Студент должен знать: критерии мотивации; первичные и вторичные потребности; основные содержательные и процессуальные теории мотивации.
Методические указания
Мотивация (стимулирование) - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В основе мотивации лежат, прежде всего, потребности. Потребность - это физическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Потребности подразделяются на первичные и вторичные. Основной вывод теории управления состоит в том, что если человек не мотивирован, эффективно он работать не будет. Существует достаточно много различных теорий мотивации. В частности, выделяют содержательные и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом.
Из содержательных теорий мотивации заслуживают внимания теории А. Маслоу (1940-е годы), Д.М. Клелланда (1950-е годы), Ф. Герц-берга (1950-е годы).
|
|
Согласно теории Маслоу человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. Человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней.
вторичные |
8. Положение о функциональных обязанностях (кто? что?)
9. Должностная инструкция (кто? что? какими средствами? Какие права и ответственность?)
10. Профессиограмма (кто может?)
Рис. 2.
потребности в безопасности и уверенности в будущем
физиологические потребности
первичные
Рис. 3. Иерархия потребностей по Маслоу
Стимул |
Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими. Менеджер должен определить доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность.
Д. Мак Клелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха. Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста предприятия и даже общества в целом.