Турнир-викторина по гайдару 1 страница

Из материалов совместной работы КиМ с коллективом школы № 8 г. Луги

Перед тем как выехать в Лугу и вместе с друзьями-лужанами устроить «город Гайдаровск», мы решили проверить, что мы сами знаем о жизни и творчестве Аркадия Петровича Гайдара, обме­няться своими знаниями, мнениями, впечатлениями.

С этой целью на одной из Кимовских сред устроили турнир-викторину. Замечательное коллективное творческое дело помогло нам и на этот раз!

Каждый отряд Коммуны должен был подготовить по 3 во­проса — по одному для каждого из остальных отрядов. На подго­товку вопросов давалось 15 минут.

ТУРНИР ЗНАТОКОВ — познавательное дело-обозре­ние, проводимое несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур состязаний) между остальными участниками.

Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллекти­вами, а также между сводными коллективами старших и младших.

Количество туров равно числу коллективов, участ­вующих в турнире (3—5, не более). Каждый коллектив является организатором одного из туров — сам проводит состязание между всеми другими коллективами, а в ос­тальных турах выступает как рядовой участник сорев­нований.

Турнир знатоков может проводиться по одному про­филю (см. памятку «Турнир знатоков поэзии») или быть комплексным, когда каждый тур состязаний имеет свой профиль. Например, турнир знатоков с участием 4 кол­лективов может состоять из таких 4 туров состязаний: l) знатоков математики, 2) знатоков музыки, 3) знато­ков родного края, 4) знатоков медицины.

В организации своего тура состязаний должен уча­ствовать весь коллектив (в разработке заданий, как су­дейская коллегия и т. д.), а в других турах, соревнуясь с остальными коллективами, он может участвовать или целиком, или выделяя из состава своей команды зна­токов.

Главными ведущими могут быть двое-трое взрослых, или взрослый вместе с одним-двумя старшими школь­никами.

 

Подготовка к турниру знатоков

Главные ведущие созывают общий сбор-старт кол­лективов, желающих участвовать в турнире. Участники рассаживаются по кругу. Избирается «совет дела» —

штаб турнира, куда входят представители каждого кол­лектива (командиры, штурманы или «застрельщики» и т. п.) и главные ведущие.

Затем общий сбор решает, каким способом будут выбраны профили (а при однопрофильном турнире — виды) творческих состязаний: или 1) каждый коллектив одновременно с другим посовещается (5—7 минут) и придумает тот профиль (вид), по которому будет прово­дить свой тур состязаний между остальными коллекти­вами, или 2) сначала все коллективы посоветуются и предложат возможные профили (виды) состязаний. Да­лее сообща (или на «летучке» штаба) будут отобраны — по числу коллективов — самые удачные, потом по жела­нию или по жребию коллективы распределят между собой профили (виды) для организации состязаний.

После того как профили (виды) придуманы (и объяв­лены или распределены), каждый коллектив снова сове­щается (15—20 мин.) и решает, как он будет вести свой тур состязаний между остальными коллективами: какие творческие задания для коллективов, которые будут со­стязаться, даст им заранее — для предварительной под­готовки, а какие объявит только на самом турнире — для импровизации, кто и как будет давать задание и оценивать выполнение. Для того чтобы сделать органи­зацию состязания интересней, коллектив может приду­мать себе общую организаторскую роль соответственно профилю (виду) состязания (например, «приемная ко­миссия», или «ученый совет», или «жюри фестиваля» 'и т. п.), а каждый член этого коллектива выбирает для себя и свою личную роль, может придумать псевдоним, профессию, звание и т. п.

В заключение общего сбора, после того как коллек­тивы объявили свои задания и намечена дата проведе­ния турнира (через несколько дней, не более 2—3 не­дель), каждый коллектив выбирает команду знатоков для тех туров, в которых коллективы будут состязаться не целиком, а командами.

После общего сбора-старта каждый коллектив гото­вится (целиком и по командам) к выполнению тех за­даний, которые объявлены предварительно, и к прове­дению своего тура состязаний, в частности придумывает и подготавливает призы для победителей.

 

Возможные профили состязаний

Конкурс знатоков науки, например математики или физики, химии или биологии.

Состязание знатоков родного края, города, села (между командами туристов, краеведов или экскурсоводов и т. п.).

 

Соревнование журналистов (например, между командами выпускников журналистского факультета, сдающих экзамены государственной комиссии).

Конкурс знатоков искусства: музыки или жи­вописи, поэзии или театра (например, между командами абитуриентов, поступающих в консерваторию или лите­ратурный институт).

Состязание знатоков техники (например, между командами кандидатов на Всемирную техническую вы­ ставку).

Конкурс знатоков атеизма.

Соревнование знатоков медицины.

Состязание знатоков танца (например, между де­легациями на фестивале) и т. д.

Советы организаторам

— Задания должны носить творческий характер, на­пример написание коротких рассказов и очерков, испол­нение сцен, проведение репортажа и т. п.

— Чтобы турнир не затянулся, можно заранее установить максимальное время для каждого тура, скажем, не более 15—20 минут.

— После того как проведены все туры состязаний, нужно дать время (15—20 мин.), чтобы каждый коллек­тив мог подвести итоги своего тура, т. е. того соревно­вания, которое было организовано этим коллективом, и подготовить оценки в соответствии с принятой ролью.
Например, «государственная комиссия» вручает коман­дам диплом об окончании института, «жюри фести­валя»— призы или грамоты и т. п.

В заключение турнира главные ведущие предостав­ляют по очереди слово каждому из коллективов, кото­рые и объявляют итоги своего тура состязаний.

— Не забывайте, что турнир знатоков — это не за­бава. Пусть игровые моменты, юмор, мажорный тон по­могают осуществлять главное в турнире: взаимный об­мен знаниями, умениями, увлечениями; возбуждение и развитие интереса к различным сторонам жизни, к раз­личным профессиям, к различным областям культуры.

ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПОЭЗИИ — познавательное дело-обозрение, один из вариантов турнира знатоков с творческими соревнованиями одного профиля (см. па­мятку). Каждый из коллективов, участвующих в тур­нире знатоков поэзии, проводит между остальными кол­лективами состязание, основанное на поэтическом мате­риале.

Цель турнира знатоков поэзии — пробудить, удовлет­ворить и развить интерес к поэтическим произведениям разных эпох, жанров, стилей, расширить литературный и жизненный кругозор на основе обмена знаниями и увлечениями в области поэзии, содействовать формиро­ванию эстетического вкуса, воспитанию нравственных чувств, развитию творческих способностей.

Участниками турнира знатоков поэзии могут быть ребята одного отряда, класса (начиная обычно с 7—8) вместе с их старшими друзьями или несколько класс­ных отрядных коллективов, а также сводные коллек­тивы.

Если в турнире участвуют большие коллективы, то некоторые или все туры состязаний проводятся коман­дами, выделяемыми этими коллективами из своего со­става (для каждого тура — своя команда от каждого коллектива).

Подготовка к турниру знатоков поэзии ведется в той же последовательности, как и к любому турниру знато­ков (см. памятку).

Примерные виды (туры) состязаний

1. Конкурс поэтических чувств.

Коллектив, которому достался для организации этот.вид состязаний, дает задание остальным коллективам отыскать стихи, в которых ярко выражаются выбранные организаторами чувства, например: любовь, ненависть, радость, сочувствие. Готовясь к турниру, коллективы выполняют это задание, а на самом турнире поочередно читают стихи, отражающие эти чувства. Коллектив, про­водящий конкурс, определяет, кому удалось найти са­мые выразительные произведения.

2. Конкурс поэтического юмора и сатиры.

Задание по этому конкурсу также дается предвари­тельно на общем сборе-старте.

Коллектив, организующий этот тур состязаний, ре­шает и объявляет остальным коллективам, какие стихо­творения для конкурса они должны отыскать. Напри­мер, стихи, выражающие добрую шутку, тонкую иронию, сарказм (дальше работа идет так же, как в первом кон­курсе).

3. Конкурс поэтических жанров.

По этому конкурсу нет предварительного задания. Коллектив, который будет вести данный тур состязаний, готовясь к турниру, подыскивает стихи разных жанров, например: элегию, сонет, балладу, эпиграмму. Во время турнира эти стихотворения читаются членами данного коллектива, остальные же участники определяют жанр, пишут на листочках ответы (в том порядке, в каком читались стихи) и сдают их организаторам с указанием названия своего коллектива (и личного псевдонима). В конце турнира организаторы этого конкурса объяв­ляют результаты: в каком коллективе наибольшее число правильных ответов, под каким псевдонимом даны са­мые удачные ответы. Авторы этих ответов «расшифро­вывают» себя и получают призы.

4. Конкурс поэтов-масок.

Коллектив, готовящий этот тур состязаний,.выбирает несколько стихотворений (лучше — известных поэтов) и на турнире читает их, а затем предлагает определить авторов (дальнейший ход этого конкурса подобен опи­санному выше).

5. Конкурс поэтического  творчества(буриме).

Коллектив, организующий это состязание, придумы­вает заранее несколько пар рифм-заготовок для стихо­творений разных стилей. Например, для патетического стихотворения — рифмы: твой —бой, дня — огня; для лирического: тебя — любя, сбросил — в осень и др.

На самом турнире, дождавшись своего тура (лучше проводить этот конкурс последним), коллектив объяв­ляет задание: сочинить экспромтом стихотворения тре­буемого стиля по предлагаемым рифмам. На выполне­ние дается 10—15 минут. Затем по кругу читаются плоды коллективного творчества — сначала одна серия, например патетическая, потом остальные.

Советы организаторам

Кроме рекомендаций, данных в памятке «Турнир знатоков», стоит учесть и следующее:                           „

Позаботиться о том, чтобы во время турнира у каждого коллектива было достаточное количество бумаги и все участники пришли с авторучками.

Общая длительность состязаний не должна превышать полутора часов.

Не менее получаса нужно отвести на заключи­ тельную часть турнира (подведение итогов), чтобы каждый коллектив имел достаточно времени для характеристики наиболее удачных ответов, сравнения разных решений одних и тех же поэтических задач. Тогда объяв­ление результатов, присуждение премий не будет формальным актом, а станет результатом серьезного анализа, источником новых размышлений, может быть, споров, а главное — усилит воспитывающее действие турнира.

ИРИНА ЧУЛИКОВА-БАБИЧЕВА

ПЯТЬ ПОЭТИЧЕСКИХ СРАЖЕНИЙ 

Из материалов работы в Коммуне имени Макаренко

...Проводить вечер поэзии, как раньше, не хотелось, а новое долго не рождалось. Наконец вспомнили, что у нас есть «копилка», а в ней давно имеется такое любопытное КТД, как турнир знато­ков. Его только один раз попробовали на кимовском съезде, да и то во времена «древние», лет этак пару назад. Итак, давайте проведем турнир знатоков поэзии, — решил «совет дела» — совет поэзии.

У нас сейчас 5 отрядов — значит, должно быть 5 конкурсов. Каждый отряд по очереди станет ведущим, проведет один из кон­курсов между остальными четырьмя отрядами.

Конкурсы придумали такие: 1. Конкурс поэтических чувств. 2. Конкурс юмористических стихов. 3. Конкурс поэтических жан­ров. 4. Конкурс поэтов-масок. 5. Конкурс поэтического творчества (буриме).

3-й и 4-й конкурсы задумали провести под девизами, т. е. каж­дый из участников пишет свой ответ на задания ведущего отряда под своим девизом («псевдонимом»), не забывая указать и назва­ние своего отряда.

30 ноября наши предложения были вынесены на общий сбор КиМ, но общего восторга не получилось. Согласны были с 1-м, 2-м и 5-м конкурсами, а 3-й и 4-й вызвали споры.

Против конкурса поэтов-масок особенно горячо возражали кимовцы из отряда «Искра»: «Столько поэтов, разве можно всех знать? Нет, это просто немыслимо!» Наконец убеждаем их, что будут взяты только известные поэты. Сопротивление скептиков сломлено.

Затем проводится жеребьевка: командиры вытаскивают «пу­тевки» и читают вслух, какой конкурс будут вести их отряды.

Силы распределились следующим образом. Конкурс поэтиче­ских чувств организует отряд «Корт» (название расшифровывается так: «Комсомолец-организатор, работай творчески»), конкурс юмора — «Питерцы», конкурс жанров — «Ульяновцы», конкурс по­этов-масок проведут «Пулковцы» («Звездочеты»), конкурс поэти­ческого творчества — «Искровцы».

Из 5 отрядов 2 тогда же, на общем сборе-старте, должны были придумать задания для остальных команд-отрядов. На раз­мышление им щедро дали... 5 минут.

И вот уже все записывают. «Корт» поручает всем остальным отрядам найти по одному стихотворению, выражающему наиболее сильно (с точки зрения отряда) следующие чувства: восторг, тихую радость, грусть, ненависть и любовь. «Питерцы» дают свое задание: найти по одному стихотворению, выражающему добрую шутку, иронию, сарказм.

Остальные конкурсы откроют свои тайны через неделю, на са­мом вечере поэзии.

Расскажу теперь о том, как готовился наш отряд «Звездо­четов».

Во-первых, мы сразу же распределили, кто за что отвечает, кто каких поэтов читает. Через неделю соберемся, и каждый при­несет, что выбрал. Здесь же были придуманы названия и девиз нашего отряда и личные псевдонимы. Назвались мы «Золотой ключик». Девиз — «Все равно любил Мальвину деревянный Буратино!». Члены отряда: Буратино (Зина Полонская), Мальвина. (Коля Иванов), Пьеро (Тамара Филиппова), Карабас-Барабас (Лида Гродская), Пудель Артемон (Ира Бабичева), Кот Базилио (Люда Тетерская).

Когда собрались, как было условлено, каждый принес много стихов, записные книжки распухли от записей, а сумки не вме­щали всех томов и томиков, которые хотелось бы принести.

Творческий котел забурлил.

Нам нужно проводить конкурс поэтов-масок. Хорошо, дадим стихи известных поэтов, как требовали «Искровцы», но пусть не думают, что мы предложим самые популярные стихи.

' Итак, выбрали 5 стихотворений пяти любимый поэтов: Пуш­кина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Блока. На наше счастье, и Пушкин и Лермонтов писали о демоне. Это и помогло нам устроить «ловушку». Пусть подумают!

Потом мы отобрали 5 стихотворений для конкурса поэтических чувств и 3 — для конкурса юмора.

Наступил день турнира. Его открывает главный ведущий — Лира Азум (Муза). Она предоставляет первое слово «коллегии поэтических чувств», объявивших свое название: «Карандаши». Великий знаток поэтических чувств («Зеленый карандаш») произ­носит несколько слов на одном из таинственных языков и тут же переводит для непосвященных: «Что означает на языке будней «Разрешите начать».

Идет представление команд, участвующих в этом конкурсе: «Золотой ключик», «Ушастики-головастики», «Парнас» и «Опти-ми­стики». Кто же станет победителем?

Вот уже прозвучали по кругу стихи самых разных поэтов, вы­ражающие любовь (ей — первое место!), затем тихую радость, грусть, ненависть... Зеленый карандаш объявляет с подъемом: «Восторг!». Первыми откликаются «Ушастики».' Люда Мартынова начинает торжественно: «Виктор Боков. Когда я слушаю Шаля­пина»... И вдруг, неизвестно почему, фыркает от смеха... На нее зашикали. Она как будто успокоилась. Снова заводит: «Виктор Бо­ков. Когда я слушаю Шаляпина...» И снова смеется. Тогда за дело берется Римма Тягунова. «Виктор Боков. Когда я...» Но тут уже заливается хохотом не только Римма, но и все участники ве­чера (заразились!). Нам так и не суждено былд узнать, что же испытывают «Ушастики», когда слушают Шаляпина. Но что испы­тывает Виктор Боков, мы все-таки выяснили: «Коллегия поэтиче­ских чувств» отобрала от «Ушастиков» сборник произведений Бо-кова и прочитала это действительно хорошее стихотворение.

Остальные команды прочитали свои «восторженные» произве­дения более удачно, если не считать «Пегаса» («Искровцы»), Они, заразившись весельем «Ушастиков» особенно прочно, тоже рассмея­лись, и «Коллегия» дала им штрафные очки. Не смейтесь, когда не надо!

Теперь эстафета власти переходит к этим самым весельчакам «Ушастикам-головастикам». Они должны проводить конкурс (те­перь все понятно!) поэтического юмора. Приняв серьезный вид, они исполнили свой девиз: «Лет до ста расти нам без старости» и приступили к прослушиванию стихов с шуткой, иронией и сар­казмом.

Затем эстафета перешла к команде «Оптимистики». УхГ И озадачили же они нас всех! Попробуй, догадайся, что это за жанр... (потом оказалось, что они прочитали элегию, эпиграмму, эпитафию, а в заключение — сонет Михаила Дудина!). По-моему, это был самый трудный конкурс.

Пройдена еще одна ступень. Теперь власть переходит в наши руки. Надев чалму (символ руководящей роли) и придав своей физиономии загадочный вид, объявляю: «Наша Коллегия великих знатоков и любителей поэзии «Угадайка!» во главе с главным ма­гистром Лирой Азум торжественно заявляет:

Поэзию кто любит, со стихами дружит, кто поэтов знает, тот их угадает!

После паузы продолжаю: «Сейчас перед вами пройдут поэты в масках: Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Некрасов. Каждый прочитает одно свое стихотворение. Ваша задача: угадать, кто за какой маской скрыт, то есть написать авторов стихотворений в том же порядке, в каком они прочитаны. Не забудьте на своем листке указать название своей команды и свой псевдоним или личный девиз».

Начинаю читать стихотворение Пушкина «Ангел». Вижу: при упоминании о демоне все понимающе переглядываются, кивают го­ловами. Ясно, мол, Лермонтов...

Вторая маска — Лермонтов. Стихотворение «Мой Демон» («Собрание зол его стихия..»). Снова окидываю взором знатоков и любителей... Эге, уже другая реакция! «Что за дьявольщина?» — написано в глазах. Чем дальше, тем загадочнее! Звучат стихи Есе­нина, Некрасова, Блока.

Все напряженно думают. И вот мы уже получаем ответы. Да, маски оказались загадочными! И все же нашелся один действи­тельно знаток. Один из «Оптимистиков», скрывшийся под псевдо­нимом «Ветер», отгадал правильно всех пятерых поэтов! У боль­шинства — один-два очка, в соответствии с числом угаданных ав­торов.

Наступает последний конкурс— буриме.

«Пегас», командующий этим конкурсом, предлагает такие рифмы:.

для патетического стихотворения:

твой — бой, дня —огня;

для лирического стихотворения

тебя — любя, бросил — в осень;

для юмористического-.

уши — груши, нос —паровоз.

Каждая из остальных четырех команд должна сочинить по од­ному стихотворению каждого типа. Время — десять минут.

Удивительная картина лихорадочного творчества! Но вот время истекло. Читали и слушали собственные стихотворения патетиче­ского характера. «Оптимистики»:

Ни одного дня Не живи без огня, А лозунг твой —    Вечный бой!

«Золотой ключик»:

Где вклад твой В сегодняшний бой? На злобу дня Даешь огня! «Ушастики»:

Дадим огня, чтоб бой был жарок,

И твой призыв, о, Родина моя,

Мы сохраним до гробового дня.

«Карандаши»:

Я вспомнил образ твой...

В тот день, когда мы дали бой,

Был ранен я, и из огня

Меня спасла ты на закате дня...

Пришел черед юмористическим стишкам. Тут уж мы вдоволь посмеялись.

«Ушастики» сочинили такое «жалобное» произведение:

Задумала природа

Создать меня уродом,

Дала мне слишком длинный

Гадкий нос, как паровоз,

И уши, точно груши,

Висят совсем ненужные,

Кому ж такой я нужен,

Так для чего ж я рос?

«Опти-мистики» были более лаконичны:

На морозе уши

Отвисли словно груши,

И пар пускает нос,

Как будто паровоз.

«Карандаши» решили создать беспощадную эпиграмму на не­кую красавицу:

У Марфуши нашей уши,

Словно квашеные груши,

Толстый, красный, жирный нос,

Он сопит, как паровоз!

Но больше всего понравились нам наши опусы в лирическом духе. Сказывалась, наверное, практика излюбленного чтения... «Золотой ключик»:

Как березку ласкает тебя Ветер встречный, грустя и любя, Ярких листьев на платье бросил, Уходя в золотую осень... «Ушастики»:

Всей душой полюбил я тебя

В златокудрую пышную осень,

И тебя лишь всем сердцем любя,

Я курить сигареты бросил...

«Опти-мистики»:

Полюбил весною тебя,

Прожил лето, жарко любя,

Но вот год ударился в осень,

И тогда Амур меня... бросил.

«Карандаши»:

В такую хмурую и злую осень

Я встретил ласковую, нежную тебя.

И помню, как последний якорь бросил,

Надеясь, радуясь, любя.

Теперь все команды погрузились в бумажки: просматривают свои записи, поданные ответы, подсчитывают очки. Каждая кол­легия подводит итоги своего конкурса. Затем по очереди получают слово капитаны команд (члены «совета дела») и сообщают резуль­таты.

Особенно интересно, когда объявляют победителей конкурсов и раскрываются их псевдонимы. Вот я от имени «Золотого клю­чика» сообщаю, что в конкурсе поэтов-масок первое место занял «Ветер» из команды «Опти-мистиков» и прошу победителя расшиф­ровать себя. Все смотрят на отряд «Ульяновцев». Кто же? И встает наш дежурный командир—Надя Павлова! Аи да Надя!

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ (АЛЬМАНАХ)— познаватель­ное дело-обозрение; представляет собой серию коротких выступлений («страничек») на различные темы окру­жающей жизни и- жизни коллектива, создаваемых си­лами всех членов коллектива, младших и старших.

Устный журнал может выпускаться систематически (например, раз в две недели, или ежемесячно) и нере­гулярно-, эпизодически. Во втором случае устный журнал лучше, именовать «альманахом» Устный журнал (альманах) дает возможность каж­дому члену коллектива делиться с товарищами своими знаниями, впечатлениями, 'интересами; позволяет в жи­вой, образной форме организовать систематическое озна­комление с политическими событиями, новостями обще­ственной жизни (политическая информация) силами всех членов коллектива; способствует решению задач идейно-политического, нравственного, умственного, эсте­тического воспитания в их единстве.

Варианты работы с устным журналом (альманахом)

1. Каждый микроколлектив (октябрятская звездочка, пионерское звено и т. д.) вместе со своими старшими друзьями выпускает по очереди — например, раз в 2 не­дели— номер устного журнала для своего класса, отряда (см. памятку «Чередование традиционных поручений»).

2. Каждый старший классный коллектив или — лучше — союз старшего и младшего классов по очереди выпускает номер устного журнала для школы.

Классный коллектив или союз классных коллекти­вов подготавливает устный альманах (например, к празднику) и выступает с ним перед другими клас­сами (младшими, параллельными), окружающими людьми.

Устный альманах выпускается сводным отрядом («творческим объединением») любителей из одного или разных классов — для школы, пионерского лагеря, для участников слета, для окружающих людей, например, вовремя турпохода, гайдаровского рейда или десанта (см. соответствующие памятки).

Возможные темы и жанры страничек (и частей) устного журнала

5) Страничка-сказка или «Сказочная».

6) Страничка-загадка или «Почему?»

7) Страничка «Новости».

8) Страничка «Что такое хорошо и что такое плохо?».

9) Страничка-смешинка или «Сатирическая» с использованием сценок, частушек, шуточной «анкеты», «интервью», «энциклопедии» и т. п.

10)«По страницам пионерских газет и журналов».

11)«Так поступают, советские люди».

12)«Наши мамы, наши папы, наши старшие друзья».

13)«Героическая» или «Герои и подвиги» (рассказы, стихотворения, песни, воспоминания и т. п.).

14)«Наш край» или «На машине времени» (прошлое—настоящее—будущее).

15)«По родной стране» или «Вокруг света».

16)«Удивительное — рядом» или «Тайны природы» (маленькие рассказы об интересных явлениях природы с использованием картинок, фотографий, диапозитивов, гербария и т. д.).

17)«Чудеса без чудес» или.«Наука против суеверий» (с использованием опытов).

18)«Внимание — интересная книжка!».

19)«Спортивная» (например, в виде репортажа).

20)«В мире искусства» или странички «Поэтическая», «Музыкальная», «Живописная» и т. п.

Советы организаторам

— Устный журнал (альманах) может состоять из не­ скольких частей (отделов), а каждая из них—-объеди­нять несколько страничек, различных жанров — рассказ, стихотворение и т. д. Можно посвятить одной теме весь очередной номер или специальный выпуск устного жур­нала (альманаха), например: «Революция продол­жается!», «Салют комсомолу!», «Родная Армия», «При­рода», «Спорт» и т. д.

—Название устного журнала может быть традиционным «ли меняться, но в любом случае оно выби­рается сообща, в результате открытого или закрытого (под девизами) конкурса на лучшее предложение между всеми участниками; если устный журнал выпускается
поочередно несколькими авторскими коллективами, то каждый может называть свой журнал по-своему.

—Содержание номера (темы частей, страничек) обсуждается на общем сборе-старте участников; части или странички — для подготовки и выступления — распреде­ляются по желанию, причем желающие могут участво­вать, конечно, и в нескольких частях, страничках. Каждую часть (или страничку) готовит небольшая бригада, На этом же сборе выбирается «совет дела» (редколле­гия номера), которая помогает бригадам готовить вы­ступления, составляет план номера, придумывает «об­ ложку» устного журнала, т. е. вступление (с названием журнала, оглавлением номера и т. д.) и заключение, например речевку — пожелание, песню — призыв.

—На общей репетиции создается эта обложка, в исполнении которой участвуют все члены коллектива, и показываются подготовленные бригадами странички. Затем общий сбор обсуждает выступления, дает советы авторам-исполнителям. После необходимой доработки
устный журнал (альманах) «выходит в свет». Желательно после каждого выступления с устным журналом проводить короткий общий сбор-«огонек», сообща извле­кать уроки из собственного опыта.

—Название очередной части (странички) может объявляться или всеми участниками, или ведущими (1—2 чел.), или той бригадой, которая выступает с этой частью, страничкой.

—Взрослые (педагоги, родители и т. д.) могут быть прямыми организаторами работы — в качестве членов и руководителей «совета дела» (редколлегии), консультан­тами при подготовке наиболее ответственных и слож­ных частей журнала, а также авторами-исполнителями
отдельных страниц, подготовленных вместе с ребятами или как сюрприз для них. Помните, что устный журнал — это общее творческое дело ребят и их старших друзей на пользу и радость своему коллективу и другим людям!

 

НИНА ОСМИНИНА, ИДА ЛЕВИНСОН

| ЖАРКОЕ «СОЛНЫШКО» В АНДРИАНОВЕ

Из материалов работы КиМ в Тосненском районе Ленинградской области

По материалам, собранным разведотрядами, мы решили под­готовить новый номер нашего кимовского устного альманаха «Сол­нышко» и показать его жителям окрестных деревень.

7 июля с самого утра стали готовиться к выступлению. Про­смотрели все накопленные материалы и по ним составили сцена­рий «Солнышка». Каждое звено представляло собой творческую группу, работавшую над определенной частью альманаха. Подго­товка проходила интересно и весело. Особенно оживленно было в группе, которая готовила сатирические странички о недостатках, обнаруженных нами во время разведки. С той поляны, где рабо­тала эта группа, то и дело доносились дружный смех и восклица­ния: «Вот это здорово! Отлично!», подзадоривавшие другие звенья, расположившиеся в разных концах нашего городка — на лугу, на опушке соснового бора, на склоне холма.

Здесь тоже работала фантазия, билась творческая мысль, до­бывался из руды фактов драгоценный металл текста. Самыми серьезными были «Красные следопыты», которые готовили первую часть альманаха под заголовком «Никто не забыт и ничто не за­быто». Им предстояло рассказать о героическом прошлом этой ме­стности, о людях, которые участвовали в боях за Родину.

8 вывешенном объявлении мы просили собраться к 18 часам. Мы пришли на полчаса позже, так как не рассчитывали, что зрители соберутся вовремя и проявят такой интерес к нашему вы­ступлению. Но когда увидели, что помещение клуба переполнено, немного растерялись и расстроились: стало стыдно за свое опозда­ние. Правда, переживать было некогда (к тому же, как потом вы­яснилось, эти полчаса скучать и взрослым и детям не пришлось: все внимательно изучали оформленные нами накануне выставки).

Открылся занавес, и... мы впервые предстали перед местными жителями всей коммуной, в парадной кимовской форме (некото­рые из зрителей уже знали нас по встречам во время гайдаров­ской разведки, но это были лишь отдельные знакомства).

Прозвучал, как всегда, четкий голос нашей неизменной ведущей Тамары Кучеренко, зазвенела наша общая речевка, и все «уви­дели» обложку «Солнышка». А потом песней «Широкая дорога» открылись первые страницы — страницы героические... За ними вто­рая часть альманаха — сатирическая и третья — педагогическая.

Выступление прошло очень хорошо. Признаться, мы сами не ожидали такого одобрения со стороны зрителей. Особым успехом пользовались частушки по материалам местной жизни и сценки на темы воспитания.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: