Из материалов совместной работы КиМ с коллективом школы № 8 г. Луги
Перед тем как выехать в Лугу и вместе с друзьями-лужанами устроить «город Гайдаровск», мы решили проверить, что мы сами знаем о жизни и творчестве Аркадия Петровича Гайдара, обменяться своими знаниями, мнениями, впечатлениями.
С этой целью на одной из Кимовских сред устроили турнир-викторину. Замечательное коллективное творческое дело помогло нам и на этот раз!
Каждый отряд Коммуны должен был подготовить по 3 вопроса — по одному для каждого из остальных отрядов. На подготовку вопросов давалось 15 минут.
ТУРНИР ЗНАТОКОВ — познавательное дело-обозрение, проводимое несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур состязаний) между остальными участниками.
Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными коллективами старших и младших.
Количество туров равно числу коллективов, участвующих в турнире (3—5, не более). Каждый коллектив является организатором одного из туров — сам проводит состязание между всеми другими коллективами, а в остальных турах выступает как рядовой участник соревнований.
|
|
Турнир знатоков может проводиться по одному профилю (см. памятку «Турнир знатоков поэзии») или быть комплексным, когда каждый тур состязаний имеет свой профиль. Например, турнир знатоков с участием 4 коллективов может состоять из таких 4 туров состязаний: l) знатоков математики, 2) знатоков музыки, 3) знатоков родного края, 4) знатоков медицины.
В организации своего тура состязаний должен участвовать весь коллектив (в разработке заданий, как судейская коллегия и т. д.), а в других турах, соревнуясь с остальными коллективами, он может участвовать или целиком, или выделяя из состава своей команды знатоков.
Главными ведущими могут быть двое-трое взрослых, или взрослый вместе с одним-двумя старшими школьниками.
Подготовка к турниру знатоков
Главные ведущие созывают общий сбор-старт коллективов, желающих участвовать в турнире. Участники рассаживаются по кругу. Избирается «совет дела» —
штаб турнира, куда входят представители каждого коллектива (командиры, штурманы или «застрельщики» и т. п.) и главные ведущие.
Затем общий сбор решает, каким способом будут выбраны профили (а при однопрофильном турнире — виды) творческих состязаний: или 1) каждый коллектив одновременно с другим посовещается (5—7 минут) и придумает тот профиль (вид), по которому будет проводить свой тур состязаний между остальными коллективами, или 2) сначала все коллективы посоветуются и предложат возможные профили (виды) состязаний. Далее сообща (или на «летучке» штаба) будут отобраны — по числу коллективов — самые удачные, потом по желанию или по жребию коллективы распределят между собой профили (виды) для организации состязаний.
|
|
После того как профили (виды) придуманы (и объявлены или распределены), каждый коллектив снова совещается (15—20 мин.) и решает, как он будет вести свой тур состязаний между остальными коллективами: какие творческие задания для коллективов, которые будут состязаться, даст им заранее — для предварительной подготовки, а какие объявит только на самом турнире — для импровизации, кто и как будет давать задание и оценивать выполнение. Для того чтобы сделать организацию состязания интересней, коллектив может придумать себе общую организаторскую роль соответственно профилю (виду) состязания (например, «приемная комиссия», или «ученый совет», или «жюри фестиваля» 'и т. п.), а каждый член этого коллектива выбирает для себя и свою личную роль, может придумать псевдоним, профессию, звание и т. п.
В заключение общего сбора, после того как коллективы объявили свои задания и намечена дата проведения турнира (через несколько дней, не более 2—3 недель), каждый коллектив выбирает команду знатоков для тех туров, в которых коллективы будут состязаться не целиком, а командами.
После общего сбора-старта каждый коллектив готовится (целиком и по командам) к выполнению тех заданий, которые объявлены предварительно, и к проведению своего тура состязаний, в частности придумывает и подготавливает призы для победителей.
Возможные профили состязаний
Конкурс знатоков науки, например математики или физики, химии или биологии.
Состязание знатоков родного края, города, села (между командами туристов, краеведов или экскурсоводов и т. п.).
Соревнование журналистов (например, между командами выпускников журналистского факультета, сдающих экзамены государственной комиссии).
Конкурс знатоков искусства: музыки или живописи, поэзии или театра (например, между командами абитуриентов, поступающих в консерваторию или литературный институт).
Состязание знатоков техники (например, между командами кандидатов на Всемирную техническую вы ставку).
Конкурс знатоков атеизма.
Соревнование знатоков медицины.
Состязание знатоков танца (например, между делегациями на фестивале) и т. д.
Советы организаторам
— Задания должны носить творческий характер, например написание коротких рассказов и очерков, исполнение сцен, проведение репортажа и т. п.
— Чтобы турнир не затянулся, можно заранее установить максимальное время для каждого тура, скажем, не более 15—20 минут.
— После того как проведены все туры состязаний, нужно дать время (15—20 мин.), чтобы каждый коллектив мог подвести итоги своего тура, т. е. того соревнования, которое было организовано этим коллективом, и подготовить оценки в соответствии с принятой ролью.
Например, «государственная комиссия» вручает командам диплом об окончании института, «жюри фестиваля»— призы или грамоты и т. п.
В заключение турнира главные ведущие предоставляют по очереди слово каждому из коллективов, которые и объявляют итоги своего тура состязаний.
— Не забывайте, что турнир знатоков — это не забава. Пусть игровые моменты, юмор, мажорный тон помогают осуществлять главное в турнире: взаимный обмен знаниями, умениями, увлечениями; возбуждение и развитие интереса к различным сторонам жизни, к различным профессиям, к различным областям культуры.
ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПОЭЗИИ — познавательное дело-обозрение, один из вариантов турнира знатоков с творческими соревнованиями одного профиля (см. памятку). Каждый из коллективов, участвующих в турнире знатоков поэзии, проводит между остальными коллективами состязание, основанное на поэтическом материале.
|
|
Цель турнира знатоков поэзии — пробудить, удовлетворить и развить интерес к поэтическим произведениям разных эпох, жанров, стилей, расширить литературный и жизненный кругозор на основе обмена знаниями и увлечениями в области поэзии, содействовать формированию эстетического вкуса, воспитанию нравственных чувств, развитию творческих способностей.
Участниками турнира знатоков поэзии могут быть ребята одного отряда, класса (начиная обычно с 7—8) вместе с их старшими друзьями или несколько классных отрядных коллективов, а также сводные коллективы.
Если в турнире участвуют большие коллективы, то некоторые или все туры состязаний проводятся командами, выделяемыми этими коллективами из своего состава (для каждого тура — своя команда от каждого коллектива).
Подготовка к турниру знатоков поэзии ведется в той же последовательности, как и к любому турниру знатоков (см. памятку).
Примерные виды (туры) состязаний
1. Конкурс поэтических чувств.
Коллектив, которому достался для организации этот.вид состязаний, дает задание остальным коллективам отыскать стихи, в которых ярко выражаются выбранные организаторами чувства, например: любовь, ненависть, радость, сочувствие. Готовясь к турниру, коллективы выполняют это задание, а на самом турнире поочередно читают стихи, отражающие эти чувства. Коллектив, проводящий конкурс, определяет, кому удалось найти самые выразительные произведения.
2. Конкурс поэтического юмора и сатиры.
Задание по этому конкурсу также дается предварительно на общем сборе-старте.
Коллектив, организующий этот тур состязаний, решает и объявляет остальным коллективам, какие стихотворения для конкурса они должны отыскать. Например, стихи, выражающие добрую шутку, тонкую иронию, сарказм (дальше работа идет так же, как в первом конкурсе).
3. Конкурс поэтических жанров.
По этому конкурсу нет предварительного задания. Коллектив, который будет вести данный тур состязаний, готовясь к турниру, подыскивает стихи разных жанров, например: элегию, сонет, балладу, эпиграмму. Во время турнира эти стихотворения читаются членами данного коллектива, остальные же участники определяют жанр, пишут на листочках ответы (в том порядке, в каком читались стихи) и сдают их организаторам с указанием названия своего коллектива (и личного псевдонима). В конце турнира организаторы этого конкурса объявляют результаты: в каком коллективе наибольшее число правильных ответов, под каким псевдонимом даны самые удачные ответы. Авторы этих ответов «расшифровывают» себя и получают призы.
|
|
4. Конкурс поэтов-масок.
Коллектив, готовящий этот тур состязаний,.выбирает несколько стихотворений (лучше — известных поэтов) и на турнире читает их, а затем предлагает определить авторов (дальнейший ход этого конкурса подобен описанному выше).
5. Конкурс поэтического творчества(буриме).
Коллектив, организующий это состязание, придумывает заранее несколько пар рифм-заготовок для стихотворений разных стилей. Например, для патетического стихотворения — рифмы: твой —бой, дня — огня; для лирического: тебя — любя, сбросил — в осень и др.
На самом турнире, дождавшись своего тура (лучше проводить этот конкурс последним), коллектив объявляет задание: сочинить экспромтом стихотворения требуемого стиля по предлагаемым рифмам. На выполнение дается 10—15 минут. Затем по кругу читаются плоды коллективного творчества — сначала одна серия, например патетическая, потом остальные.
Советы организаторам
Кроме рекомендаций, данных в памятке «Турнир знатоков», стоит учесть и следующее: „
Позаботиться о том, чтобы во время турнира у каждого коллектива было достаточное количество бумаги и все участники пришли с авторучками.
Общая длительность состязаний не должна превышать полутора часов.
Не менее получаса нужно отвести на заключи тельную часть турнира (подведение итогов), чтобы каждый коллектив имел достаточно времени для характеристики наиболее удачных ответов, сравнения разных решений одних и тех же поэтических задач. Тогда объявление результатов, присуждение премий не будет формальным актом, а станет результатом серьезного анализа, источником новых размышлений, может быть, споров, а главное — усилит воспитывающее действие турнира.
ИРИНА ЧУЛИКОВА-БАБИЧЕВА
ПЯТЬ ПОЭТИЧЕСКИХ СРАЖЕНИЙ
Из материалов работы в Коммуне имени Макаренко
...Проводить вечер поэзии, как раньше, не хотелось, а новое долго не рождалось. Наконец вспомнили, что у нас есть «копилка», а в ней давно имеется такое любопытное КТД, как турнир знатоков. Его только один раз попробовали на кимовском съезде, да и то во времена «древние», лет этак пару назад. Итак, давайте проведем турнир знатоков поэзии, — решил «совет дела» — совет поэзии.
У нас сейчас 5 отрядов — значит, должно быть 5 конкурсов. Каждый отряд по очереди станет ведущим, проведет один из конкурсов между остальными четырьмя отрядами.
Конкурсы придумали такие: 1. Конкурс поэтических чувств. 2. Конкурс юмористических стихов. 3. Конкурс поэтических жанров. 4. Конкурс поэтов-масок. 5. Конкурс поэтического творчества (буриме).
3-й и 4-й конкурсы задумали провести под девизами, т. е. каждый из участников пишет свой ответ на задания ведущего отряда под своим девизом («псевдонимом»), не забывая указать и название своего отряда.
30 ноября наши предложения были вынесены на общий сбор КиМ, но общего восторга не получилось. Согласны были с 1-м, 2-м и 5-м конкурсами, а 3-й и 4-й вызвали споры.
Против конкурса поэтов-масок особенно горячо возражали кимовцы из отряда «Искра»: «Столько поэтов, разве можно всех знать? Нет, это просто немыслимо!» Наконец убеждаем их, что будут взяты только известные поэты. Сопротивление скептиков сломлено.
Затем проводится жеребьевка: командиры вытаскивают «путевки» и читают вслух, какой конкурс будут вести их отряды.
Силы распределились следующим образом. Конкурс поэтических чувств организует отряд «Корт» (название расшифровывается так: «Комсомолец-организатор, работай творчески»), конкурс юмора — «Питерцы», конкурс жанров — «Ульяновцы», конкурс поэтов-масок проведут «Пулковцы» («Звездочеты»), конкурс поэтического творчества — «Искровцы».
Из 5 отрядов 2 тогда же, на общем сборе-старте, должны были придумать задания для остальных команд-отрядов. На размышление им щедро дали... 5 минут.
И вот уже все записывают. «Корт» поручает всем остальным отрядам найти по одному стихотворению, выражающему наиболее сильно (с точки зрения отряда) следующие чувства: восторг, тихую радость, грусть, ненависть и любовь. «Питерцы» дают свое задание: найти по одному стихотворению, выражающему добрую шутку, иронию, сарказм.
Остальные конкурсы откроют свои тайны через неделю, на самом вечере поэзии.
Расскажу теперь о том, как готовился наш отряд «Звездочетов».
Во-первых, мы сразу же распределили, кто за что отвечает, кто каких поэтов читает. Через неделю соберемся, и каждый принесет, что выбрал. Здесь же были придуманы названия и девиз нашего отряда и личные псевдонимы. Назвались мы «Золотой ключик». Девиз — «Все равно любил Мальвину деревянный Буратино!». Члены отряда: Буратино (Зина Полонская), Мальвина. (Коля Иванов), Пьеро (Тамара Филиппова), Карабас-Барабас (Лида Гродская), Пудель Артемон (Ира Бабичева), Кот Базилио (Люда Тетерская).
Когда собрались, как было условлено, каждый принес много стихов, записные книжки распухли от записей, а сумки не вмещали всех томов и томиков, которые хотелось бы принести.
Творческий котел забурлил.
Нам нужно проводить конкурс поэтов-масок. Хорошо, дадим стихи известных поэтов, как требовали «Искровцы», но пусть не думают, что мы предложим самые популярные стихи.
' Итак, выбрали 5 стихотворений пяти любимый поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Блока. На наше счастье, и Пушкин и Лермонтов писали о демоне. Это и помогло нам устроить «ловушку». Пусть подумают!
Потом мы отобрали 5 стихотворений для конкурса поэтических чувств и 3 — для конкурса юмора.
Наступил день турнира. Его открывает главный ведущий — Лира Азум (Муза). Она предоставляет первое слово «коллегии поэтических чувств», объявивших свое название: «Карандаши». Великий знаток поэтических чувств («Зеленый карандаш») произносит несколько слов на одном из таинственных языков и тут же переводит для непосвященных: «Что означает на языке будней «Разрешите начать».
Идет представление команд, участвующих в этом конкурсе: «Золотой ключик», «Ушастики-головастики», «Парнас» и «Опти-мистики». Кто же станет победителем?
Вот уже прозвучали по кругу стихи самых разных поэтов, выражающие любовь (ей — первое место!), затем тихую радость, грусть, ненависть... Зеленый карандаш объявляет с подъемом: «Восторг!». Первыми откликаются «Ушастики».' Люда Мартынова начинает торжественно: «Виктор Боков. Когда я слушаю Шаляпина»... И вдруг, неизвестно почему, фыркает от смеха... На нее зашикали. Она как будто успокоилась. Снова заводит: «Виктор Боков. Когда я слушаю Шаляпина...» И снова смеется. Тогда за дело берется Римма Тягунова. «Виктор Боков. Когда я...» Но тут уже заливается хохотом не только Римма, но и все участники вечера (заразились!). Нам так и не суждено былд узнать, что же испытывают «Ушастики», когда слушают Шаляпина. Но что испытывает Виктор Боков, мы все-таки выяснили: «Коллегия поэтических чувств» отобрала от «Ушастиков» сборник произведений Бо-кова и прочитала это действительно хорошее стихотворение.
Остальные команды прочитали свои «восторженные» произведения более удачно, если не считать «Пегаса» («Искровцы»), Они, заразившись весельем «Ушастиков» особенно прочно, тоже рассмеялись, и «Коллегия» дала им штрафные очки. Не смейтесь, когда не надо!
Теперь эстафета власти переходит к этим самым весельчакам «Ушастикам-головастикам». Они должны проводить конкурс (теперь все понятно!) поэтического юмора. Приняв серьезный вид, они исполнили свой девиз: «Лет до ста расти нам без старости» и приступили к прослушиванию стихов с шуткой, иронией и сарказмом.
Затем эстафета перешла к команде «Оптимистики». УхГ И озадачили же они нас всех! Попробуй, догадайся, что это за жанр... (потом оказалось, что они прочитали элегию, эпиграмму, эпитафию, а в заключение — сонет Михаила Дудина!). По-моему, это был самый трудный конкурс.
Пройдена еще одна ступень. Теперь власть переходит в наши руки. Надев чалму (символ руководящей роли) и придав своей физиономии загадочный вид, объявляю: «Наша Коллегия великих знатоков и любителей поэзии «Угадайка!» во главе с главным магистром Лирой Азум торжественно заявляет:
Поэзию кто любит, со стихами дружит, кто поэтов знает, тот их угадает!
После паузы продолжаю: «Сейчас перед вами пройдут поэты в масках: Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Некрасов. Каждый прочитает одно свое стихотворение. Ваша задача: угадать, кто за какой маской скрыт, то есть написать авторов стихотворений в том же порядке, в каком они прочитаны. Не забудьте на своем листке указать название своей команды и свой псевдоним или личный девиз».
Начинаю читать стихотворение Пушкина «Ангел». Вижу: при упоминании о демоне все понимающе переглядываются, кивают головами. Ясно, мол, Лермонтов...
Вторая маска — Лермонтов. Стихотворение «Мой Демон» («Собрание зол его стихия..»). Снова окидываю взором знатоков и любителей... Эге, уже другая реакция! «Что за дьявольщина?» — написано в глазах. Чем дальше, тем загадочнее! Звучат стихи Есенина, Некрасова, Блока.
Все напряженно думают. И вот мы уже получаем ответы. Да, маски оказались загадочными! И все же нашелся один действительно знаток. Один из «Оптимистиков», скрывшийся под псевдонимом «Ветер», отгадал правильно всех пятерых поэтов! У большинства — один-два очка, в соответствии с числом угаданных авторов.
Наступает последний конкурс— буриме.
«Пегас», командующий этим конкурсом, предлагает такие рифмы:.
для патетического стихотворения:
твой — бой, дня —огня;
для лирического стихотворения
тебя — любя, бросил — в осень;
для юмористического-.
уши — груши, нос —паровоз.
Каждая из остальных четырех команд должна сочинить по одному стихотворению каждого типа. Время — десять минут.
Удивительная картина лихорадочного творчества! Но вот время истекло. Читали и слушали собственные стихотворения патетического характера. «Оптимистики»:
Ни одного дня Не живи без огня, А лозунг твой — Вечный бой!
«Золотой ключик»:
Где вклад твой В сегодняшний бой? На злобу дня Даешь огня! «Ушастики»:
Дадим огня, чтоб бой был жарок,
И твой призыв, о, Родина моя,
Мы сохраним до гробового дня.
«Карандаши»:
Я вспомнил образ твой...
В тот день, когда мы дали бой,
Был ранен я, и из огня
Меня спасла ты на закате дня...
Пришел черед юмористическим стишкам. Тут уж мы вдоволь посмеялись.
«Ушастики» сочинили такое «жалобное» произведение:
Задумала природа
Создать меня уродом,
Дала мне слишком длинный
Гадкий нос, как паровоз,
И уши, точно груши,
Висят совсем ненужные,
Кому ж такой я нужен,
Так для чего ж я рос?
«Опти-мистики» были более лаконичны:
На морозе уши
Отвисли словно груши,
И пар пускает нос,
Как будто паровоз.
«Карандаши» решили создать беспощадную эпиграмму на некую красавицу:
У Марфуши нашей уши,
Словно квашеные груши,
Толстый, красный, жирный нос,
Он сопит, как паровоз!
Но больше всего понравились нам наши опусы в лирическом духе. Сказывалась, наверное, практика излюбленного чтения... «Золотой ключик»:
Как березку ласкает тебя Ветер встречный, грустя и любя, Ярких листьев на платье бросил, Уходя в золотую осень... «Ушастики»:
Всей душой полюбил я тебя
В златокудрую пышную осень,
И тебя лишь всем сердцем любя,
Я курить сигареты бросил...
«Опти-мистики»:
Полюбил весною тебя,
Прожил лето, жарко любя,
Но вот год ударился в осень,
И тогда Амур меня... бросил.
«Карандаши»:
В такую хмурую и злую осень
Я встретил ласковую, нежную тебя.
И помню, как последний якорь бросил,
Надеясь, радуясь, любя.
Теперь все команды погрузились в бумажки: просматривают свои записи, поданные ответы, подсчитывают очки. Каждая коллегия подводит итоги своего конкурса. Затем по очереди получают слово капитаны команд (члены «совета дела») и сообщают результаты.
Особенно интересно, когда объявляют победителей конкурсов и раскрываются их псевдонимы. Вот я от имени «Золотого ключика» сообщаю, что в конкурсе поэтов-масок первое место занял «Ветер» из команды «Опти-мистиков» и прошу победителя расшифровать себя. Все смотрят на отряд «Ульяновцев». Кто же? И встает наш дежурный командир—Надя Павлова! Аи да Надя!
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ (АЛЬМАНАХ)— познавательное дело-обозрение; представляет собой серию коротких выступлений («страничек») на различные темы окружающей жизни и- жизни коллектива, создаваемых силами всех членов коллектива, младших и старших.
Устный журнал может выпускаться систематически (например, раз в две недели, или ежемесячно) и нерегулярно-, эпизодически. Во втором случае устный журнал лучше, именовать «альманахом» Устный журнал (альманах) дает возможность каждому члену коллектива делиться с товарищами своими знаниями, впечатлениями, 'интересами; позволяет в живой, образной форме организовать систематическое ознакомление с политическими событиями, новостями общественной жизни (политическая информация) силами всех членов коллектива; способствует решению задач идейно-политического, нравственного, умственного, эстетического воспитания в их единстве.
Варианты работы с устным журналом (альманахом)
1. Каждый микроколлектив (октябрятская звездочка, пионерское звено и т. д.) вместе со своими старшими друзьями выпускает по очереди — например, раз в 2 недели— номер устного журнала для своего класса, отряда (см. памятку «Чередование традиционных поручений»).
2. Каждый старший классный коллектив или — лучше — союз старшего и младшего классов по очереди выпускает номер устного журнала для школы.
Классный коллектив или союз классных коллективов подготавливает устный альманах (например, к празднику) и выступает с ним перед другими классами (младшими, параллельными), окружающими людьми.
Устный альманах выпускается сводным отрядом («творческим объединением») любителей из одного или разных классов — для школы, пионерского лагеря, для участников слета, для окружающих людей, например, вовремя турпохода, гайдаровского рейда или десанта (см. соответствующие памятки).
Возможные темы и жанры страничек (и частей) устного журнала
5) Страничка-сказка или «Сказочная».
6) Страничка-загадка или «Почему?»
7) Страничка «Новости».
8) Страничка «Что такое хорошо и что такое плохо?».
9) Страничка-смешинка или «Сатирическая» с использованием сценок, частушек, шуточной «анкеты», «интервью», «энциклопедии» и т. п.
10)«По страницам пионерских газет и журналов».
11)«Так поступают, советские люди».
12)«Наши мамы, наши папы, наши старшие друзья».
13)«Героическая» или «Герои и подвиги» (рассказы, стихотворения, песни, воспоминания и т. п.).
14)«Наш край» или «На машине времени» (прошлое—настоящее—будущее).
15)«По родной стране» или «Вокруг света».
16)«Удивительное — рядом» или «Тайны природы» (маленькие рассказы об интересных явлениях природы с использованием картинок, фотографий, диапозитивов, гербария и т. д.).
17)«Чудеса без чудес» или.«Наука против суеверий» (с использованием опытов).
18)«Внимание — интересная книжка!».
19)«Спортивная» (например, в виде репортажа).
20)«В мире искусства» или странички «Поэтическая», «Музыкальная», «Живописная» и т. п.
Советы организаторам
— Устный журнал (альманах) может состоять из не скольких частей (отделов), а каждая из них—-объединять несколько страничек, различных жанров — рассказ, стихотворение и т. д. Можно посвятить одной теме весь очередной номер или специальный выпуск устного журнала (альманаха), например: «Революция продолжается!», «Салют комсомолу!», «Родная Армия», «Природа», «Спорт» и т. д.
—Название устного журнала может быть традиционным «ли меняться, но в любом случае оно выбирается сообща, в результате открытого или закрытого (под девизами) конкурса на лучшее предложение между всеми участниками; если устный журнал выпускается
поочередно несколькими авторскими коллективами, то каждый может называть свой журнал по-своему.
—Содержание номера (темы частей, страничек) обсуждается на общем сборе-старте участников; части или странички — для подготовки и выступления — распределяются по желанию, причем желающие могут участвовать, конечно, и в нескольких частях, страничках. Каждую часть (или страничку) готовит небольшая бригада, На этом же сборе выбирается «совет дела» (редколлегия номера), которая помогает бригадам готовить выступления, составляет план номера, придумывает «об ложку» устного журнала, т. е. вступление (с названием журнала, оглавлением номера и т. д.) и заключение, например речевку — пожелание, песню — призыв.
—На общей репетиции создается эта обложка, в исполнении которой участвуют все члены коллектива, и показываются подготовленные бригадами странички. Затем общий сбор обсуждает выступления, дает советы авторам-исполнителям. После необходимой доработки
устный журнал (альманах) «выходит в свет». Желательно после каждого выступления с устным журналом проводить короткий общий сбор-«огонек», сообща извлекать уроки из собственного опыта.
—Название очередной части (странички) может объявляться или всеми участниками, или ведущими (1—2 чел.), или той бригадой, которая выступает с этой частью, страничкой.
—Взрослые (педагоги, родители и т. д.) могут быть прямыми организаторами работы — в качестве членов и руководителей «совета дела» (редколлегии), консультантами при подготовке наиболее ответственных и сложных частей журнала, а также авторами-исполнителями
отдельных страниц, подготовленных вместе с ребятами или как сюрприз для них. Помните, что устный журнал — это общее творческое дело ребят и их старших друзей на пользу и радость своему коллективу и другим людям!
НИНА ОСМИНИНА, ИДА ЛЕВИНСОН
| ЖАРКОЕ «СОЛНЫШКО» В АНДРИАНОВЕ
Из материалов работы КиМ в Тосненском районе Ленинградской области
По материалам, собранным разведотрядами, мы решили подготовить новый номер нашего кимовского устного альманаха «Солнышко» и показать его жителям окрестных деревень.
7 июля с самого утра стали готовиться к выступлению. Просмотрели все накопленные материалы и по ним составили сценарий «Солнышка». Каждое звено представляло собой творческую группу, работавшую над определенной частью альманаха. Подготовка проходила интересно и весело. Особенно оживленно было в группе, которая готовила сатирические странички о недостатках, обнаруженных нами во время разведки. С той поляны, где работала эта группа, то и дело доносились дружный смех и восклицания: «Вот это здорово! Отлично!», подзадоривавшие другие звенья, расположившиеся в разных концах нашего городка — на лугу, на опушке соснового бора, на склоне холма.
Здесь тоже работала фантазия, билась творческая мысль, добывался из руды фактов драгоценный металл текста. Самыми серьезными были «Красные следопыты», которые готовили первую часть альманаха под заголовком «Никто не забыт и ничто не забыто». Им предстояло рассказать о героическом прошлом этой местности, о людях, которые участвовали в боях за Родину.
8 вывешенном объявлении мы просили собраться к 18 часам. Мы пришли на полчаса позже, так как не рассчитывали, что зрители соберутся вовремя и проявят такой интерес к нашему выступлению. Но когда увидели, что помещение клуба переполнено, немного растерялись и расстроились: стало стыдно за свое опоздание. Правда, переживать было некогда (к тому же, как потом выяснилось, эти полчаса скучать и взрослым и детям не пришлось: все внимательно изучали оформленные нами накануне выставки).
Открылся занавес, и... мы впервые предстали перед местными жителями всей коммуной, в парадной кимовской форме (некоторые из зрителей уже знали нас по встречам во время гайдаровской разведки, но это были лишь отдельные знакомства).
Прозвучал, как всегда, четкий голос нашей неизменной ведущей Тамары Кучеренко, зазвенела наша общая речевка, и все «увидели» обложку «Солнышка». А потом песней «Широкая дорога» открылись первые страницы — страницы героические... За ними вторая часть альманаха — сатирическая и третья — педагогическая.
Выступление прошло очень хорошо. Признаться, мы сами не ожидали такого одобрения со стороны зрителей. Особым успехом пользовались частушки по материалам местной жизни и сценки на темы воспитания.