «книга добрых напутствий») — свое мнение о жизни коллектива, советы, пожелания...

В программу праздничного вечера (сбора) могут входить разнообразные творческие дела и игры, например:

— сюрпризы-подарки первичных коллективов и сводных отрядов (групп);

— чтение писем, телеграмм от далеких друзей и корреспонденции, посылаемой им с праздничного вечера («перекличка друзей»);

 

—«экспедиция по году» — краткое обозрение наиболее ярких событий жизни коллектива в виде живых картин, сценок, загадок, частушек и т. п.;

—концерт-молния, лучше — по сводным объединениям, созданным тут же, на празднике (например, по «творческим объединениям тезок»);

—эстафета-«ромашка» с веселыми задачами, отражающими жизнь коллектива за год (см. памятки), и т. п.;

—игры-молнии, хороводные танцы.

И, конечно же, весь вечер должен быть насыщен любимыми песнями—веселыми и грустными, задорными и торжественными. Об этом заботятся ведущие —■ члены праздничной комиссии или специальный «совет запевал», в который также входят представители каждого первичного коллектива.

НАДЕЖДА ПАВЛОВА, ЛЮДМИЛА ВВЕДЕНСКАЯ, СВЕТЛАНА АРХИПОВА

ЧТО ТАКОЕ ТОТ?

Коммуне три года! Это много и мало. Каждый год приносит что-то новое, интересное. А что будет в этом году? Но в этот вечер мы об этом не думали. Ведь на Дне рождения принято веселиться.

Первый этап праздника — подготовка сюрпризов-подарков.

Отряд «Кругозор» собрался в 8 часов утра (!) и так творчески работал до вечера, что потом все валились с ног. А вот «Be селятам» на все подарки хватило получаса. У каждого свои способности, свои возможности.

Вечер. Идут последние приготовления. На столах вместо тетрадей и карандашей — конфеты, лимонад, торты. На доске из цветной бумаги выведено «Коммуне — 3», портрет Антона Семеновича и огромный букет из осенних цветов.

Семь часов. Все, как обычно, расселись по отрядам. Дежурный командир Галя Рогачева поздравила всех с Днем рождения, прочитала поздравительные телеграммы от наших выпускников-«десантников».

Тамара Кучеренко заявила, что она хочет преподнести свой сюрприз. Ишь какая индивидуалистка! Все насторожились. Тамара исчезла за дверями и появилась... со Стешей Гузан, телеграмму которой читали минуту назад. Ай да сюрприз] Как только Стеша вошла, все начали хлопать, кричать, приветствовать ее. Мы были страшно рады видеть Стешку на нашем празднике. Она, конечно, была довольна не меньше нас.

После этого начались традиционные поздравлений отрядов. Открывались секреты. Особенно интересный подарок достался «Веселятам»: «Кругозор» вручил им разноцветные колпачки, и они в тот вечер щеголяли в новых головных уборах. Сами «Веселята» «Кругозору» подарили юмористическую газету «Трень-брень» — дружеские шаржи на дела Коммуны. Отлично!

Отряд «Слово» получает в подарок «слова» и составляет из них замечательный афоризм А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему!».

А «РВС» вступил в пионеры. На грудь командира отряда повязали пионерский галстук с надписью: «Главное, ребята, сердцем не стареть!».

Традиционный концерт-молния в этот вечер тоже был необычным. Выступали ТОТы — «Творческие Объединения Тезок»: «Нади и Аркадий», «Веры и Лера», «Вали, Гали, Али и Коли»; «Людмилы и Тамары» и особое объединение (из всех остальных имен)— «Винегрет». После 15-минутной подготовки первыми выступили «Веры и Лера». Ух, хитрющие: ходили по всем закоулкам, где мы готовились, подслушивали и наматывали на ус, а потом псе это показали в виде репортажа о подготовке к концерту-молнии! И когда они выступали, то каждое объединение узнавало себя сквозь призму дружеских шаржей и весело смеялось.

И другие ТОТы выступили не хуже. В заключение — живая сказка «Репка», показанная «Винегретом». Вопрос к зрителям: Что такое Репка? Тема сказки животрепещущая — история современной педагогики.

Концерт прошел очень весело.

А после него смотрели кимовский кинофильм о летнем съезде 1965 года. Комментировала Валя Ночевкина. Казалось бы, сколько раз мы его уже видели, но все равно без смеха и удовольствия его нельзя было смотреть!

Но вот День рождения подошел к концу. Начался четвертый трудовой год Коммуны. Впереди лежит трудный и бесконечный путь исканий.

ЖИВАЯ ГАЗЕТА — познавательное и организаторское дело-обозрение, представляет собой серию (монтаж) коротких выступлений, авторы-исполнители которых в образной форме сообщают о новостях жизни коллектива (и окружающей жизни), дают оценку происходящим в ней событиям и раскрывают ее перспективы.

В отличие от устного журнала (см. памятку) живая газета имеет главной своей целью помочь членам коллектива правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настроиться на решение новых задач. Отсюда — боевой, мобилизующий, задорный характер каждого удачного номера живой газеты, а также сравнительно короткая его продолжитель­ность— обычно не более 15—20 минут.

Материалом для живой газеты могут служить:

1) положительный опыт своего коллектива и других коллективов, заслуживающий распространения и развития;

2) радостные события в жизни своего коллектива (например, Дни рождения) и в окружающей жизни;

3) отрицательные явления в жизни коллектива и предложения о путях их преодоления;

4) радостные перспективы жизни коллектива — ближние, средние, дальние...

Весь этот материал оформляется с помощью самых разнообразных выразительных средств (жанров, приемов), например таких, как лозунги-речевки, перекличка, сценка или серия сценок, в том числе с комментариями, репортажем, лозунгом-«приговором», живые картины, карикатуры, дружеские шаржи и т. п., «интервью», «загадки», «былины», частушки, шуточные оды, эпиграммы, «шуточная энциклопедия», теневые картины, световые страницы (с помощью эпидиаскопа), песни, в том числе с новыми словами на популярный мотив, и т. д.

Живую газету можно выпускать эпизодически и регулярно, в классе — силами микроколлективов (например, пионерских звеньев) и их старших друзей (см. памятку «Чередование традиционных поручений») или сводными бригадами желающих; в школе — силами классных коллективов и их союзов (например, по очереди) или сводными объединениями.

Выступать с живой газетой можно на общем сборе, вечере, слете, а также на линейке (здесь живая газета не должна длиться более 5—10 минут).

Подготовка к выпуску живой газеты начинается на сборе-старте участников, где сообща выбирается ее название, составляется план номера и жанры выступлений, решается, в каких частях выступают все участники, в каких — отдельные группы, распределяется работа по дальнейшей подготовке.

На одной-двух репетициях отрабатываются общие выступления, просматриваются и обсуждаются групповые.

Очень важно после показа номера обсудить его на «огоньке» участников, а если есть возможность — вместе со «зрителями».

Одним из самых важных условий успеха живой газеты является дружная работа ребят и их старших друзей, которая строится как общая забота о коллективе: о преодолении недостатков в его жизни, о развитии и использовании хорошего опыта, о раскрытии радостных перспектив.

Пусть как можно больше членов коллектива пройдут через эту работу, будут авторами-исполнителями живой газеты: ведь она обладает поистине волшебной силой в борьбе с равнодушием, в воспитании многих ценных качеств личности, и прежде всего — чувства от­ветственности и чувства чести, развивает творческие способности, навыки выразительной речи и культуры движения, сплачивает ребят и взрослых общими раздумьями, переживаниями, общей заботой, мажорным тоном, содействует взаимному воспитанию и самовоспитанию младших и старших.

ЮРИЙ АФАНАСЬЕВ

МЫ—ЗА ЖИВУЮ ГАЗЕТУ!

Из материалов воспитательной работы в Овгортской средней школе Ямало-Ненецкого национального округа

Этот вид школьной газеты поистине удивительный плод фан­тазии, смекалки, творчества. Он неоценим в развитии многих важных качеств наших школьников, в том числе, например, в развитии речи.

Как правило, в школах проводятся линейки. На них подводится итог жизни школы за неделю, объявляются ближайшие цели, задачи, наконец, дежурные делают отчет о проделанной работе: сколько кто получил двоек, кто вышел на первое место, кто нарушал дисциплину и т. д. Сама линейка-—это неплохо. Но при­едаются и сладости, если они становятся постоянной пищей. Живая газета призвана разнообразить эту форму отчетов о проделанной работе, эту форму оценки прожитого периода школьной жизни.

В свою очередь она, живая газета, может быть очень разнообразной. Вот, например,» дежурный класс представляет свой отчет в виде концерта. По ходу такого концерта читается письмо или сказка о том, как Миша не хотел, но поколотил двух девочек и как ему здорово потом попало, и т. д.

Своеобразие воспитательного воздействия заключается здесь в том, что «герои»-нарушители (впрочем, это могут быть и действительно положительные персонажи) видят себя в образах-, воплощаемых товарищами.  ,

Такой вид «образной» критики действует не только на самого нарушителя, но — в известной мере и на ему подобных.

...Однажды я увидел, как трое моих учащихся прятали на крыше под снег кусок мяса, чтобы съесть его потом сырым. Плохого в этом ничего нет, но меня они обманули, —сказали, что ищут мяч. Обманули и в том, что мясо будто бы взято не в столовой, а у А-ва, который живет в поселке.

Я пришел в учительскую и рассказал учителям о случившемся. Они были страшно возмущены. Поступили предложения: не пускать в кино, исключить из интерната, дать выговор и пр. То же самое я рассказал дежурному классу и предложил использовать в живой газете на линейке.

Вот какая сценка получилась.

Действующие лица: посторонний наблюдатель, директор, три кота из басни Крылова.

Посторонний наблюдатель. В субботу три кота (А, С и X) забрались в поварню и стащили кусок мороженого мяса.

Коты (дерутся). — Хр-р-р! Как вкусно!

— Дай мне!

— Не цапай!

— У-у-у. Сам-то больше откусил.

— •— Отдай!

— Тише, директор идет!

Директор. Что это вы забросили На Крышу?

Коты. Мячик!

Директор. Мячик?

Коты. Мя-я-чик.

Посторонний наблюдатель. «Вот один раз обманули», — подумал я.

Директор. А почему мячик какой-то продолговатый?

Кот ы. А-а-а его сплюснуло...

Посторонний наблюдатель. «Второй раз обманули,», — подумал я.

Директор. А почему вы такие красные?

Коты. Погода хорошая... Морозец... Солнышко...

Посторонний наблюдатель. В третий раз обманули.

Директор, (достает кусок мяса). Мя-я-чик чем пахнет?

Три кота (вместе). Мя-а-сом!

Посторонний наблюдатель (вытирая пот со лба). Уф! Все-таки признались, не обманули.

На первый взгляд, эта сценка не проучила нарушителей, ко­торых не выгнали из интерната, не наказали лишением права посещать кино и т. п. Но вот почему не очень злая вроде бы сценка на самом деле была достаточным наказанием, «била» в цель точно. Ребята Севера очень любят мороженое мясо (оленину), пожалуй так же. как «южане» — сладкое мороженое. В школьном интернате мы даем два раза в неделю или сырую рыбу, или мороженое мясо. По вине кладовщика, да и моей лично, мы вовремя не закупили очередную партию оленины. Недели три ребята питались супами, кашей, отварным мясом. Когда, наконец, привезли оленину, произошла эта история. Да и обман был незлостным. Если бы я не спешил и сам не достал злополучный кусок мяса, они бы признались, — об этом говорил весь их вид. Но оставлять без внимания любую провинность нельзя. Так я и объяснил дежурной группе. А сценка на «нарушителей» подействовала. Они потом зашли ко мне, попросили прощения. И ценно здесь то, что не я их заставил сделать это, а они сами поняли...

ЖУРНАЛ-ЭСТАФЕТА — познавательное и организаторское дело-обозрение; представляет собой рукописный сборник, над всеми частями которого по очереди работают все, члены коллектива или несколько коллективов.

Журнал-эстафета выпускается с целью обмена опытом — впечатлениями, мнениями, предложениями —■ внутри коллектива или между коллективами, а также для близких и далеких друзей.

Может создаваться как по итогам целого периода жизни коллектива, например к празднику Великой Октябрьской революции, под Новый год, ко Дню рождения коллектива или его Героя, так и после какого-то одного большого события, например гайдаровской трудовой операции, похода, слета и др.

Работа над журналом-эстафетой идет по творческим бригадам (бригадам журналистов или литбригадам и т. п.), причем такими бригадами могут являться как постоянные микроколлективы, например пионерские звенья, так и сводные объединения ребят и их старших Друзей.

На общем сборе-старте участников выбирается «совет дела» — редколлегия, в которую входят руководители всех творческих бригад, а также взрослые — редакторы, консультанты. На этом же сборе по предложениям бригад составляется план журнала-эстафеты, определяется способ и сроки работы (если журнал выпускается силами коллективов, находящихся далеко друг от друга, то они договариваются о плане, способе и сроках работы через письма). Редколлегия принимает и сообщает участникам общие требования к оформлению материалов: формат листов (листы могут быть розданы бригадам), размер полей и т. д.

План журнала-эстафеты представляет собой перечень частей (отделов) сборника в различных жанрах,

Например, рассказ, сказка, повесть, репортаж, «мемуары», былина, поэма, басня, частушки, рисунок или серия рисунков, дружеские шаржи, серия загадок, песня (на избранный мотив), юмористический «толковый словарь», отдел головоломок (ребусы, кроссворды и т. п.).

 

Возможные способы (варианты) создания журнала-эстафеты

1. Эстафета внутри бригад (цепочками).

Каждая творческая бригада выбирает — по желанию или по жребию — одну из намеченных частей журнала, придумывает тему (и название), составляет свою «цепочку»: кто-то начинает, передает — на тот же срок, например на день, — следующему по цепочке члену бригады для продолжения. Он, внеся свой вклад (свою часть общей работы), передает третьему, и т. д. По­следний в цепочке завершает работу. Затем бригада собирается, обсуждает результат, оформляет работу и вручает ее редколлегии.

Одновременно трудятся все бригады, и каждая создает эстафетой свою часть, вносит свой вклад в общее дело. Этот вариант удобен для работы внутри классного коллектива: старшей октябрятской группы, пионерского отряда, комсомольского класса.

2. Эстафета по кругу.

Составляется «круг» (или «кольцо») бригад, причем каждая устанавливает контакт со своими соседями справа и слева. Затем — по желанию или по жребию— каждая бригада получает одну из частей будущего журнала-эстафеты (количество частей совпадает с числом бригад) и придумывает тему, название и начало этой части, а затем передает для продолжения следую­щей бригаде — соседу справа, а сама получает от соседей слева придуманное ими начало другой части журнала-эстафеты и составляет продолжение, потом передает соседу справа для продолжения и получает от соседа слева третью часть, над которой поработали уже две бригады, и т. д. Таким образом, каждая бригада делает свой вклад в каждую часть журнала-эстафеты.

Каждый этап, то есть время работы бригад над очередным вкладом (от получения до передачи), может длиться — по предварительной договоренности — день или несколько дней. Передача материалов по кругу должна происходить в одно и то же время, чтобы ни одна бригада не задерживала другую. Когда к бригаде снова попадает та часть, которую она начинала (с вкладами всех бригад), то есть когда «кольцо» замыкается, бригада оформляет эту часть для вручения редколлегии.

Этот вариант можно использовать в одном классном коллективе (летом — в отряде), а также для совместной работы нескольких классных коллективов (групп, отрядов и т. п.), причем во втором случае классный коллектив может работать или сообща, или выделяя на каждом этапе сводную бригаду добровольцев (любителей данного жанра), или проводя конкурс между постоянными микроколлективами (например, звеньями) на лучший вариант продолжения, а потом отбирая лучший для передачи следующему классу.

«Эстафету по кругу» можно проводить и на слете организаторов, на лагерном сборе и т. д. В этом случае бригадой становится каждый сводный коллектив. Время каждого этапа — короткое, например 30 минут.

Продолжительность всей работы 3—4 часа.

При такой работе над журналом-эстафетой целесообразно раздать бригадам по кругу части-жанры так, чтобы чередовались задания прозаические я стихотворные, серьезные и юмористические.

3. Эстафета с несколькими этапами.

Одна из бригад начинает эстафету—сочиняет начало всех частей журнала-эстафеты, затем на такой же срок (например, на неделю) передает все начатые части для продолжения другой бригаде, затем продолжает (или завершает) работу третья бригада, и т. д. Количество этапов равно количеству бригад.

Этот вариант можно использовать в одном класс­ном коллективе (отряде и т. п.). Тогда в роли творче­ских бригад выступают постоянные микроколлективы или сводные объединения, но лучше — в совместной работе старшего и младшего классов (тогда брига­дами становятся «союзы», например, пионерских звеньев и октябрятских звездочек) или нескольких классных коллективов одной школы или разных школ. В последнем случае над отдельными частями работают в каждом классе или постоянные микроколлективы (по желанию или по жребию) или создаются сводные объединения любителей того или иного жанра.

После того как журнал-эстафета «вышел в свет», он читается и обсуждается всеми участниками работы, потом авторы знакомят с материалами журнала своих друзей — младших ребят, родителей, шефов, сверстни­ков из параллельных классов и т. д. Он может быть затем передан в библиотеку как 'подарок школе или послан в подарок далеким друзьям.

Журнал-эстафета — живая, яркая форма коллектив­ной оценки, анализа и обобщения собственного опыта, извлечения уроков на будущее. При умелом педагоги­ческом руководстве она становятся действенным сред­ством развития логического мышления, находчивости, творческого воображения, письменной речи, расшире­ния кругозора, эстетического воспитания, формирова­ния умения работать сообща, укрепления товарище­ских отношений в коллективе и между коллективами, между младшими и старшими, между ребятами и взрос­лыми.

Работа над журналом-эстафетой должна строиться как творческая забота каждого о своем коллективе, об успехе общего дела; как взаимная забота коллективов, как общая забота о своем классе, о школе, о близких и далеких людях.

ЗВЕЗДНЫЙ МАРШ-ПОХОД — познавательное и организаторское дело; состоит из двух частей:

1. движения нескольких коллективов по разным маршрутам-лучам к одному и тому же памятному ме­сту, с выполнением различных заданий на старте, «за­ставах» и по ходу движения, и

2. 'встречи коллективов в центре «звезды» — с ли­нейкой, митингом и т. п.;

организуется в честь героя, праздника, знамена­тельного события; подводит итоги коллективной ра­боты, посвященной этому человеку или событию.

Звездный марш-поход может быть посвящен: па­мяти замечательного человека или группы героев (на­пример, С. М. Кирова, «Молодой гвардии», пионеров-героев), жизнь и подвиги которых изучались и изу­чаются всеми членами коллектива; общенародному празднику, например годовщине Великой Октябрьской революции, Дню рождения В. И. Ленина («Ленинский марш-поход»), юбилею Советской Армии, празднику Победы, Дню рождения комсомола, пионерской органи­зации и т. д.; Дню рождения коллектива, его истории, традициям, перспективам.

Звездный марш-поход проводится обычно в течение полутора, двух или нескольких часов, но может длиться и дольше, в зависимости от темы, характера заданий и возможностей участников.

Участниками звездного марша-похода могут быть члены одного классного коллектива (тогда по маршру­там идут микроколлективы — например, октябрятские звездочки или пионерские звенья со своими старшими друзьями) или союза старшего и младшего классов (тогда по маршрутам идут сводные команды звеньев и звездочек), несколько классных коллективов или объединения делегатов разных школ, пионерских лаге­рей и т. п.

Подготовка к звездному маршу-походу начинается с общего сбора-старта участников или слета-старта представителей участвующих коллективов (например, школ). На такой встрече сообща — по предложениям участников—составляется план похода: определяется его тема, примерное содержание и типы заданий на маршрутах, количество застав, характер общих дел при встрече в центре «звезды», отличительные знаки участ­ников и т. д. Создается штаб похода — из старших ре­бят и взрослых. Члены штаба будут отправлять кол­лективы со старта на каждом маршруте, пропускать через заставы, руководить встречей на финише.

Готовясь к звездному маршу-походу, каждый кол­лектив собирает и изучает материал по намеченной теме (может провести тренировку, например, использо­вать турнир-викторину—см. памятку), оформляет значки, плакаты к митингу и т. д. Штаб детально раз­рабатывает маршруты-лучи, намечает пункты старта на каждом маршруте, места застав, продумывает итого­вую встречу в центре «звезды», составляет задания — одинаковые или однотипные для каждого маршрута, готовит секретные пакеты с этими заданиями, сообщает коллективам время старта, распределяет своих членов по местам старта и заставам.

Примерные типы заданий, даваемых на старте и на заставах

— Ответить на вопросы по теме похода, например о жизни героя, истории праздника, памятных делах своего коллектива и т. п.

— Спеть дружно и красиво песню, связанную с те­мой похода (это может служить пропуском на очеред­ную заставу).

— Сочинить и выучить (по ходу движения) песню или куплет песни (на знакомую мелодию) в честь от­мечаемого события, чтобы исполнить   при встрече на
финише.

— Придумать речевки-лозунги по теме похода для исполнения по ходу движения и на 'итоговой встрече.

 

2.Найти и выполнить дела на пользу и радость окружающим людям, например, поздравить их с празд­ником, расчистить от снега дорожки и т. д.

3.Подготовить творческий рапорт для итоговой ли­нейки.

 

Советы организаторам

4.Если в звездном марше-походе участвуют от­дельно старшие и младшие коллективы, то лучи-марш­руты надо разработать с учетом возраста: младшие выходят со старта позже, проходят более короткий путь и меньшее число застав.

5.Взрослые участвуют в марше-походе не только в качестве членов штаба, но и как комиссары колонн, движущихся по маршрутам.

6.Первый секретный пакет с указанием маршрута и заданием, которое нужно выполнить к первой за­ставе, вручается каждому коллективу на старте; остальные пакеты даются на заставах; некоторые зада­ния служат как бы пропуском на следующую заставу (например, исполнение песни или речевки), их нужно готовить во время движения, другие выполняются на самой заставе, например ответы на вопросы по теме похода, причем коллектив выпускается с заставы только по выполнении такого задания.

7.Для выполнения задания на самой заставе дается определенное время, например 5—10 минут.

8.В первом секретном пакете надо указать обязательное время прибытия на место встречи — в центр «звезды» (это время — общее для всех коллективов).

9.Выпустив «свой» коллектив со старта или по­том — со своей заставы, члены штаба могут сопрово­ждать этот коллектив в дальнейшем движении и участвовать в выполнении заданий — в сочинении песен и речевок, хоровом пении, в трудовых делах и т. д.

10.На месте встречи происходит торжественная ли­нейка с творческими рапортами, звучат речевки, песни (в том числе и сочиненные во время марша-похода!),
стихи, короткие выступления в память и честь героя, праздника, знаменательного события.

По окончании линейки и митинга (они не должны длиться более 20—30 минут) участники могут пройти общей колонной по улицам города, поселка, села, устроить воскресник или другое коллективное дело в честь памятного события или замечательного чело­века. В этом случае еще полнее используются воспи­тательные возможности идейно-политического, нрав­ственного, умственного и эстетического воспитания в их единстве.

ЛЮДМИЛА САФОНОВА, ГАЛИНА РОГАЧЕВА, НИКОЛАЙ ИВАНОВ

УЛЬЯНОВСКИЙ ЗВЕЗДНЫЙ МАРШ-ПОХОД

Из материалов совместной работы Коммуны имени

Макаренко с коллективами Ульяновской, Саблинской,

Красноборской и Никольской школ Тосненского района

Ленинградской области

I

По одному из «лучей»

Наступило воскресенье. У всех кимовцев, собравшихся в по­селке Ульяновка на свой двадцать седьмой съезд, в этот день было особенно приподнятое настроение. Во-первых, погода была — как по заказу! — удивительно хорошая: на небе ни облачка, сияет солнце, сверкает снег. А самое главное— нам просто нужно было иметь отличное настроение, чтобы успешно провести трудное и важное дело: звездный марш-поход в честь Дня рождения Марии Александровны Ульяновой.

Еще за несколько дней мы вместе с делегатами четырех школ наметили маршруты такого похода и назвали их «лучами». На каждом маршруте — три заставы. И все лучи сходятся у домика, где когда-то жила семья Ульяновых и где бывал Владимир Ильич.

Наш кимовский отряд, носящий название «Ромашка» (люби­мый цветок Гайдара), отвечает за один из лучей-маршрутов. Часть кимовцев будет действовать на заставах, а остальные поведут по этому маршруту большую группу ребят — пионеров и восьмикласс­ников из Саблинской железнодорожной школы.

И вот уже наша сводная бригада «Сокол» отправилась на место старта, к началу улицы, носящей имя Марка Тимофеевича Елизарова, зятя и друга Марии Александровны.

На старте был вскрыт пакет и прочитан приказ № 1 штаба звездного похода. В нем указывались маршрут и конечная цель движения бригады «Сокол» (и всех остальных бригад) —домик Ульяновых.

По пути к финишу «Соколята» должны пройти три заставы, а между ними — выполнить операцию СКН («Скорее к нам»), за­ходя в дома и приглашая и ребятишек, и взрослых на Веселую Зимнюю Спартакиаду в честь Дня рождения М. А. Ульяновой.

Итак, в путь!

А в это время на первой заставе уже все было готово к при­ему - «Сокола». Но тут выяснилось, что вблизи этой заставы есть возможность выполнить тимуровское дело: очистить дорожку от снега. Мы были этому очень рады, потому что путь до второй за­ставы был очень краток, буквально рукой подать.

Итак, «Соколята» под звуки горна и в сопровождении много­численной группы учителей приближаются к первой заставе. Но не тут-то было: застава закрыта! Ребята предъявляют «пропуск»: песню «Смело, товарищи, в ногу!». Поют вдохновенно. Затем ко­мандир отдает рапорт о прохождении первого этапа похода и вы­полнении операции СКН. Как мы поняли, приглашение проходило успешно.

Предложение о проведении экстренного трудового дела встре­чается с бурной радостью. «Соколята» тут же выделяют из своих рядов несколько человек. Они буквально выхватывают лопаты у мальчика и женщины, расчищавших дорожку. Нашлось еще не­сколько лопат. Остальные соколята отвечают на вопросы бойцов заставы:

1. По какой улице вы идете? 2. Кто из семьи Ульяновых бы­вал в Саблино? 3. Как Мария Александровна поддерживала своих детей в то время, когда они находились в тюрьмах и ссылках?

На первый вопрос отвечают сразу, наперебой. На следующие два — несколько минут совещания по звеньям, и ответы готовы А в это время ребята, расчищавшие дорожку, выскребли снег до самой земли. Затем командир заставы зачитывает приказ № 2, в котором сообщается «пропуск» на следующую заставу: песня «Молодая гвардия».

На пути до второй заставы ребята продолжают операцию СКН, повторяют песню.

И вот — вторая застава. Быстро ответив на заданные вопросы, «Соколята» стали сочинять свой куплет общей песни — подарка, празднику (на мотив «Песни о Мальчише-Кибальчише» Фаттаха).

Вот и последняя, третья застава. Здесь «пропуском» была «Песня о тревожной молодости». Ответив на вопросы, «Соколята» стали дружно составлять коллективный рапорт о походе. Затем быстро построились и под звуки горна отправились к домику Ульяновых.

II

Так закончился звездный поход...

Саблино. Домик Ульяновых. Почти одновременно подходят к нему с разных сторон сводные отряды ребят и взрослых из че­тырех школ: «Искатели», «Вега», «Сокол», «ГИД». Во всю длину стены дома — лозунг, любовно написанный «Соколятами»: «С Днем рождения М. А. Ульяновой!» Рядом портрет Марии Александ­ровны, который тоже нарисовали сами ребята.

Ровно полдень. Пора начинать. На крыльце (сейчас это три­буна) — знамена школ, участвующих в сегодняшнем празднике, знамя КиМ, знаменосцы. Дежурный командир коммуны Валя Ночевкина обращается ко всем:

— Товарищи участники звездного похода! Начинаем наш ми­тинг, посвященный Дню рождения Марии Александровны. Подго­товиться к сдаче рапортов! Отряду «ГИД» сдать рапорт!

Отряды один за другим сдают коллективные творческие ра­порты о выполнении операции СКН, о том, как они поздравляли старших и младших с наступающим двойным праздником — Днем рождения М. А. Ульяновой и Международным женским днем, о прохождении «застав», о трудовых делах, которые они сумела сделать во время пути к домику, поют куплеты сообща сочинен­ной песни.

По маршруту мы шагаем

От заставы до заставы.

Мы приказы выполняем,

Мы шагаем не за славой!

Дружба нас ведет в поход, ребята,

Мы гайдаровцы-орлята!

Мы гайдаровцы-орлята!

Тамара Кучеренко, Коля Иванов, Галя Рогачева рассказывают о Марии Александровне, о ее безграничной любви к детям, силе характера и чуткости, о глубоких душевных переживаниях, выпав­ших на ее долю...

Озорные мальчишки и девчонки, сейчас притихшие, внима­тельно слушают. О чем они думают? Может, вспоминают и своих матерей, добрых и строгих...

Так прошел митинг, отличный от тех, на которых мы сами не­редко бываем... Не было штампованных фраз, не было равнодуш­ных. Все было искренне, от души, никто не остался простым зрителем.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — творче­ское организаторское дело, означает участие каждого члена коллектива в раскрытии 'перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана таких дел.

Коллективное планирование — школа ответственно­сти и заботы, школа самовоспитания и обучения каж­дого важнейшим. организаторским умениям, прежде всего — умению строить личную и общую радостную перспективу — ближнюю, среднюю, дальнюю.

Варианты и приемы коллективного планирования

1. Перспективное планирование, которое может включать в себя:

12поиск и выбор важнейших дел или серий дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, далеким друзьям, в том числе таких дел, подго­товка к которым будет продолжаться долгое время (например, зимний лагерный сбор, летний поход-путе­шествие или гайдаровский рейд), и постоянных дел-поручений, по очереди выполняемых микроколлективами — звездочками, звеньями и др. (см. памятку «Чередование традиционных поручений»);

13поиск и выбор героя или героев коллектива, жизнь которых будет изучаться всеми членами коллек­тива, образ которых будет примером и образцом в по­ вседневной работе и самовоспитании, память которых коллектив будет свято чтить;

— поиск и установление обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива, например ри­туала ежемесячной смены командиров звездочек или звеньевых, открытия и закрытия общего сбора, почета красного флага или знамени коллектива.

Перспективное планирование может происходить после создания коллектива, на первом общем сборе — рождении коллектива (см. памятку «Сбор — рождение коллектива»), на общем сборе-старте в начале нового учебного года, после приезда в лагерь, перед походом, в начале нового года жизни коллектива—после празд­ника Дня его рождения (см. памятку «Общий сбор»).

Для того чтобы каждый член коллектива действи­тельно стал активным участником перспективного пла­нирования, можно использовать такие приемы коллек­тивной организаторской деятельности:

— конкурс между первичными (микро-) коллективами на лучшие предложения о жизни нашего коллек­тива;

— анкета-копилка типа «Хочу, чтобы было так» или «Думаю — мечтаю — предлагаю»;

— специальная газета-молния (см. памятку);

— закрытый конкурс на лучшие предложения о жизни коллектива, в котором могут принять участие все желающие, ребята и взрослые, лично или с товари­щами, причем каждый автор (или группа авторов) по­ дает свои предложения в пакете под девизом вместе с другим запечатанным пакетом, в котором раскры­вается авторство (эти вторые пакеты обнародуются только после рассмотрения и оценки всех предложений под девизами).

2. Составление плана общих дел коллектива на оче­редной срок, например на месяц, на период школьного года (на осень, зиму и т. п.), на неделю (в лагере).

Происходит на общем сборе-старте или на Большом общем сборе (см. памятку «Общий сбор»).

Здесь же определяется, кто будет участвовать в каж­дом деле (весь коллектив или отдельные первич­ные (микро-) коллективы — по желанию или сводные объединения добровольцев) и кто будет организатором того или иного дела: или совет коллектива (он может быть избран на этом же сборе на новый срок, напри­мер на месяц или на период школьного года), или спе­циальный «совет дела» (штаб, комиссии и т. п.) из представителей всех первичных коллективов, отвечаю­щий за подготовку и проведение данного дела, или ко­мандир сводного отряда.

Вот примерная схема такого плана общих дел, со­ставленного общим сбором:

 

«Наши дела

(осенью)»

   
Для кого сделаем? Что сде­лаем? (коллектив­ные твор­ческие дела) Кто участ­вует? С кем вместе сделаем? Кто органи­зует? Когда и где сделаем?
I. Для своего кол­лектива (школы, класса) II. Для окружающих людей, для родного края III. Для далеких дру­зей        

Для того чтобы каждый член коллектива стал ак­тивным участником такого календарного планирования, можно использовать следующие приемы коллективной организаторской деятельности:

— «гайдаровскую разведку» (см. памятку) или «общую разведку дел и друзей» с такими «маршрутами», как «родная школа», «окружающая жизнь», «семья и родные», «далекие друзья», «пионерские газеты и журналы», «октябрятские (пионерские, молодежные) ра­диопередачи»; при этом лучше всего, если в разведку идут все микроколлективы со своими старшими друзь­ями, такая разведка может длиться несколько дней;

— конкурс между первичными (микро-) коллекти­вами на лучшие предложения к плану или закрытый (под девизами) конкурс всех желающих (см. выше);

— выпуск газеты-молнии с вопросами-задачами и копилкой предложений.

3. Разработка плана отдельного, наиболее важного, трудного или нового дела всеми членами коллектива; происходит на специальных общих сборах-стартах.

При этом руководитель коллектива может заранее (или на самом сборе) рассказать о значении и особен­ностях данного дела, о возможных вариантах его про-

ведений; затем идет работа (на самом сборе — в тече­ние 15—30 минут — или предварительно) по первичным (микро-) коллективам, например по звездочкам или звеньям, где каждый высказывает свои пожелания и готовится коллективное предложение об этом деле (как лучше его провести) или свой проект этого дела; нако­нец, происходит смотр предложений или проектов, их защита, обсуждение, сообща отбираются самые удач­ные или создается объединенный проект, составляется план предстоящего дела.

Каждый член совета коллектива (например, коман­дир и вожатый звездочки или звеньевой) или «совета дела» организует работу своего микроколлектива по осуществлению разработанного сообща плана. Соби­раясь на совет, представители микроколлективов коор­динируют их усилия, договариваются о совместных, действиях, решают возникающие по ходу работы во­просы.

 

Советы организаторам

— В период подготовки к общему сбору — во время «Общей разведки дел и друзей», конкурса на лучшие предложения и т. д. — взрослые члены коллектива, его руководители и друзья помогают микроколлективам (лучше «по секрету»), устраивают их сборы «в гостях»
(дома), подсказывают маршруты разведки, советуют провести те или иные дела (на выбор!), подбадривают, поддерживают и помогают развить предложения, возникающие у самих ребят.

— На самом общем сборе взрослые действуют как заинтересованные, увлеченные общим поиском участ­ники коллективного планирования — ив качестве веду­щих, и в составе микроколлективов: помогают ребятам сравнивать различные варианты, учат  ставить друг
другу (Вопросы ('Например, во время защиты проектов), отбирать наиболее подходящие решения, кратко обобщать результаты обсуждения, формулировать решения.

— Во время текущей работы по осуществлению за­думанного очень важно учить ребят (и прежде всего личным примером!) подходить к этой работе как к вы­полнению общего решения, как к заботе о своем кол­лективе, о его чести. С этих позиций должен вестись контроль за выполнением плана (самими ребятами вместе с их 'старшими друзьями), например советом коллектива или дежурной звездочкой, звеном (см. па­мятку «Чередование традиционных поручений»), предъ­являться требования, даваться оценка действиям от­дельных членов коллектива и первичных (микро-) коллективов.

—Нельзя забывать, что коллективное планирование происходит тем успешнее, чем активнее все члены коллектива обсуждают свой собственный опыт (например, на общих сборах-«огоньках» или на Больших об­щих сборах), извлекают из него уроки на будущее,
а также чем вдумчивее они знакомятся с опытом других коллективов, сравнивают этот опыт со своим, учатся и на успехах, и на ошибках (см. памятку «Смотр дружбы»).

—Составляя план воспитательной работы, педа­гог — руководитель коллектива — намечает систему своих собственных действий, направленных, в частности, на то, чтобы обеспечить активное участие каждого воспитанника в коллективном планировании общих дел.

ОБЩИЙ СБОР — высший орган коллектива, обсуж­дающий и решающий важнейшие вопросы его жизни.

Правильно организованный общий сбор — незаме­нимое средство взаимного воспитания и самовоспита­ния, в особенности развития чувства ответственности за общее дело, за свой коллектив, за свои личные дейст­вия и поступки. Общий сбор открывает широкий про­стор для коллективного творчества, сплочения ребят и их старших друзей, формирования идейной убежден­ности, сознательной дисциплины, организаторских спо­собностей, умения строить перспективу, планировать, искать и находить решение жизненно важных задач, отстаивать правильное решение и признавать правоту товарищей, оценивать дела, поступки, личные качества товарищей и свои собственные.

Примерные варианты общего сбора

1)Сбор — рождение коллектива. Оформляет «лицо» коллектива: обсуждает и решает вопрос о названии коллектива (и микроколлективов), девизе, эмблеме, песне-гимне, традиционных праздни­ках и т. д. (см. памятку «Сбор — рождение коллек­тива»).

2. Общий сбор-старт.

Здесь происходит либо перспективное планирование жизни коллектива, либо составляется план общих дел коллектива на очередной срок, например на месяц или на период школьного года (на осень, зиму и т. д.), либо разрабатывается план предстоящего творческого дела (см. памятку «Коллективное планирование»).

3. Общий с б о р - «о г о н е к».

Обсуждается проведенное коллективное творческое дело («по горячим следам») или жизнь коллектива за какое-то время, например за месяц (в классном коллективе) или за Период два-три месяца или за день— в походе, на лагерном сборе и т. д., а также опыт дру­гих коллективов (см. памятку «Смотр дружбы»). Целе­сообразно вести обсуждение по трем вопросам такого типа: 1) что было хорошо? что удалось? понравилось? и почему?; 2) что не получилось? было плохо? не по­нравилось? и почему?; 3) что предлагаем на будущее?

4. Большой общий сбор — соединение «огонь­ка» и «старта».

Проводится в том случае, если от обсуждения про­веденных дел можно сразу же перейти к составлению плана общих дел на следующий срок, например в классном коллективе — раз в месяц.

5. Экстренный общий.сбор (в том числе сбор по тревоге, сбор-ЧП).

Обсуждается какое-либо событие, требующее сроч­ного решения коллектива. Созывается по инициативе совета коллектива, например в связи с выпуском га­зеты-молнии или сообщением гайдаровской разведки. (см. соответствующие памятки).

6. Общий сбор — «откровенный разгово р».
Здесь все члены коллектива по очереди (по кругу)

говорят об одном из товарищей (например, о командире звездочки, звеньевом, председателе совета отряда) или о каждом. Закон такого разговора: всю правду в глаза, о хорошем и о плохом и никаких обид!

Во всех указанных выше вариантах общий сбор це­лесообразно строить как дружную работу микрокол­лективов (например, в октябрятской группе — звездо­чек и их старших друзей, в пионерском отряде — звеньев, в старшем классе — бригад, в походе — ко­манд, сводных отрядов и т. д.), как заботу каждого (вместе с товарищами по микроколлективу) о своем коллективе, о его чести, о его движении вперед, о его радостной, красивой, умной жизни, о его служении лю­дям.

Участники сбора располагаются своими микрокол­лективами по кругу, так, чтобы каждый видел всех и все видели каждого. Ведущий (или ведущие, например, кто-либо из ребят и один из их взрослых друзей) ста­вит вопросы, которые нужно обсудить и сообща решить (или напоминает эти вопросы, если они были объяв­лены раньше, до сбора, и члены коллектива не начали думать над ними). Затем дается время—в зависимости от характера и объема вопросов — для совещания по микроколлективам (например, 10—15 минут). Сомкнув­шись в тесные кружки, участники сбора сообща ищут решение стоящих вопросов-задач, причем каждый вы­сказывает свое мнение, свое предложение, обдумывает сказанное товарищами. Руководитель микроколлектива (вожатый, звеньевой и т. д.) сводит воедино высказы­вания товарищей, составляет общее мнение микрокол­лектива. Если вопросов несколько, то лучше распреде­литься, кто по какому вопросу собирает мнения и пред­ложения членов микроколлектива и будет выступать от его имени.

Следующая часть общего сбора — выступления представителей всех микроколлективов с их мнениями и предложениями, свободное обсуждение этих выступ­лений, возможно — спор, дискуссия, в которой нужно доказать свою правоту, раскрыть и обосновать преиму­щества своих предложений. Ведущий (или ведущие) направляет это обсуждение и формирует решение, ко­торое нашли участники общего сбора и с которым со­гласны все или, по крайней мере, их большинство.

Советы организаторам

— Хорошо открывать общий сбор любимой песней, а завершать девизом коллектива.

— Если во время обсуждения.возник новый острый вопрос, выявились взаимоисключающие точки зрения или предложения, стоит дать возможность снова подумать, посовещаться по микроколлективам (чтобы каждый мог высказать свое отношение к этому, выслушать всех товарищей), — для этого можно предоставить не­ большое время, например 5—7 минут. Затем представители микроколлективов выступают с тем мнением (или решением), которое сложилось    в результате «внутренних» обсуждений.

— Взрослые друзья ребят и во время общего сбора увлеченно, заинтересованно работают вместе с ними: думают, советуются, ищут лучшие решения — или в ка­честве ведущих или в составе микроколлективов. Но только не со стороны!

—  Хорошо, если взрослые стараются своими мне­ниями, предложениями поддержать, развить, дополнить выступления ребят. И увлечь их горячим словом, и озадачить с помощью волшебного «А почему?», и под­лить масла в огонь спора: «Ну-ка, докажите нам, что ваше предложение лучше!».

МАРГАРИТА АЛЕКСЕЕВНА БЕСОВА (учительница, член Коммуны имени Макаренко)

ВМЕСТЕ С ОКТЯБРЯТАМИ - ШАГ ЗА ШАГОМ

Страницы дневника воспитательной работы с 1 классом школы в г. РеЖ-1 Свердловской области

Сентябрь. Итак, мой 1 класс... Знакомлюсь. Все разные, но пока вижу некоторых. Через несколько дней начинаю «охватывать» весь класс.

Первые выводы: дети ужасно недружные, без конца дерутся, дисциплины в классе нет.

Следовательно, моя первейшая цель — сдружить их, а для этого — объединить в звездочки по желанию, пусть это будут звездочки, состоящие только из мальчишек или только из девчат.

Приходят вожатые — девочки 5 класса. Вместе с ними расска­зываем, кто такие октябрята, что такое звездочка, почему там изображен Ленин. Потом вожатые заучивали с ребятишками пра­вила октябрят.

Весь этот период — до приема их в октябрята — я присматри­валась к детям, наблюдала, кто с кем дружит, кто с кем рядом живет, чтобы потом для меня не было неожиданностей в содруже­стве-звездочке.

Осенью мы часто ходили в лес, и ребята, перебивая друг друга, рассказывали мне о доме, о мамах, о папах, о различных случаях из их жизни. Хотелось глубже рассмотреть каждого, уви­деть в любой обстановке.

Осень была очень красивой. Желтые березки на фоне темно-зеленого соснового бора выглядели нежно и трогательно. Обра­щали внимание детей на все: на разрушенный кем-то муравейник, на березки, на пение птиц.

Октябрь. Начали формировать группы октябрят по желанию. Ребята были страшно довольны, ходили обнявшись, шептались между собой, даже домой уходили вместе.

Наконец, долгожданный день наступил: 4 ноября мои малыши станут октябрятами.

Прием в октябрята происходит в зале школы. В зале около стен стройные ряды пионеров — все в белых рубашках и красных галстуках. Лица торжественные. Октябрята входят в зал. Раз­даются звуки горна и барабана. Ребятишки ошеломлены и растеряны — не знают, куда идти. Веду их к сцене. Потом четырех­угольником выстраиваются все первые классы. Раздается торжест­венный голос вожатой. Вносится знамя. Ребята замирают. Глаза их блестят.

Выступают пионеры. Каждому октябренку прикалывают на грудь звездочку и дают небольшой подарок — книжку.

Мои октябрята дружно поют «Октябренка», которого сами же переименовали в «Песню о счастливом человеке», потом — «Мы ве­селые ребята» и т. д. В конце праздника игры и танцы, пение лю­бимых песен. Потом, счастливые, все идут домой.

13 ноября. Проводим первый общий сбор «Рождение октябрятского коллектива».

1. Мое предложение — каждой звездочке выбрать свое название,
подумать о том, кого выбрать командиром.

Все активно — по звездочкам — предлагают и обсуждают назва­ния. Саша Д. сидит и усмехается. Саша — очень трудный мальчик. Еще в детском саду его не любили. Он не может спокойно сидеть, никогда не смотрит в глаза, делает все назло. Но однажды я пой­мала влюбленный взгляд его, брошенный на входившего в класс Игоря Александровича, который все время что-нибудь мастерил в классе или у себя в кабинете черчения. С тех пор своим неиз­менным помощником мы делали Сашу: он включал в розетку штепсель (нужно было забираться на стол), держал и подавал молоток и гвозди, вешал на гвоздики картины...

Но сейчас на сборе Сашу ничто не интересует. Он смеется над мальчишками своего звена и предлагает такие названия, которые вызывают нехороший смех.

Теперь каждая звездочка объявляет свое название — I звез­дочка— «Спутник»; II звездочка — «Космонавты».

Минуя III звездочку, сразу обращаюсь к той, где Саша Д.,— V звездочке:

— И у вас, ребята, должно быть красивое название. Какое же?

Смех прекратился. Ребята стали предлагать названия. Неожи­данно Саша предложил: «Давайте назовем «Солнышки»... Доволь­ная, я тихо сказала: «Отличное название. Молодец!». Саша опустил голову.

Потом объявили свои названия и другие звездочки: III — «Ор­лята», IV—«Звезда», VI — «Флажки».

—Выбрали командиров звездочек: Паньшин, Березин, Деева,
Овчинникова, Козицин, Жуйкова.

—Вместе думаем, какой сделать значок для командира, чтобы
его сразу видно было.

Каждая звездочка совещается.

«Орлята»: на рукав — красный флажок.

«Солнышки»: на рукаве рисунки — орленок, флажок, звезда (по названию звездочки).

«Флажки»: на рукав — звездочку.

Остальные звездочки сразу соглашаются со всеми предложе­ниями, даже не объявляют своих.

Принимаем предложения «Орлят». Итак, у командира каждой звездочки на левом рукаве — красный флажок.

4. Обсуждаем, как провести «Праздник прощания с Букварем».Предлагают загадки, стихи, песни, игры.

Надя П.: «Можно, я буду читать книжки-малышки?»

Говорю, что у меня есть материал для праздника. Его нужно разделить по звездочкам.

Делим так: I и II звездочки — коллективная декламация, III и IV — сказка «Буква «я», V — сценка «Азбука», VI — стихи, здесь же «Родная речь» и Букварь.

Песни исполнять будем вместе.

Готовиться будем так: I звездочка ищет загадки о книге и др.; ц — выбирает для чтения книжки-малышки; III — ищет в Букваре подходящие для праздника стихи; IV—оформляет класс; V и VI — рисуют приглашения родителям на праздник.

5. Все вместе решили, что. песней-гимном нашей октябрятской группы будет песня о счастливом человеке — «Октябренок».

20 ноября. Репетиция. После уроков остается I звездочка. Об­суждаем, какие загадки подойдут для праздника, какие не подойдут. • Выбрали так, что каждому досталось по 2 загадки. Отрабатываем дикцию и выразительность.

11 декабря. Праздник прощания с Букварем. Ребятишки наряд­ные, праздничные. К 12 часам собираются родители. Люба и Надя встречают их у дверей школы и провожают в класс. Праздник начинается. Строем входят участники декламации. Все поют «Песню болгарских школьников». Потом сказка, инсценировка.

Саша Д. — «Букварь». Свои слова он произносит сердито, ни на кого не глядя, — чувствую, что это просто от из


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: