Занятие № 1. Характеристика подходов к анализу сущности общения.
Общение как коммуникация.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая сущность понятия «общение». Функции, уровни и структура общения.
2. Основные характеристики общения.
3. Коммуникативная сторона общения.Коммуникативный акт. Приемы установления контакта и их эффективность. Механизм обратной связи.
4. Коммуникативные барьеры, пути их преодоления.
5. Вербальные и невербальные (кинетика, паралингвистика, экстралингвистика, проксемика, контакт глаз, ольфакторика и др.) средства общения.
6. Коммуникативные акты: говорение и слушание. Виды слушания. Уровни слушания. Условия эффективного слушания.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2001
3. Алан Пиз. Язык жестов. - М., 1993.
4. Введение в психологию. /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1995.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996. – в 2-х Т..
6. Добрович А.Б. Психологический анализ общения учителя и ученика /Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995
7. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-на-Дону, 1986.
8. Рувинский Л.И. Методика воспитательной работы. - М., 1989.
9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
Занятие № 2:Подход к взаимодействию в транзактном анализе (Э. Берн).
Подходы к пониманию конфликта. Структурообразующие элементы конфликта
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность интерактивного аспекта общения. Стратегии взаимодействия и критерии их выделения.
2. Общая характеристика теории Э. Берна. Сущность структурных компонентов личности.
3. Понятие трансакции. Типология трансакций. Процедура трансактного анализа. Признаки состояний «Родитель» - «Взрослый» - «Ребенок» в процедуре трансактного анализа.
4. Понятие конфликта. Виды конфликтов. Этапы конфликтного взаимодействия, их общая характеристика.
5. Пути разрешения конфликта и их эффективность.
Литература
1. Андреев В.И. Конфликтология. – М., 1995. – С.70-72.
2. Андреев В.И Саморазвитие культуры и разрешение конфликтов.//Хрестоматия по социальной психологии./Под ред. Кутасовой Т.В. - М., 1994., С. 55-87.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.
4. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. – СПб., 1992.
5. Берн Э. игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.
6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. – Новосибирск, 1989.
7. Гительмахер Р.Б., Кочаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт. Социально-психологический аспект. - Иваново. 1995. С. 28-50.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
8. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. - М.
9. Рыбакова М.М. Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов. //Хрестоматия по социальной психологии./Под ред. Кутасовой Т.В. - М., 1994. С. 87-106.
10. Психология воспитания./ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1995.
11. Прикладная социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.
12. Томас А., Харрис. Я хороший, ты хороший. /Практическая психология. - М., 1993. Главы 2, 3, 4, 5, 6.
Занятие № 3 Механизмы межличностного восприятия
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность социальной перцепции.
2. Психологические механизмы социальной перцепции: познания и понимания (идентификация, эмпатия, аттракция), самопознания (социальная рефлексия), прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).. Их роль в педагогической деятельности учителя.
3. Эмпатия. Основные формы эмпатии. Уровни эмпатического взаимодействия. Пути формирования эмпатического поведения.
4. Эффекты межличностного восприятия.
Литература
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 1998. – С. 152-163.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997. - С. 117-136.
3. Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.П. Психология профессионального общения: Методическое пособие. – Волгоград, 1990. – 30 с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 674-676.
5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., М., 1999. – С. 322-377.
6. Психология: словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 463-464.
7. Хрестоматия по социальной психологии./Под ред. Кутасовой Т.В. - М., 1994
Раздел 3. Психология управления.
.
Тема №4. Личность и коллектив как объекты управления
Основные понятия: управление, управленческая деятельность, структура управленческой деятельности; психологическая совместимость, ее виды; срабатываемость, критерии оценки совместимости и срабатываемости; социально-психологический климат.
Вопросы для обсуждения
1.Управление как вид деятельности, его структура, функции.
2.Этапы управленческого процесса, их характеристика
3.Психологические характеристики личности работника (потребности, мотивы; самосознание и самооценка; цели и уровень притязаний)
4.Социально-психологический климат трудового коллектива. Психология отношений руководителей и подчиненных
5.Методы управления коллективом
Литература.
Основная:
1. Кабанов А.Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии: Учеб. пособие для студентов. М., 1993.ъ
2. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 1996
3. Психология управления персоналом./Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова.
4. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Кабанова. М., 1997.
Дополнительная:
1.Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб. 2003.
2.Морозов А.В. Деловая психология: Учеб. для вузов. СПб., 2000.
3.Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко. М.,2003.
Тема № 5.Личность и коллектив как субъекты управления
Основные понятия: лидер, руководитель; типы руководителей; лидерство и руководство; стиль, стиль управления, стили руководства.
Вопросы для обсуждения
1. Руководство и лидерство. Теории лидерства.
2. Типы руководителей в психологии управления
3. Стиль управления, их классификация.
4. Влияние стилей руководства на эффективность деятельности и психологический климат в производственной группе.
Литература.
Основная:
5. Кабанов А.Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии: Учеб. пособие для студентов. М., 1993.ъ
6. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 1996
7. Психология управления персоналом./Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова.
8. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Кабанова. М., 1997.
Дополнительная:
1.Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб. 2003.
2.Морозов А.В. Деловая психология: Учеб. для вузов. СПб., 2000.
3.Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко. М.,2003.