Выбор миссии и целей является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Они служат ориентацией для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации.
С понятия миссии фирмы начинается разговор о любой организационной культуре.
Миссия является той обобщающей идеей, на которую равняются
все структурные составляющие оргкультуры.
Миссия организации формирует ее" главное предназначение в обществе, ту основную существенную причину, которая раскрывает смысл функционирования организации и в которой проявляется её мировоззрение, философия и специфика. Это та определенная идея, которая, с одной стороны, делает организацию частицей мирового хозяйства, имеющей свое важное предназначение, а с другой стороны - это та индивидуальная причина, по которой существует именно эта, а не другая организация.
Сложилось убеждение, что декларирование получения прибыли как главной сферы интересов бизнеса считается вульгарным и постыдным, и крупнейшие корпорации сумели выйти в лидеры только благодаря тому, что стремились к высоким целям.
Поэтому каждая уважающая себя компания, провозглашая ту или иную общечеловеческую гуманную миссию, никогда не упоминает в
ней слово «прибыль».
Миссия выполняет две важнейшие функции - внешнюю и внутреннюю.
Внешняя функция миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о философии и предназначении организации; средствах, которые она использует в своей деятельности; ресурсах., которыми располагает; имидже, который формирует; нравственности, которой придерживается; коммуникативных средствах, с помощью которых взаимодействует с партнерами, конкурентами и
потребителями.
Внутренняя функция миссии должна способствовать единению и сплоченности внутри организации, сопряжению целей предприятия и целей работника, идентификации сотрудников с организацией, формированию благоприятного климата, расширению мотивации, обеспечению преемственности целей при выработке стратегии и тактики предприятия.
Для того, чтобы быть успешной, миссия должна отвечать ряду требований:
1. Она должна отвечать духу времени, отражать социально-
перспективные потребности общества и отвечать ожиданиям большинства населения.
2. Восприятие миссии не должно вызывать затруднений, поэтому
она должна быть сформулирована предельно ясно для легкого понимания всеми субъектами, взаимодействующими с организацией, и всеми
членами организации.
3. Формулировка миссии должна быть таковой, чтобы исключить
возможность разнотолков, но в то же время оставляла простор для
творческого и гибкого развития организации.
4. Рыночный успех миссии будет определяться тем, насколько миссия отвечает национальным особенностям и психологическому духу
нации, национальным идеям, ожиданиям людей.
5. Если формулировка миссии подразумевает указание принципов
или путей её осуществления, они также должны быть социально перспективными, законопослушными и взаимовыгодными.
6. Указывать отличительные особенности и стратегические преимущества именно данной компании, особенности философии, ценностей, этических принципов.
7. Миссия должна вдохновлять, мотивировать, гуманизировать работника и его труд.
Классификация миссий организации в зависимости от их содержания и назначение может быть следующей:
1. Миссия - «общечеловеческое предназначение» служить человеку, объединять людей, делать их жизнь лучше, удобнее, комфортнее,
заботиться о процветании общества.
2. Миссия - главная стратегическая цель: быть лучшими в мире, за
воевать рынок, создать высшие ценности для наших клиентов и персонала, иметь лучшие результаты.
3. Миссия - «национальная идея», «народный автомобиль», в каждом доме - компьютер, каждой семье - отдельная квартира, каждому -
сотовый телефон.
4. Миссия - «рекламная акция»: мы выпускаем лучшие изделия,
главное - забота о потребителе, наши клиенты уверены в будущем, этика бизнеса и т. и.
Миссия находится на вершине организационного программирования
1. Миссия (зачем?)
2. Цель
3. Стратегия
4. Функции (что?)
5. Закрепление функций за организационными звеньями (кто? что?)
6. Положение об организационной структуре (кто? что?)
7. Положение о подразделении (кто? что?)
Не существует каких-либо стандартов по разработке миссии, равно как и требований по её содержанию.