Сущность и роль управления

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

(ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»)

 

Институт экономики и технологического менеджмента

Кафедра экономики и управления предприятием

Коршунова Е.Д., Дорожкин И.Н.

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Курс лекций

по дисциплине «Основы менеджмента» для студентов ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН», обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.03 «Управление персоналом»

 

Москва 2018 г.

 

Структура курса:

1.Теория управления и теория менеджмента

1.1.Понятие управления

1.2.Понятие менеджмента

1.3.Цели, задачи, признаки, закономерности и принципы менеджмента

1.4.Социальная ответственность и этика менеджмента

2.История менеджмента

2.1.Исторические предпосылки развития менеджмента

2.2.Управленческие революции

2.3.Теория управления Никколо Макиавелли

2.4.Школы менеджмента

2.5.Менеджмент в России и СССР

3.Управление социально-экономическими системами (организациями)

3.1.Понятия и признаки организации

3.2.Классификация организаций

3.3.Эффективное управление организацией

4.Стратегическое и тактическое планирование

4.1.Целеполагание организации

4.2.Стратегическое планирование в организации

4.3.Тактическое планирование в организации

5.Моделирование и принятие решений в менеджменте

5.1.Принятие решений в управлении

5.2.Моделирование при принятии решений

6.Организационные коммуникации

6.1.Управленческая информация и информационные системы

6.2.Коммуникации в управлении организацией

6.3.Организация коммуникаций

7.Организационные структуры

7.1.Формы управления организацией

7.2.Подходы к построению структуры управления

7.3.Структура управления организацией

8.Мотивация деятельности в менеджмент

8.1.Мотивация и стимулирование

8.2.Концепции мотивации

9.Управление персоналом

9.1.Лидерство и руководство

9.2.Управление человеком и правление группой

9.3.Руководство: власть и партнерство

9.4.Управленческие конфликты

10.Регулирование и контроль в системе менеджмента

10.1.Понятие эффективности управленческой деятельности

10.2.Оценка эффективности структуры управления

 

 

ЧАСТЬ 1.

 

Сущность и роль управления.

В современных условиях организация не может обеспечить устойчивые темпы развития без создания и использования эффективной системы управления. Значимость системы управления возросла, так как предприятиям сегодня приходится решать принципиально новые задачи, которые раньше решались в недрах министерств и ведомств. Возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента.

Система управления предприятием включает: совокупность подразделений, выполняющих определённые функции; совокупность документов управления, закрепляющих эти функции за подразделениями и определяющих правила их взаимодействия, а также распределяющих права, обязанности и ответственность между сотрудниками подразделений; программные и аппаратные средства, обеспечивающие приём, обработку и передачу информации (рис. 1). Задача руководителя состоит в том, чтобы таким образом выбрать состав и организовать процесс деятельности каждого из перечисленных элементов системы управления, чтобы они обеспечили достижение организацией целей с минимальными затратами.

 

                     Потребители

     
 

 

 


 Вход     Оборудование         Выход

              Администрация

              Кадры

 Ресурсы Финансы…                  Готовая

 Люди                                    продукция

                               Рис. 1

 

 

Необходимо управлять: Вид менеджмента:
Людьми Управление персоналом
Оборудованием Производственный менеджмент
Финансами Финансовый менеджмент
Материалами Логистика
Развитием организации Стратегический менеджмент
Инновациями Инновационный менеджмент
Фундамент Общий менеджмент

 

В настоящее время слова «менеджмент» и «менеджер» прочно вошли в нашу жизнь. Первоначально слово «менеджмент» обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В основе слова лежит английский глагол «to manage» - управлять, который произошёл от латинского «manus» - рука. Таким образом, буквально термин «менеджмент» означает «руководство людьми».

В современной теории под менеджментом понимается система принципов, методов, средств и форм управления для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

 

 

Сравнение труда станочника и труда менеджера:

 

Параметр сравнения Рабочий Менеджер
Характер труда Преимущественно физический и периодически повторяющийся Преимущественно умственный
Предмет труда Заготовка Информация
Средства труда Оборудование Средства обработки и передачи информации
Результат труда Готовая деталь Достижение цели

 

Уровни управления (модель Парсона).

Промышленные предприятия представляют собой сложную иерархическую структуру. В связи с этим происходит разделение управленческого труда:

- на горизонтальное – расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений;

- вертикальное – руководители вышестоящего уровня координируют и организуют работу руководителей нижестоящего уровня.

Вертикальное разделение труда образует уровни управления, которых может быть от 2 до 5. Количество уровней управления зависит от размера предприятия, сложности выпускаемой продукции, принятой системы сбыта продукции, разнообразия ассортимента и др. Однако в настоящее время существует тенденция к сокращению уровней управления, т.е. происходит переход к плоским структурам. В общем случае, независимо от числа уровней управления (если их 3 и больше), всех руководителей можно разделить на 3 категории: руководители низового звена, среднего и высшего.

Модель Парсона показывает количественное соотношение руководителей по уровням управления. По каждой сфере деятельности происходит разделение труда менеджеров.

Существует 3 уровня управления:

1. Низовой уровень. Это организационный уровень, находящийся

непосредственно над рабочими. Типовыми должностями этого уровня являются бригадиры, начальники смены, начальники группы, начальники участка. Большая часть руководителей в организации относится к этому уровню управления. Работа на низовом уровне содержит очень напряжённый труд (мастер в смену принимает в среднем около 583 управленческих решения, т.е. на принятие одного управленческого решения у него уходит в среднем менее одной минуты). Работа характерна отсутствием ритмичности, перерывами в работе, время реализации управленческих решений составляет 2 минуты. Примерно 50% рабочего времени руководители низового уровня проводят в общении.

Функции руководителей низового уровня:

- организация и контроль за выполнением производственных заданий;

- ответственность за использование выделенных им ресурсов (оборудование, сырьё, персонал).

       2. Средний уровень. Руководители данного уровня координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Это начальники отделов, их заместители, начальники цехов. Характер работы в большей степени определяется содержанием работы подразделений, чем организации в целом.

 

 

 


Рис. 2

На рисунке показана взаимосвязь создания конечной цели (самолёта) от правильно сделанной единицы детали. Руководители среднего звена управления вместе с подчинёнными им подразделениями выполняют функцию буфера между высшим и низшим звеньями управления. Реализация этой функции сводится к переработке информации и преобразованию её в вид, понятный для соответствующего уровня управления. Например, на уровне управления предприятием (высший уровень управления) планово-учётной единицей является самолёт (рис. 2), на межцеховом уровне (средний уровень) - сборочно-технологический комплект (СТК), на уровне цеха (низший уровень управления) – деталь. Задачей среднего уровня управления будет являться составление межцехового плана выпуска СТК с привязкой к самолёту (обеспечение согласования информации высшего и среднего звена управления) и цеховых планов выпуска деталей с привязкой к СТК (обеспечение согласования информации среднего и низшего уровней управления).

Функции руководителей среднего уровня:

- подбор кадров;

- обучение персонала;

- контроль, координация и планирование работы сотрудников.

Примерно 89% рабочего времени руководители среднего уровня проводят в общении.      

3. Высший уровень. Руководители высшего звена отвечают за принятие решений для организации в целом или для большей её части. К руководителям этого уровня управления относятся: генеральный директор, его заместитель и главный специалист. Их труд характеризуется особой значимостью для организации, так как неверное управленческое решение может привести к ликвидации предприятия, интервал реализации управленческих решений может быть достаточно длительным (год и более), т.к. основная функция – принятие стратегических управленческих решений, а они связаны с долгосрочным планированием деятельности. Темп работы очень напряжённый. Высокая ответственность в принятии решений. Работа не имеет чёткого завершения из-за постоянно возникающих стратегических целей и задач.

 



Управленческий цикл.

            В процессе осуществления своих обязанностей каждый руководитель должен выполнять определённые действия, осуществлять реализацию управленческого цикла. Именно цикла, так как управление – это процесс, а не единовременная акция. Управленческий цикл включает: определение цели, разработку действий по выполнению цели, оценку результатов и далее – постановку новой цели и т.д. (рис. 3).

 

Цель Действия Результат   Новая цель

 

 

Рис. 3

 

       Требования, которые необходимо учитывать при постановке цели:

- достижимость;

- количественная определённость;

- формулировка понятным языком;

- ограниченность во времени.

Управленческий цикл имеет замкнутый круг. При его реализации, руководитель последовательно выполняет четыре функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль (рис. 4). Именно базовые функции управления насыщают работой управленческий цикл.

 

Планирование Организация Мотивация   Контроль

 

 

Рис. 4

 

       1) Планирование.

Функция планирования представляет собой процесс подготовки решения, постановку целей и задач. Руководителю необходимо чётко ответить на 3 вопроса:

ГДЕ? (где я сейчас нахожусь).

КУДА? (куда необходимо попасть).

КАК? (постоянные ограничения: время и деньги).

 

       2) Организация.

Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей, создание чёткой структуры. Выполняется в 3 шага:

  1. Структурирование задачи. Её разбиение на более мелкие элементы, которые представляют собой саму работу.
  2. Совмещение структуры задачи с организационной структурой предприятия. В результате работа закрепляется за конкретными подразделениями, определяются информационные потоки между подразделениями.
  3. Закрепление работы за конкретными исполнителями. У каждой работы должно быть Ф.И.О.

После того как определён состав работ и назначены исполнители, менеджер должен обеспечить успешное выполнение задания. Для этого необходимо сделать так, чтобы каждый исполнитель был заинтересован в его выполнении, т.е. реализуется функция мотивации.

Мотивация.

Процесс создания у членов организации побуждения к действию для достижения целей в соответствии с делегированными им обязанностями и планом. Мотивация может осуществляться либо путём внешних воздействий на человека (материальная и моральная заинтересованность), либо через создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду (рис 5). Второй тип мотивации является более эффективным. Однако требует больших усилий и является результатом ежедневной образовательной и воспитательной работы менеджера.

           

 

 


                                                           Рис. 5

 

Потребность – это нехватка чего-либо, которая ощущается индивидуумом в определённый промежуток времени.

 

Характеристика категории потребности:

       1. Потребность, связанная с конкретным человеком. Она индивидуальна.

       2. Отражает текущее состояние человека.

       3. Реализация потребности требует определённый промежуток времени (от нескольких минут до десятков лет).

       4. Потребность является тем, от чего человек стремится освободиться.

       5. Большинство потребностей могут периодически повторяться.

Процесс удовлетворения потребностей:

 

Потребность (деньги) Мотивы (поедут все друзья) Поведение (пойти работать)   Результат (деньги)
             
Цель (поехать на море)   Стимул (познакомиться с интересными людьми)        

 

 

                               Рис. 6

 

Процесс удовлетворения потребности рассмотрен на примере желания поехать на море (рис. 6). Поставив цель, возникает потребность в деньгах. На мотив влияет стимул и в соответствии с этим человек выбирает определённое поведение, вследствие чего появляется результат. Процесс имеет замкнутый цикл, так как полученный результат может не удовлетворить потребность (к примеру, необходимой суммы человек не заработал и цель не может быть достигнута, поэтому возникает новый цикл).

 

Теория иерархии потребностей Маслоу:

 

                    

       Рис. 7

 

Выявлены 5 уровней потребностей человека в зависимости от уровня развития личности (рис. 7).

К физиологическим потребностям относят: потребность в еде, пище, убежище и медицинской помощи. На этом уровне человек мало интересуется содержанием работы, концентрирует внимание на удобстве рабочего места и на оплате труда. Причём достаточным является установление минимальной заработной платы, гарантирующей выживание.

К потребностям безопасности и защиты относится стремление избегать рисков, проявление накопительства. Человек хочет находиться в стабильном состоянии, быть защищённым от страха и болезней. Исходя из этого, руководитель для повышения мотивации должен обеспечить гарантии пенсии и медицинского обслуживания.

Потребность в принадлежности к социальной группе выражается в стремлении стать членом сообщества. Для удовлетворения этих потребностей люди активно участвуют в общественной работе. Руководитель при постановке задач должен создавать условия для общения на работе, использовать групповые формы организации труда, осуществлять управление в форме дружеского партнёрства.

К потребностям утверждения относятся: желание занимать определённое положение в коллективе, стремление к уважению, самоутверждению и независимости от других. Средством удовлетворения этих потребностей является использование различных форм выражения признания заслуг, например присвоение титулов, званий, почётных наград, упоминание в публичных выступлениях, приглашение в президиум и др.

Потребности самовыражения проявляются в желании максимально использовать свои силы, способности, навыки и потенциал. Для удовлетворения этих потребностей сотрудникам необходимо поручать неординарные задания, требующие творческих усилий и изобретательности.

Согласно теории А. Маслоу индивид сначала стремится удовлетворить более насущные (первичные потребности), прежде чем перейти к удовлетворению высших потребностей (вторичных). Маслоу считал, что удовлетворённая потребность перестаёт быть стимулом. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Однако, Маслоу сам заявлял, что теория самоактуализации сама по себе недостаточна, так как предпосылки следует развивать в более полную формулу, с учётом таких факторов, как благо других людей и организации в целом. Следовательно, теория А.Маслоу не может быть рекомендована в качестве универсального инструмента прогнозирования поведения. Предложенная иерархия потребностей объясняет лишь некоторые аспекты поведения людей в обществе и на производстве.


Контроль.

Процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями. Представляет собой сложную функцию, которая включает в себя:

- учёт, т.е. измерение фактически достигнутых результатов;

- анализ, сравнение достигнутых результатов с нормативными показателями;

- выяснение причины, если возникла ситуация, которая не достигла нормативных показателей;

- регулирование, т.е. разработка комплекса мероприятий, которые позволили бы исправить возникшее отклонение.

Функции управления объединены между собой связующими процессами. К ним относятся обмен информацией и принятие решений.

Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников организации.

Существуют два вида коммуникаций: организационные и межличностные. В процессе обмена информацией могут возникнуть преграды, которые руководитель должен уметь заранее предвидеть и предусмотреть действия по их предупреждению или ликвидации.

 

 

Преграды и пути их преодоления в процессе коммуникации:

 

Вид коммуникации Преграды Пути преодоления преград
1. Организационные коммуникации.          - Межуровневые.        - Между подразделениями одного уровня. Искажение информации, "узкие" места из-за перегрузки подразделений, дублирование источников возникновения информации. Один источник возникновения информации, минимальное число уровней управления и подразделений, через которые проходит информация, должна быть определена форма представления информации. Применение современных информационных технологий.
2. Межличностные коммуникации.         - Руководитель-подчинённый.           - Неформальные коммуникации между сотрудниками одного подразделения. Преграды восприятия. Нечёткое изложение информации, неумение слушать, межличностные конфликты, невербальные преграды. Изъяснение доступным языком и пояснение своих идей, чёткое формулирование и структурирование информации, избавление от агрессивности и научиться слушать, находить способы разрешения межличностных конфликтов, следить за языком жестов, установление обратной связи.

 

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что все функции управления связаны, взаимообусловлены и должны выполняться в определённой последовательности. Обратная связь реализуется через функцию контроля.

Методы управления.

       Содержанием теории менеджмента являются законы, закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Методы управления - это способы осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей управления производством.

       Субъект управления – группа специалистов (работники кадровой службы) и руководители всех уровней.

       Объект управления – отдельный работник или трудовой коллектив.

       В менеджменте принято выделять три группы методов управления: экономические, административно-правовые и организационные, социально-психологические.

       Экономические методы – оказывают воздействие на экономические интересы людей. Они используют косвенный механизм воздействия на объект управления, т.е. оказывают не непосредственное влияние, а через промежуточные ступени. Например, предприятие осуществляет производство и сбыт продукции, рабочий качественно выполняет свои производственные обязанности. В результате получается продукция высокого качества, которая хорошо реализуется на рынке. Предприятие получает прибыль, а рабочий получает не только заработную плату, но и премию. К экономическим методам относятся экономическое стимулирование и материальная ответственность. Экономическое стимулирование предполагает вознаграждение за хорошие результаты работы через систему оплаты труда (например, сдельно-премиальная система оплаты, оплата труда с учётом коэффициента трудового участия), премирование из фондов материального поощрения и др. Материальная ответственность предполагает вычеты из заработной платы за порчу имущества, оборудования и т.д. Таким образом, стимулом для выполнения управленческих воздействий при использовании экономических методов является материальная заинтересованность.

Организационные методы – относятся к пассивным и являются базой для всех остальных методов управления. Необходимость этих методов обусловлена тем, что любая деятельность, прежде чем она будет осуществлена, должна быть правильно организована: спроектирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями. Правилами поведения персонала в различных ситуациях. Таким образом, организационные методы создают каркас предприятия. Результатом использования организационных методов являются внутрикорпоративные нормативные документы: устав предприятия, положение об организационной структуре, положения о подразделениях, должностные инструкции и др.

Административно-правовые методы управления предполагают юридическое воздействие на отношения людей в производстве. Правовые нормы выражаются в законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах, распоряжениях (они могут быть государственными, отраслевыми, документами предприятия). Применение правовых норм предполагает санкции – дисциплинарные (например, выговор).

Социально-психологические методы учитывают человеческий фактор и воздействуют в двух направлениях: формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, выявление и развитие индивидуальных способностей каждого сотрудника. К социологическим методам относятся методы управления социально-массовыми процессами, методы управления группами, методы ролевых изменений. К психологическим методам относятся психологические методы профессионального отбора и обучения, методы гуманизации труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: