Корпоративная культура представляет собой совокупность формальных и неформальных правил и законов, по которым существует и развивается организация.
Элементы корпоративной культуры:
1) Видимый уровень – это манера одеваться, фирменный стиль, символы, церемонии.
2) Невидимый уровень:
- ценности и убеждения компании, которые проявляются в словах
- базовые основополагающие предположения и убеждения.
Этапы развития корпоративной культуры.
1. Выживание – это крайне низкий уровень зрелости корпоративной культуры, практически отсутствуют её внешние элементы. Наблюдается высокий уровень интеграции сотрудников в корпоративную культуру.
2. Рост – низкий уровень зрелости корпоративной культуры, начинают появляться отдельные составляющие внешних элементов, происходит снижение интеграции сотрудников в корпоративную культуру организации. Начинают формироваться субкультуры подразделения, которые могут отличаться от корпоративной культуры всей организации.
|
|
3. Ранняя зрелость – средний уровень зрелости корпоративной культуры, используются почти все внешние элементы, появляются артефакты, нарастают различия между субкультурой подразделений и корпоративной культурой всей организации.
4. Расцвет сил – высокий уровень зрелости корпоративной культуры. Присутствуют все элементы (видимые и невидимые).
5. Поздняя зрелость – происходит снижение эффективности корпоративной культуры как инструмента управления.
Функции корпоративной культуры.
1) Регламентирующая и регулирующая, т.е. культура используется как индикатор и регулятор поведения.
2) Познавательная. Усвоение корпоративной культуры на стадии адаптации работника.
3) Смыслообразующая. Корпоративная культура влияет на мировоззрение человека.
4) Коммуникативная. Через ценности, принятые в организации, и нормы поведения, обеспечивается их взаимопонимание и взаимодействие.
5) Функция общественной памяти – сохранение и накопление опыта организации.
6) Создание новых ценностей и их накопление.
Типология корпоративной культуры.
1. Диал и Кеннеди ввели критерии, по которым определяется корпоративная культура:
- степень рискованности действий компании
- скорость получения обратной связи от произведённых действий.
В соответствии с этими критериями Диал и Кеннеди выявили следующие типы корпоративной культуры:
1) «Крутые парни». Их девиз: «лучше, больше, сильнее, быстрее». Обычно крупно рискуют и быстро получают ответные реакции рынка. Пример: рекламные агентства, индустрия развлечений.
|
|
2) «Упорный труд или изнурительная игра». Девиз: «добейся, ты сможешь». Риски малые, но быстрая ответная реакция рынка.
3) «Вся надежда на компанию». Девиз: «прогресс – наш главный продукт». Крупные риски и долгое ожидание ответных реакций рынка. Пример: инвестиционные компании.
4) «Культура процесса». Девиз: «внимание на совершенствование процесса, а не на результат». Нацелены на производительность труда, борются за техническое совершенствование. Малые риски и медленная ответная реакция рынка. Пример: государственные учреждения, страховые компании, банки.
2. Соненфельд ввёл свои критерии определения корпоративной культуры:
- каждая корпоративная культура имеет определённый потенциал для развития компании и по-своему влияет на удовлетворение потребностей работника и его карьерный рост.
В соответствии с этими критериями Соненфельд выявил следующие типы корпоративной культуры:
1) «Бейсбольная команда». В организации ценятся новаторство, талант и производительный труд. Сотрудники, которые эффективно работают, превращаются в свободных агентов и за их услуги борются различные компании. Такой тип корпоративной культуры используется в динамичных отраслях, уровень риска в которых высок.
Стадии жизненного цикла человека.
1. «Отрыв от корней» (18-22). Формируются жизненные ценности
2. «Двадцатилетние, предпринимающие попытки» (22-29). Происходит реализация человека в социальной среде.
3. «Ловушка тридцатилетних» (29-36). Переоценка ценностей человека.
4. «Пускание корней» (30-35). Создание семьи.
5. «Подведение итогов» (35-45). Всплеск эмоций и амбиций
6. «Десятилетие возвращения» (40-50).
7. «Свободный стиль пятидесятилетних». Людям хочется опять быть вместе, люди задумываются над вопросами жизни и смерти.
8. «Разборчивость шестидесятилетних». Уже нет так много друзей, люди много читают, возникает тяга к земле, животным.
9. «Размышляющие семидесятилетние». Просыпается интерес к разным учениям, оккультизму, кроссвордам.
10. «Гордость доживших до восьмидесяти». Из-за возраста и болезней. Человек становится раздражительным и обидчивым, к нему необходимо проявлять внимание и терпимость.