Из материалов совместной работы КиМ с коллективом

Ульяновской средней школы

Ленинградской области

...Надо было закончить школьный праздник каким-то бурным финалом. Было решено устроить кольцовку песен. Быстро разби­лись на 5 команд. В каждую команду входили октябрята, пио­неры, старшеклассники, учителя и мы, кимовцы. Учитывая столь широкий состав, кольцовку сделали «свободной»: можно было спеть куплет любой песни.

Итак, слово дается первой команде, которая звонко поет на­чало песни «Главное, ребята, сердцем не стареть!». И сразу же по окончании припева следующая по кругу команда запевает «Смело, товарищи, в ногу!». И пошла кольцовка!

Трудность была в том, что каждая команда за короткий срок должна была придумать для исполнения песню, знакомую всем — и старшим, и младшим. Так как участниками были пионеры, ок­тябрята, комсомольцы и «старая гвардия», то чередовались песни всех этих поколений.

КОНЦЕРТ-МОЛНИЯ — познавательная игра-обо­зрение, участники которой (несколько команд) готовят за короткое время (не более 30 минут) импровизиро­ванные коллективные выступления по общей про­грамме.

Программа концерта-молнии составляется также экспромтом, лучше всего советом капитанов команд по предложению участников.

В программу включаются несколько (3—5) обяза­тельных для каждой команды жанров, например: 1) хоровое пение, 2) танец, 3) декламация, 4) сценка, 5) оригинальный жанр.

Программа может быть усложнена таким заданием: объединить все обязательные номера единой темой или сюжетом. В результате каждая команда покажет не­большую концертную сюиту или даже спектакль. При этом возможны два варианта:

а) тема (сюжет) таких сюит-спектаклей для всех
команд общая (выбирается также сообща — советом
капитанов по предложениям команд);

б) каждая команда, начиная подготовку, придумы­вает свою тему (сюжет).

Примеры тем (сюжетов)

— День в пионерском лагере.

— В туристском походе.

— Встреча Нового Года.

— Проводы зимы.

— Праздник на корабле.

— Лесной карнавал.

— Бойцы на привале.

— На всемирном фестивале.

— Встреча друзей с Кубы.

— «Обь» прибывает в Антарктиду и др.

Порядок игры-обозрения

3.Создание команд (если решено участвовать свод­ными коллективами), выборы капитанов, составление программ (перечня обязательных жанров и т. д.);

4.Подготовка концерта по командам (время 15—20 минут, в любом случае не больше получаса);

5.Поочередные выступления команд, причем время для выступления каждой команды ограничено при­мерно 5—7 минутами.

Завершить концерт-молнию можно общей песней, например самой удачной из тех, которые были испол­нены во время командных выступлений.

Проводить концерт-молнию можно во время празд­ничных утренников, вечеров, на привале в походе, в пе­рерыве для отдыха между трудом, во время ожидания начала какого-либо дела (особенно, когда это ожида­ние неожиданно затягивается) и т. д.

Соревнования между командами устраивать не стоит. Пусть каждое выступление имеет одну цель: удо­вольствие, радость товарищей, а весь концерт будет своеобразным обменом сюрпризами.

Участниками концерта-молнии могут быть и по­стоянные коллективы (например, октябрятские звез­дочки со своими старшими друзьями, пионерские звенья, классные коллективы), и сводные объединения.

Сводные команды можно создавать различными способами: по жребию, по именам участников (объ­единения тезок — «Вали, Али, Оли и Коли»; «Тани, Ани, Вани и Мани»; «Сережи и Людмилы» и т. п.), по времени их рождения (например, «Зима», «Лето», «Весна» и «Осень») и т. д.

Игра-молния открывает широкий простор для про­явления творческих способностей, находчивости, остро­умия, фантазии каждого участника, для сплочения кол­лектива, для возбуждения и укрепления мажорного тона его жизни.

 

ЛАРИСА ВОЛКОВА

«ТОПОТУШКИ» И ДРУГИЕ

Из материалов работы КиМ в Пулковской восьмилетней

школе

Нам довелось устроить концерт-молнию на сборе дружины. Собрали желающих из разных классов — от четвертых до седьмых. Разбились на три команды. Условились подготовить по пять но­меров: сценка, песня, танец, стихотворение и оригинальный жанр. Команды разбежались в разные помещения, и начались муки творчества.

Кимовцам пришлось потрудиться. Все «горели» и даже очень ярко. Уже потом, в пионерской комнате, Галя Асанова копировала меня, как я призывала творить: «Ну, давайте, думайте, давайте!». Решили оформить команду. Как ее назовем? Расшифруем слово? Какое? — Музыкальное. Перебрали все инструменты. Оста­новились на гитаре. Итак, «Гитара» — Группа Исключительно Та­лантливых Активных Ребят Актеров. Сделали эмблему (гитару). При объяснении правил было сказано, что поощряться будет выступление, связанное единым сюжетом. Долго думать не при­шлось. Вспомнили, что сегодня День здоровья, и тут же — песня «Ни мороз нам не страшен, ни жара», а за ней сценка о том, как летом укрепляли здоровье, делали зарядку. Стихотворение и ори­гинальный жанр долго придумать не могли. Но кто ищет, тот всегда найдет. И мы нашли изюминку у Пушкина. Он призывает сидеть у лукоморья под дубом зеленым и дышать свежим воз­духом.

Иногда зарядку может

Заменить веселый танец.

Ногу поднимай повыше —

Будешь прыгать крыши выше.

Будешь «Еньку» танцевать —

Сильным, ловким можешь стать!

Истекли полчаса, данные на подготовку. Собрались опять все вместе. У всех вид заговорщиков. Каждый старается отгадать: «А что у вас?». Выбрали жюри (в него вошли учителя и кимовцы).

Первая команда — «Топотушки». Все выдержано в стиле ан­самбля русской народной песни и танца. Все четко, интересно. За ними — наша «Гитара». Мы сами не выступали, а у «Топотушек» кимовцы старались больше ребят. И надо подумать, как лучше. Ведь потом ребята будут действовать сами, без нас!

Третья команда выступила безымянной. Ребята здесь подготовились слабо. «Выехали» на 2—3 мальчишках. Но хорошие вы­ступления они видели и вывод для себя сделали.

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОНКУР­СЫ — коллективные познавательные дела, развиваю­щие творческие способности каждого участника и осно­ванные на обмене знаниями, впечатлениями, интере­сами.

Литературно-художественные конкурсы лучше всего строить как совместную деятельность, друзей по микро­коллективам — октябрятским звездочкам, пионерским звеньям, творческим бригадам, как заботу каждого — вместе с товарищами—о своем первичном коллективе, о его успехе в соревнованиях. Вместе с тем творческие работы — сказки, рассказы, рисунки и др., созданные в ходе конкурса, — должны рассматриваться всеми участниками как общее достояние, интересное и поучи­тельное как своими достоинствами, так и недостатками, должны использоваться на радость другим людям: ро­дителям, малышам, шефам, далеким друзьям (см. па­мятку «Сюрприз праздничный — гайдаровский»).

Примерные виды литературно-художественных конкурсов

1. Конкурс между микроколлективами на лучшую сказку на одну и ту же тему, выбранную сообща всеми участниками, или на различные темы.

2. Конкурс на лучший рассказ или сказку в картинках (с подписями) на общую или на свободную тему.

3. Конкурс на лучший коллективный рисунок—на общую или на свободную тему.

4. Конкурс на лучшую подпись под рисунком или серией рисунков.

5. Конкурс на лучшее письмо далеким друзьям.

6. Конкурс на лучшую подпись под фотоснимком пли серией фотоснимков.

Советы организаторам

6. Конкурсы можно проводить или «молнией», т. е. в течение короткого времени (час-полтора), или предо­ставляя участникам несколько дней, неделю и т. п.

7. Темы <и содержание литературно-художественных работ могут быть самыми различными и определяются познавательными интересами участников, событиями общественно-политической жизни и т. д. (см. памятку «Рассказ-эстафета»).

. — Взрослые (учителя, родители) выступают как друзья-советчики микроколлективов, помогая им гото­вить сюрпризы для остальных участников конкурса.

8. Готовя свою работу на конкурс, члены микрокол­лектива могут трудиться вместе или эстафетой» — пе­редавая друг другу сказку, рассказ, рисунок для продолжения. При этом важно позаботиться, чтобы никто не остался в стороне.

9. Завершить конкурс лучше всего смотром-«защитой» всех представленных работ (авторы читают свои сказки, рассказывают о рисунках, отвечают на вопросы товарищей и т. д.), а затем коллективным обсуждением их достоинств и недостатков.

При этом очень важно обращать внимание ребят на положительные стороны каждой работы,

а при разборе недостатков показывать их поучительность для всех участников и вести коллективный поиск возможных пу­тей устранения этих недостатков.

10.Жюри конкурса (например, из взрослых и стар­ших ребят) должно так оценивать работы, чтобы не было обиженных, найти теплые и обнадеживающие слова для каждого микроколлектива. Можно использовать при этом памятные призы, например открытки:
«Самым начитанным», «За самый интересный сюжет», «За лучшее чтение своего рассказа», «За лучшую за щиту своего рисунка», «За дружную работу» и т. п.

11.Хорошо, если жюри рекомендует коллективу, как использовать творческие работы на радость людям, на­пример, с какими познакомить малышей, какие показать родителям, какие послать в подарок далеким друзьям.

 

РАИСА ШЕПЕЛЕВИЧ, АЛЛА ЛАТЫШ

КОНКУРС КОЛЛЕКТИВНЫХ РАССКАЗОВ В КАРТИНКАХ

Из материалов методической практики в 1 классе школы. №216 Ленинграда

Прозвенел звонок... Обычный шум, такой, как и на всех пере­менах других классов. «Ребята, пойдем поиграем...» — прозвучал неуверенно голос практикантки. Ребята остановились, глаза заго­релись, и все крикнули хором: «Пойдем!!!».

Мы вышли в коридор. Там объяснили правила игры. Ребята образовали круг. Мы дали первое предложение, а затем каждый по очереди придумывал свое предложение так, чтобы получался небольшой связный рассказ.

Прочитать весь рассказ-эстафету, составленный детьми, нам помешал звонок. А на следующей перемене ребята нас уже ждали. Практикантка оживилась: значит, ее труды не пропали даром — 40 ребят с нетерпением ожидают результата!

В этот-то день и мелькнула мысль: а что если продолжить эту игру по звездочкам? Посоветовались с руководителем практики и решили попробовать организовать конкурс на лучший рассказ-эстафету, и не простой рассказ, а в картинках!

— Ребята, — обратились мы к первоклассникам, — сейчас вы узнаете об одном интересном деле. Оно, это дело, не обязательное, но если вам понравится, то мы можем его вместе сделать. У вас несколько звездочек, каждая придумает свой рассказ и нарисует к этому рассказу столько картинок, сколько октябрят в звездочке.
Начало рассказа придумает командир, а продолжение — каждый из октябрят. Рассказы могут быть на любые темы. Лучшие рас­сказы поместим в альбом и пошлем ребятам на Север, в тундру...
А теперь подумайте минуту-две и решите — хотите вы устроить та­кое дело или нет?».

Проходит минута... Мы стоим у учительского стола и смотрим_ на ребят, стараясь угадать: какой последует результат? И вдруг общий возглас: «Хотим!». Да, момент запоминающийся... Ведь столько ребятишек смотрят на тебя и добровольно соглашаются с твоим предложением, ты их увлекла!

Был намечен срок проведения итогового конкурса рассказов. После этого можно и разойтись, как обычно. Но ребята вдруг окружили нас и стали задавать множество вопросов:

12.Далеко тундра?

13.Есть там весна?

14.Бывает там тепло?

15.Какие там ребята, тоже первоклассники?

16.А как лучше сделать рисунки, чтобы они понравились тем
ребятам?

Это хорошо. Значит, ребятам интересно делать радостные, приятные сюрпризы. Значит, они любознательны, интересуются жизнью детей, которые живут очень далеко.

О задуманном нами деле узнали и пионеры — вожатые звез­дочек. Каждый день помогали они своим младшим товарищам, часто подходили с вопросами и к нам, и к учительнице. Пионеры

только помогали октябрятам: и рассказы, и рисунки октябрята вы­полняли самостоятельно. Конечно, одни с этим справились лучше, другие хуже, но было так интересно наблюдать за их действиями, за тем, как командир вместе со своей звездочкой сидит за партой и думает, как лучше начать. Ведь они пошлют свои рисунки не­знакомым ребятам.

Подошел день, когда рисунки должны были увидеть все ок­тябрята, их старшие товарищи и вместе оценить, кто как спра­вился с этим делом.

На доске — рисунки. Под каждой серией рисунков написан номер звездочки-автора. Выходит I звездочка, ее командир берет «эстафетную палочку» и первым начинает рассказ, затем по оче­реди продолжают повествование остальные октябрята этой звез­дочки.

После этого командир повторяет весь рассказ целиком и, са­дясь на место, передает «эстафетную палочку» другому коман­диру...

Класс слушает внимательно, — ведь потом октябрята сами бу­дут оценивать работу товарищей и оценки должны быть справедливыми.

...Все звездочки побывали у доски, «эстафетная палочка» кладется на стол. Даются 2 минуты для того, чтобы посмотреть еще раз рисунки звездочек и вспомнить, как велся рассказ.

Мы ждем от детей мнений. И вот тихонечко поднимаются руки, звучат голоса ребят:

12.Мне понравились рисунки этой звездочки, а не понравилось, как октябрята подходили к доске, как они рассказывали, — не было видно, чтобы «болели» друг за друга.

13.Мне понравилась III звездочка: очень хорошие рисунки, хороший рассказ. Дружная звездочка.

И об остальных рассказах говорили ребята, что в них было хорошо, а что плохо.

Нельзя было не согласиться с мнениями детей, так как они были вполне объективны.

На следующий день оформили альбом, написали письмо и от­правили ребятам в тундру.

После этого ребята с нетерпением ждали ответа на свое по­слание, волнуясь и чуть не ежедневно спрашивая у учительницы: «А может, им не понравился наш альбом?».

Что же, их волнения понятны. Мы, взрослые, тоже ждем от­вета и волнуемся вместе с ребятишками.

ПРЕСС-БОЙ — познавательное дело-обозрение, хо­рошее средство расширения политического кругозора, обмена общественными знаниями, воспитания глубокого интереса к международной и внутриполитической жизни, к материалам прессы.

Проводить пресс-бой можно и между микроколлек­тивами - бригадами, командами и между большими кол­лективами (старшими классами, группами и т. п.).

Пресс-бой — особая разновидность турнира-викто­рины (см. памятку), которая используется в жизни комсомольских и молодежных коллективов.

Типы пресс-боя (для примера и дальнейшей разработки)

1. Свободный пресс-бой («атака веер о м»).

Коллектив делится на 4 (или 3) команды, условно1 назовем их А, Б, В, Г (команды придумывают свои на­звания).

Ведут политбой 2—3 человека, один из них записы­вает очки, присуждаемые командам (за правильный от­вет— 2 очка, за частично правильный— 1 очко).

Ведущий предлагает командам придумать по 3 во­проса — по одному для каждой из остальных команд. На это дается 10—15 минут.

Затем ведущий говорит, какой команде первой «ата­ковать». Например: «А атакует, остальные команды обороняются». Командир (или представитель) ко­манды А задает поочередно вопросы каждой «оборо­няющейся» команде. Обороняющаяся команда должна ответить, затратив на обдумывание не более минуты (или двух по предварительной договоренности). Если команда, которой задан вопрос, не сумела на него ответить или дала частично правильный ответ, любая из двух других обороняющихся команд может попросить слова и дать свой ответ. За такой ответ тоже присуж­даются очки. Если же никто из обороняющихся команд не может ответить на вопрос атакующей команды, по­следняя сама должна это сделать.

Допускается совещание команды. Отвечает желаю­щий или «уполномоченный» команды.

Затем по вызову ведущего атаковать начинает сле­дующая команда, например, Б, а В, Г и А занимают оборону.

Всего, таким образом, будет задано 12 вопросов. Су­дейская коллегия имеет право «отводить» те вопросы, которые носят случайный или слишком сложный харак­тер. В этом случае команда должна задать другой во­прос.

В конце пресс-боя судейская коллегия объявляет ре­зультаты.

В «свободном» пресс-бое могут быть заданы любые вопросы по международной жизни и внутреннему по­ложению СССР.

2. Пресс-бой по континентам («оборона в е е р о м»).

В этом случае создаются несколько команд. Каждая команда —по желанию или по жребию—становится представителем какого-либо континента. Например, команда А— Азии, Б— Африки, В — Европы, Г — Аме­рики. За несколько дней (а может быть, в течение. 2 не­дель) каждая команда:

2. знакомится с материалами о жизни «своего» континента по газетам, журналам «Новое время», «За рубежом», «Международная жизнь» и др.;

3. готовит «втайне» по одному вопросу для каждой из остальных команд по «ее» континенту. Например: «Европа» готовит вопрос по Азии для «Азии», вопрос по Африке для «Африки», вопрос по Америке — для «Америки».

На самом пресс-бое «оборону» занимает по очереди каждая команда, а ей задают вопросы по ее конти­ненту остальные команды.

В остальном эта форма пресс-боя напоминает «сво­бодный» пресс-бой.

3. Пресс-бой типа КВН.

Здесь участники разбиваются на 2 команды (по­этому данная форма особенно удобна для пресс-боя между группами, классами).

Заранее создается судейская коллегия, которая сама разрабатывает вопросы, во время пресс-боя предлагает их поочередно командам и дает оценку ответам.

При этом судьи могут задавать разные вопросы каждой команде (но объединенные одной темой) или один и тот же вопрос — обеим командам.

За более полный и глубокий ответ дается большее число очков.

4. «Свободный» пресс-бой двух команд
(«д уэ л ь»).

В отличие от пресс-боя типа КВН здесь вопросы придумываются заранее самими командами и пере­даются для утверждения в судейскую коллегию.

Этой коллегией предварительно определяется, сколько вопросов должна придумать каждая команда и на какие темы.

По сигналу судьи-ведущего представитель «атакую­щей» команды задает вопрос «обороняющейся». По же­ланию атакующей команды этот вопрос может быть за­дан на точного адресата («персонально») или всей команде. Но за правильный ответ в первом случае при­суждается уже не 2, а 4 очка, за частично правиль­ный— тоже в два раза больше: не 1, а 2 очка.

На обдумывание вопроса даются 2—3 минуты (по предварительной договоренности). Если вопрос задан «персонально», то думает и отвечает тот, кому был за­дан вопрос, без посторонней помощи. Если вопрос за­дан всей команде, то допускается совещание команд, и командир (или уполномоченный) дает ответ.

Судьи учитывают содержание вопроса и глубину ответа.

Примерная тематика для всех форм пресс-боя

3. Внешняя политика СССР и зарубежных стран.

4. Внутренняя политика СССР и зарубежных стран.

5. Международные проблемы и события.

6. Экономика, культура, обычаи, история, замеча­тельные люди одной из стран или континента.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ — познавательное творче­ское дело-обозрение, организуемое в форме ролевой игры-беседы членов определенной «делегации» с «пред­ставителями прессы»: корреспондентами различных га­зет и журналов, журналистами радиовещания и телеви­дения, кино- «фоторепортерами.

Участвовать в этом деле могут ребята разного воз­раста вместе со взрослыми.

Воспитательное значение «пресс-конференции» — об­мен знаниями, развитие любознательности, творческой фантазии, находчивости, чувства юмора, помощь в вы­работке правильного отношения к историческим и теку­щим событиям, к различным сторонам общественной жизни в прошлом, настоящем и будущем.

Варианты пресс-конференции

1. Встреча с людьми разных профессий:

а) из будущего или из прошлого (на машине времени);

б) из космоса, с одной из планет;

в) из зарубежных стран (например, после поездки
по Советскому Союзу);

г) из других краев нашей страны и т. д.

В состав такой делегации могут входить ученый, ин­женер, врач, педагог, архитектор, космонавт, спортсмен, геолог, юрист, музыкант, актер, моряк, летчик и др.

1. Встреча с делегацией дипломатов различных
стран.

2. Встреча с путешественниками, побывавшими
в разных местах земного шара.

4. Встреча с героями литературных произведений или пьес, кинофильмов и т. д.

5. Встреча с историческими деятелями или мифоло­гическими персонажами.

 

1. Встреча с деятелями искусства: писателями, ху­дожниками, артистами и др.

2. Встреча с людьми одной профессии из нашей
страны или из разных стран.

Участники игры коллективно решают, какой вариант использовать, выделяют желающих в состав делегации, выбирают «совет" дела» (3—4 чел.). Все" остальные уча­стники, не вошедшие в состав делегации, становятся представителями прессы.

Один из членов «совета дела» руководит делега­цией, другой отвечает за подготовку журналистов, тре­тий будет ведущим во время пресс-конференции. Еще лучше, если ведущими станут двое: кто-либо из ребят и один из взрослых.

Делегация и бригада журналистов готовятся к пресс-конференции каждая в отдельности. Координи­рует их подготовку «совет дела».

Делегаты придумывают себе роли, биографии, тре­нируются в ответах на возможные вопросы, если под­готовка длится несколько дней, — знакомятся с литера­турой. Для внесения в игру шутливой нотки можно придумать всем членам делегации интересные имена, звания, должности и т. п., создать интересное внешнее оформление делегации, но не пестрое и крикливое, а использовав отдельные атрибуты, чтобы не отвлекать от основного.

«Совет дела» заранее вывешивает объявление о пред­стоящей пресс-конференции, где перечисляются все члены делегации, чтобы к встрече журналисты могли подготовить подходящие вопросы. Часть вопросов (наиболее трудные) можно передать делегации до кон­ференции, чтобы делегаты заранее с ними познакоми­лись и подготовили ответы. Это стоит сделать, если тема пресс-конференции сложна, а члены делегации хо­тят чувствовать себя увереннее, особенно в начале пресс-конференции.

Каждый из журналистов тоже выбирает себе роль, становится представителем реальной или вымышленной газеты (журнала, радио, телевидения), отечественной или зарубежной, современной или будущей. Можно объединяться в небольшие группы. Иностранная пресса может иметь своих переводчиков. Каждый журналист (или пресс-группа) придумывает заранее несколько вопросов к делегации, соответственно ее составу. Вопросы могут быть и серьезными, и шуточными, однако послед­ними увлекаться не стоит.

Большую роль играют ведущие. Они представляют делегацию представителям прессы, знакомят их с руко­водителем делегации, направляют ход пресс-конфе­ренции.

Глава делегации представляет журналистам каж­дого члена делегации, принимает вопросы, обращенные ко всей делегации, передает их отдельным делегатам или организует молниеносное совещание всей деле­гации.

После представления членов делегации руководи­тель объявляет, какие вопросы поступили заранее и дает своим коллегам слово для ответа. Если же таких вопросов не было, ведущие сразу же предлагают пред­ставителям прессы задавать вопросы с места. Задавая вопрос, каждый журналист объявляет, какой орган пе­чати, радио, телевидения он представляет. Задавать вопросы можно всей делегации или отдельным ее чле­нам («персонально»). Конечно, задаются не только за­ранее подготовленные вопросы, но и те, что возникают по ходу конференции.

Как и вопросы, ответы могут быть достоверными и фантастическими, деловыми и шуточными, но юмор и здесь не должен быть самоцелью.

Задача делегатов и журналистов — в содержании и форме своих ответов, даже в стиле речи и внешнем поведении не выходить из принятых на себя ролей.

Ведущие используют свои права (предоставление слова журналистам, короткие реплики-комментарии, выражение благодарности и т. д.) для того, чтобы соз­дать и поддерживать оптимальный тон всей беседы: очень серьезный, но с легким оттенком иронии, юмора, снимающего излишнюю напряженность, облегчающего трудное положение делегатов, в которое они иногда по­падают. Ведущие должны предотвратить обе главные опасности: скуку формальных, школярских вопросов и ответов и легковесное балагурство.

Еще одна обязанность ведущих — правильно определить моменты, когда можно закончить пресс-конференцию, не допустив спада настроения из-за усталости участников. И здесь можно использовать шутливую форму, например «вспомнить», что делегатам пора мчаться в аэропорт, чтобы успеть еще на одну пресс-конференцию или на чрезвычайно важное заседание, и т. п.

Хорошо, если после пресс-конференции журналисты поделятся своими впечатлениями в специальном выпу­ске стенной, радио- или фотогазеты.

НИКОЛАИ ИВАНОВ

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ С ПОСЛАНЦАМИ КОСМОСА

Из материалов работы КиМ в Пулковской школе

— Уважаемые дамы и господа! Дорогие товарищи и друзья! Совершая небольшое путешествие по Галактикам, наш межпланет­ный корабль совершенно случайно обнаружил новую планету, и мы решили ближе познакомиться с ней... — с этими словами глава делегации планеты Альграб обратился к представителям междуна­родной прессы на планете Земля.

Что же это за делегация? Что за удивительная планета Альграб?

Это идет «пресс-конференция» — познавательная ролевая игра, которую проводят кимовцы с ребятами Пулковской школы.

Начали с конкурса на лучшую делегацию и ее состав. Предло­жения всех бригад (семиклассников, шестиклассников, пионеров пя­тых классов и даже самой юной бригады — представителей 4 класса) показали, насколько развиты творческое воображение, фантазия ребят.

— Делегация первобытных людей!

— Люди разных профессий!

— Делегация из Страны Сказок!

— Делегация из ада и рая!

— Представители подводного мира!

— Делегация с планеты Альграб!

Каждая бригада хотела, чтобы именно ее проект «прошел». И в результате приняли предложение семиклассников, объединив­шее почти все варианты. Итак, произойдет встреча журналистов Земли с делегацией людей разных профессий — посланцев планеты Альграб (в переводе на земной язык — «Дружба»). На этой пла­нете свои республики, а на конференции — их представители: от республики Сказок — Грин, от Райской республики — Аве, от рес­публики Муз — Азум, от республики Первобытных людей — ее ста­рейшина Анибуд, от республики Энциклопедии — мудрец Цедрум и доктор океанологических паук Адова.

Во главе делегации — президент республики Олимпия Геб.

Трудно пришлось делегатам! Отвечали на самые различные во­просы. И все это нужно было знать, нужно было мгновенно им­провизировать, в противном случае — смешное барахтанье. Журнал

«Юный натуралист» спрашивал о созревании яблок, журнал «Си­луэт» интересовался модами, журнал «Малышка» радовался тому, что на планете Альграб дети не болеют корью...

Среди журналистов были представители журналов, газет, ра­дио, телевидения и даже агентства «Юнайтед пресс интернейшнл».

Пресс-конференция была прервана известием о том, что полу­чена радиограмма из Москвы — делегация планеты Альграб срочно вылетела во Дворец Съездов...

Через несколько минут в класс, где «шумели» журналисты, вернулись наши товарищи, трое кимовцев и четверо школьников-семиклассников, вызвавшихся играть роль посланцев Альграба и за 15 минут придумавших свои имена и биографии, а потом целый час героически отбивавших «атаки» остальных участников игры — журналистов...

РАССКАЗ-ЭСТАФЕТА — коллективное познаватель­ное дело, важное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания в их единстве.

Работу над рассказом-эстафетой лучше всего вести по микроколлективам — октябрятским звездочкам, пио­нерским звеньям, творческим бригадам.

Прием «эстафеты» позволяет объединить микрокол­лективы в едином творческом процессе, наглядно по­строить и -оценить деятельность каждого микроколлек­тива как работу на пользу и радость всему классному коллективу.

Примерные варианты

1. От ведущего к каждому микроколлективу — свой рассказ.

Ведущий (или ведущие — учитель, вожатый и др.) придумывает начало рассказа (вступление) для каж­дого микроколлектива отдельно и передает эти вступ­ления ребятам. Каждый микроколлектив в течение условленного срока (сразу же, или за один день, или за несколько дней) сочиняет продолжение и окончание своего рассказа. Затем эти рассказы читаются всему коллективу.

2. От ведущего—к каждому микрокол­лективу — общий рассказ.

Ведущий придумывает начало рассказа, одно для всех микроколлективов, которые — по секрету друг от друга — пишут продолжение. Затем читаются и коллек­тивно обсуждаются все варианты.

3. От одного микроколлектива — цепочкой.

Начало рассказа (повести) придумывается одной из звездочек (звеном, творческой бригадой и т. п.), а за­тем передается следующей для продолжения, затем — третьей, и т. д., последняя звездочка сочиняет конец.

Порядок эстафеты может быть установлен по жребию или устанавливается произвольно, т. е. каждый микро­коллектив передает тому, кому хочет. Тема (и назва­ние) рассказа может быть выбрана на общем сборе, путем конкурса между микроколлективами на лучшие предложения. Победителям этого конкурса и дается право начать рассказ (повесть). Время работы каждого микроколлектива над своей частью устанавливается одинаковое, например два или три дня.

4. От каждого микроколлектива — цепоч­кой.

Каждый микроколлектив придумывает свое начало рассказа (повести) и передает следующему по порядку (который устанавливается перед началом работы) мик­роколлективу. Время работы каждого микроколлектива над очередной частью очередного рассказа одинаковое для всех — два или три дня. Таким образом, одновре­менно идет работа над несколькими рассказами (по­вестями).

По завершении работы рассказы (повести) чи­таются, обсуждаются и могут быть далее использованы для выступления перед младшими, на совместном сборе параллельных классов («обмен» рассказами), на роди­тельском собрании, а также посланы в подарок дале­ким друзьям (см. памятку).

Таким образом, рассказ-эстафета становится не только средством сплочения каждого микроколлектива и его заботы о всем классе, но и средством общей за­боты ребят и их старших друзей о других людях — близ­ких и далеких.

Темы и содержание рассказа-эстафеты могут отра­жать самые разнообразные стороны жизни: боевые и трудовые подвиги советских людей, историю и будущее родного края, жизнь природы, деятельность людей раз­ных профессий, жизнь класса и школы, взаимоотноше­ния и поступки, их оценка и т. д.

Рассказ-эстафета дает возможность каждому поде­литься с товарищами своими знаниями, впечатлениями, интересами, участвовать в коллективном поиске, отборе; воплощении интересных и важных ситуаций, правильных решений жизненных задач, выразительных средств. Старшие друзья ребят (учителя, родители и др.) помо­гают микроколлективам, тактично направляют коллективный творческий процесс, заботятся о том, чтобы ре­бята работали действительно сообща, чтобы каждый из них вкладывал свою лепту в общий труд.

ЮРИИ АФАНАСЬЕВ

ТРИ НАЧАЛА —ТРИ РАССКАЗА

Из материалов методической практики в 4 классе.. Использован прием „От ведущего—к каждому микро­коллективу свой рассказ". (Ведущий—Ю. Афанасьев. Микроколлективы—пионерские звенья)

1. Случай в тайге

Ведущий. До избушки лесника оставалось пять километров. Идти по таежным тропам было трудно. Поваленные деревья, глу­бокий снег то и дело преграждали дорогу.

— Только бы успеть засветло, — вытирая ео лба пот, сказал Мишка ребятам. Он опасался за самых маленьких — Колю и Таню, которые, как ягнята, прижались к нему...

Звено «Буревестник». Через некоторое время они вышли на проселочную дорогу. Вдали они увидели избушку лесника. В из­бушке лесника не было. Они пошли его искать. В пути их на­стигла метель. Ветер злобно завывал. Таня и Коля все сильнее прижимались к Мише. Миша почувствовал, что совсем выбился из сил. Последние силы оставляли его. Вдруг вдали послышался вой волков. Он прижал к себе Колю и Таню и припал к земле, чтобы не видеть светящиеся глаза волков. Вдруг вдали послышался вы­стрел. На поляне показался человек. Это был лесник. Миша, со­брав последние силы, крикнул. Лесник привел ребят к себе в из­бушку, накормил и отогрел их. Они остались жить у лесника.

2. Обманщик

Ведущий. Ох, и любил же Вовка врать! Увидит зайца в лесу, обязательно ребятам скажет, что видел волка. Мало того, еще скажет, что убил его, но шкуру не принес с собой, потому что да­леко было идти до деревни. Однажды загорелся дом. Послали Вовку в соседнюю деревню сказать, чтобы пригнали пожарную ма­шину. А Вовка прибежал и загорланил:

— Председатель колхоза женится! Приглашает всех на свадьбу!

И вот что после этого произошло...

Звено «Спутник». Пришел весь народ в деревню с песнями и музыкой, принесли много подарков председателю. Пришли в деревню, а там дом горит. Побежали они за ведрами и скорей к колодцу. Но тут прибежал Вовка и закричал: «Бросай ведра в колодец, на свадьбу пора!». Побежали люди на свадьбу к председателю, а председатель-то дом тушит. Остановился народ, не знает, что делать. Потом пошли к горящему дому, а там предсе­датель дом тушит. Председателю кричат: «Где твоя жена?» Пред­седатель отвечает: «Два года прошло, как развелись!» (А дом сгорел).

За это Вовке здорово попало.

3. Как Петя перестал курить

Ведущий. Петька вытащил из кармана измятую пачку папирос и бросил на землю:

— Больше я не курю.

Костя внимательно посмотрел на друга и почему-то сейчас по­верил словам Петьки.

А совсем недавно Петьку разбирали на совете отряда, но это не помогло, — он продолжал курить.

«Что же произошло с другом? — думал Костя. — Почему он неожиданно отказался от курения?».

А произошло вот что:

Звено «Юные писатели». Петя очень любил читать. Однажды после уроков он зашел в библиотеку и по настоянию товарища взял книгу А. Гайдара «Тимур и его команда». Домой он вернулся в хорошем настроении и, забыв про уроки, сел за книгу. Книга была и вправду хорошая. Петька зачитался до самого вечера. Он не мог уснуть, все ворочался и думал о прочитанном. Потом он стал думать о себе, сравнивая свои поступки с поступками героев книги. В школу он пришел задумчивый, а на большой перемене подозвал Костю и что-то ему долго шептал.

На лице у «заговорщиков» появилась хитрая улыбка.

После уроков весь класс остался на 5 минут. Товарищи рас­сказали ребятам о своем замысле. Предложение приняли бурно, но по-разному.

Отличники ходили по классу и все критиковали. Двоечники собирались в большие группы и галдели.

Наконец решение было принято. Ребята организовали отряд имени Гайдара.

С тех пор Петя перестал курить.

СОБРАНИЕ-ДИСПУТ — познавательное творческое дело, цель которого поставить перед участниками жизненно важный, сложный, действительно спорный вопрос (или несколько таких вопросов, объединенных одной темой), выявить и сопоставить разные мнения по этому вопросу, увлечь участников коллективным поиском пра­вильного решения.

Собрание-диспут — важное средство идейно-полити­ческого, нравственного воспитания подростков и моло­дежи, укрепления содружества младших и старших по­колений.

Участниками собрания-диспута могут быть несколько постоянных коллективов (например, несколько старших классов «ли комсомольских групп), сводный коллектив желающих принять участие в диспуте, члены одного кол­лектива (например, класса, группы и т. д.). В по­следних двух случаях целесообразно разделить уча­стников— по желанию — на временные небольшие кол­лективы (творческие бригады) в количестве не более 10—15 человек, чтобы обеспечить более глубокое участие каждого в коллективном размышлении.

Постоянные коллективы или творческие бригады — коллективные участники диспута — выделяют своих пред­ставителей (по 1—2 чел.) в «совет дела» — совет дис­пута.

Этот совет на основе предложений первичных кол­лективов окончательно формулирует тему диспута и во­просы по ней (не более трех — пяти!). Затем каждый член совета сообщает тему и вопросы своему коллективу для предварительного обсуждения, подготовки мнений.

Ход диспута

Ведет диспут председатель «совета дела». Он еще раз напоминает дискуссионные вопросы и, по желанию участников, может дать 10—15 минут для совещания

первичных коллективов (творческих бригад), чтобы те могли «собраться с мыслями» и подготовить выступле­ния по каждому вопросу с мнением данного коллек­тива.

Лучше обсуждать последовательно — один вопрос за другим. Чем жарче спор, тем лучше. Но главное в споре — слушать «противника» и доказывать свою мысль.

В конце собрания-диспута ведущий подводит итоги обсуждения. Если затрагивались практические вопросы жизни коллектива, участники собрания могут принять по ним свое решение, свои предложения или рекомен­дации.

Примерные темы собраний-диспутов

1. Равнодушию — бой!

— Кого ты считаешь равнодушным?

—Почему равнодушный человек — в пути не товарищ? Прав ли Бруно Ясенский, считавший равнодушных самыми опасными людьми, опаснее врагов?

—Кто у нас в коллективе действует по принципу «Моя хата с краю...», «Личный покой прежде всего»?

—Равнодушный ли тот, кто для себя все берет от коллектива, но другим ничего не дает?

— Как бороться с равнодушием в себе и в других?

2. Что ты сделал для коллектива?

— Кого считать активным в коллективе?

—Должен ли активист «большого» коллектива участвовать в жизни своего первичного коллектива?

—Можно ли каждому быть организатором? Как это сделать?

3. О хорошем тоне.

— Что можно считать правилами хорошего тона?

—Где нужны человеку эти правила? А где—не нужны?

—Можно ли быть хорошим человеком, не владея «хорошим тоном»?

4. Традиции и творчество в жизни кол­лектива.

— Какие из комсомольских традиций 20-х годов тебе больше всего нравятся? Какие из этих традиций можно и нужно возрождать и развивать в жизни нашего кол­лектива?

— Что главное в нашей жизни - традиции или твор­чество?

— Что значит творческая жизнь? С чего она может начаться? Можно ли сделать каждого участником такой жизни?

ТУРНИР-ВИКТОРИНА (Ту-Ви) — познавательное дело-обозрение, в котором участвует несколько команд и каждая команда коллективно готовит вопросы и от­веты по выбранной теме или по нескольким темам.

Турнир-викторина сочетает особенности викторины (вопросы — познавательные задачи и ответы-решения) и турнира (команды по очереди атакуют и оборо­няются).

Турнир-викторина расширяет кругозор ребят, разви­вает познавательные интересы, формирует умение вести коллективный поиск истины.

Участвовать в турнире-викторине могут как первич­ные коллективы (звездочки, звенья, группы), так и сводные коллективы, например из представителей пионер­ских отрядов, комсомольских классов и т. д.

Способы проведения турнира-викторины

1. «Цепочка» (или «по кругу»).

Проводится, когда участвует пять и больше команд (например, звездочки одной октябрятской группы). 1-я команда задает 2-й (по кругу) вопрос или не­сколько вопросов (их количество определяется органи­заторами заранее), 2-я — 3-й, 3-я — 4-й и т. д. Послед­няя команда атакует 1-ю.

Варианты:

а) вопросы задаются на одну, общую тему, выбираемую сообща всеми командами путем конкурса на луч­шие предложения и окончательного решения совета ка­питанов команд и ведущих;

б) каждая команда выбирает свою тему. Приняв эстафету атаки, называет эту тему, а потом уже «ата­кует».

2. «Змейка» (на общую тему или на своитемы).

Проводится так же, как в предыдущем варианте, только эстафета атаки передается не по кругу, а в про­извольном порядке.

3. «Атака в е е р о м».

Каждая команда по очереди становится «атакующей» и задает по одному вопросу всем остальным командам. Этот способ целесообразно использовать, когда участ­вуют 3 или 4 команды..

4. «Оборона веером».

Каждая команда по очереди занимает оборону, и ей задают по одному вопросу все остальные команды. Этот способ также применяется в турнире-викторине 3 или 4 команд.

5. Перекрестный бой-поединок.

Проводится между двумя командами, которые гото­вят по нескольку вопросов и задают их поочередно друг другу.

Варианты:

а) поединок на общую тему, выбранную сообща;

б) поединок на разные темы, задуманные каждой
командой.

Круг тем, которые могут быть взяты для турнира-викторины, очень широк. Укажем для примера следую­щие: «Времена года», «Растения», «Животные», «Лес», «Родной край», «Путешествия», «Народы мира», «Страны и континенты», «Арктика и Антарктида», «Кос­мос», «Занимательная математика», «Химия вокруг нас», «Профессии», «Транспорт», «Море и моряки», «Спорт», «Сказки», «Писатели и книги», «Музыка», «Живопись», «Кино», «Культура поведения», «Правила уличного дви­жения», «Суеверия и приметы».

Подготовка

Участники проводят общий сбор-старт, определяются команды, выбирается способ проведения турнира-викто­рины, затем на коротких совещаниях (15—20 мин.) каж­дая команда придумывает себе название, выбирает ка­питана и подготавливает предложение о теме (если ре­шено провести турнир-викторину на общую тему или на общие темы—в два-три тура). В заключение общего

сбора команды объявляют свои названия, представляют своих капитанов (которые вместе с ведущими состав­ляют «совет дела» — штаб турнира-викторины) и выдви­гают свои предложения о теме. На короткой «летучке» (несколько минут) «совет дела» отбирает самую удач­ную тему.

После общего сбора-старта сразу же проводится тур­нир-викторина («молнией») или дается время (день или несколько дней) для подготовки по командам. В первом случае команды тут же, в течение 10—15 минут, приду­мывают вопросы для противников (и свою тему, если решено проводить турнир-викторину не по общей теме). Во втором случае ребята думают дольше, знакомятся с литературой, советуются со старшими и т. д.

Советы организаторам

12.Вести турнир-викторину может один педагог, но лучше вместе с кем-либо из старших ребят.

13.Ориентируйте участников на интересные вопросы, требующие работы мысли, особенно типа почему?

Главное в турнике-викторине не тренировка памяти, а коллективный поиск решения трудных познавательных - задач, обмен опытом — мыслями, впечатлениями, пред­положениями. Ведущие направляют этот поиск и, если необходимо, участвуют в нем.

14.Строго придерживайтесь правила: после того как задан вопрос, никто не должен выскакивать с ответом, а вся команда тихонько совещается. На это дается оди­наковое время, например полминуты.

15.Если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то ведущие предоставляют право ответить любой другой команде: «Идите на выручку!». Если и те не смогли правильно решить вопрос, слово для решения дается самой «атакующей» команде.

16.Если и ответ атакующей команды не удовлетво­рил участников, то ведущие объявляют «продолжение поиска». Пусть ребята поищут ответ в последующие дни, поспорят, пороются в литературе.

17.Можно оценивать ответы в баллах (например, за правильный и полный — 2 балла, за неполный — 1 балл), «премируя»также и наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружную работу команды и т. д. Можно и не делать этого, чтобы азарт «набирания бал­лов» не отвлекал внимания от главного, не снижал ин­тереса к процессу поиска истины.

— По тем вопросам, которые вызвали наибольший интерес во время турнира-викторины, стоит продолжить коллективную работу—использовать другие познава­тельные дела, например вечер разгаданных и неразга­данных тайн, защиту фантастических проектов, «пресс-конференцию» (см. памятки).

ЛЮДМИЛА МАТВЕЕВА, ВАЛЕНТИНА СВЕШНИКОВА

СРАЖЕНИЕ «ЦЕПОЧКОЙ»

Из материалов методической практики в 3 классе школы № 216 Ленинграда

Мы решили провести вместе с ребятами нашего класса турнир-викторину. Сначала мы собрали ребят и рассказали, что такое Ту-Ви. Договорились, что каждая звездочка подумает и решит, на какую тему она будет составлять вопросы.

Всего в нашем классе шесть звездочек. Когда мы с ребятами проводили беседу, то сказали, что тему можно взять любую. I звездочка составила вопросы о футболе, и когда они пришли к нам и показали свои вопросы, то ни на один из них мы сами не могли ответить. Вот эти вопросы:

1. Кто победил в киевском матче: «Динамо» — Киев или «Тор­педо» — Москва?  

2. Что случилось с футболистом в мимической сценке «Штраф­
ной удар»?

3. Кто лучший бомбардир Советского Союза?

Ни на один из этих вопросов никто из ребят не смог отве­тить. Но ребята I звездочки очень интересно и живо рассказывали о футболе. Класс остался недоволен такими вопросами, особенно девочки. Октябрята I звездочки потом сказали, что они не могли выбрать другую тему. Ведь их звездочка называется «Спартак», и футбол должны любить все.

Звездочка «Орленок» решила проверить познания одноклассни­ков в ягодах и фруктах. Их вопросы:

1. Какой фрукт имеет такую форму? Нарисован ананас, но ре­бята ответить на этот вопрос не смогли, и пришлось рассказывать об ананасе самим «орлятам».

2. Какую ягоду можно собирать, когда выпадает снег? (На этот вопрос ребята быстро ответили, добавив, где растет клюква, как она растет).

3. Какая ягода бывает разных цветов? (На этот вопрос отве­тили ребята IV звездочки).

Больше его нам понравилась тема III звездочки: «Знаешь ли ты свой городя? И вопросы по этой теме были интересны:

4. В воде родился, три раза крестился, четырежды награжден, ни разу не побежден (загадка).

5. На скольких островах расположен Ленинград?

6. Что это за здание? (На фотографии изображен новый те­лецентр).

На эти вопросы ребята отвечали лучше всего. Получился не­плохой рассказ о Ленинграде.

Звездочка «Огонек» тоже выбрала тему «Ленинград». Но ее вопросы были уже другими:

1. Где находится Исаакиевский собор? (Ребята рассказали, но не очень хорошо).

2. Где находится памятник Петру I? (V звездочка ответила, что в Ленинграде два памятника Петру I, и рассказала, где они установлены).

3. Площадь Искусств. Почему она так называется?
Звездочка «Юпитер» спрашивала о животных:

Кто выпускает защитную жидкость?

Кто тяжелее: слон или новорожденный китенок? (По этому поводу было очень много споров, пока ребята V звездочки не до­ казали, что китенок тяжелее).

Сколько всего  пород воробьев? (На этот вопрос ребята ответить не смогли, и пришлось рассказывать самим спраши­вающим).

VI звездочка выбрала историческую тему. Ее вопросы такие: 1. Когда родился Карл Маркс? 2. В каком году Наполеон напал на Вену? 3. Когда родился В. И. Ленин? (На этот вопрос ребята ответили очень быстро и точно, а на предыдущие отвечали все, общими усилиями).

В итоге первое место заняла I звездочка, второе — II, третье —III.

Вопросы задавали «цепочкой»: I звездочка — II, II—III, III— IV, IV—V, V—VI, VI—I. Если звездочка не могла ответить на во­прос, спрашивали следующую. За полный ответ начисляли одно очко, за неполный — половину очка.

Первым «атаковал» отряд «Слово»:

Почему Гайдар в своих произведениях давал обычно хороший конец, а «Военную тайну» закончил печальным финалом?

Какому персонажу принадлежат слова: «Послала меня бабка, а там пионер»?

В каком произведении Гайдара действует этот герой: раньше он воевал, во время войны потерял руку, зовут его Иван Михайлович.

Каждый отряд задавал свои вопросы по очереди всем другим отрядам. Не все и не всегда могли дать правильные ответы, но обычно «атакованному» отряду приходили на выручку. И в резуль­тате давались ответы даже на самые «коварные» вопросы.

Вот о чем спросили «Веселята»:

Как писал свои произведения Гайдар, в чем своеобразие его писательского труда?

Какие произведения были написаны Гайдаром в 1939 году и какие важные события произошли тогда же в его личной жизни?

За кого были Димка и Жиган до встречи с командиром — за белых или за красных?

Следующим «нападал» отряд «Кругозор». Вот его вопросы:

В каких произведениях Гайдара действуют дети дошколь­ного возраста?

Где и когда было написано первое произведение Гайдара'

3. Когда и при каких обстоятельствах погиб Гайдар?
Турнир-викторина закончился победой отряда «Пресс-кадр».

Они поработали лучше всех, хотя и уступали по численности остальным отрядам. Да и вопросы их вызывали общий интерес:

Какие произведения Гайдара экранизированы?

Когда Гайдар был в последний раз в Киеве и при каких обстоятельствах?

Какое стихотворение Гете использовал Гайдар в своем про­изведении и в каком?

Все мы были довольны тем, что узнали много нового о Гай­даре, будет о чем рассказать ребятам.

ТАМАРА КОРШАКОВА

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: