О личностных изменениях и моем становлении личностью

 

Светлана Королева

О себе: дипломированный психолог, Россия, город Владимир

Цвет истории:

 

 

 

Моим учителям на пути к становлению

зрелой личностью и целостным человеком посвящается.

 

Как происходят перемены в личности, под влиянием чего изменяется личность? Вероятно, имеется несколько вариантов процесса изменения личности.

В данном эссе я попытаюсь описать собственные личностные изменения, связанные с обучением по программе профессиональной переподготовки специалистов «Клиентоцентрированная психотерапия и человекоцентрированный подход» под руководством А.Б. Орлова и В.В. Колпачникова. На первом году обучение одно из занятий проводил Ж.-М. Рандин (Швейцария), на втором году обучения – Р. Ли (США).

Обучение осуществлялось с учетом принципов человекоцентрированного подхода (ЧЦП) в образовательном процессе. Человекоцентрированная ориентация в учебе обеспечивает постоянный оптимальный набор условий, способствующий личностному изменению. Для меня учебный процесс в рамках ЧЦП является психотерапевтическим процессом, в котором происходит изменение личности.

Скорее всего, невозможно рассказать обо всех тех изменениях, которые произошли со мной. Я буду откровенной, но не буду откровенничать. Поделюсь своими впечатлениями и соображениями об обучении и его влиянии на мое становление без претензий на исчерпывающее описание.

В течение всего периода обучения я пыталась обнаружить саму себя через изучение собственного опыта. Меня сопровождали душевные подъемы и упадок духа.

Душевные подъемы я отмечала в минуты обнаружения личностных изменений в лучшую сторону. Например, от отстраненности собственного переживания к его признанию, как происходящего внутри меня. Я обнаруживала свободу, принимая себя в текущем потоке переживания. Я наблюдала в себе осознание собственного опыта при отсутствии мыслей о нем. В словах выражалось то, что раньше не имело словесного выражения.

Упадок духа случался от невозможности проникнуть в глубины себя. Например, переживать чувства свободно, во всей их полноте представлялось опасным. Было страшно получить неодобрение, осуждение. В тоже время критику я воспринимала спокойнее, чем похвалу. Похвала вызывала недоверие, сомнение в искренности адресованных мне положительных чувств. Я падала духом из-за того, что сталкивалась с трудностью принятия положительных эмоций в свой адрес.

Я сделаю попытку оставаться тем, кто изменился, и тем, кто наблюдает изменения.

Согласно К. Роджерсу, точное обозначение переживаемых чувств помогает лучше понять самих себя. Это подтверждается моим опытом участия в группе встреч. С помощью участников группы я обнаружила, что острые эмоциональные проявления могут восприниматься как скрытая агрессия, манипуляция, обвинение, претензия или упрек. В групповом обсуждении я выяснила для себя, как важно подбирать верные слова и подходящие фразы, чтобы выражать мои чувства.

Все месяцы обучения, то есть в течение достаточного долгого времени, я пребывала в атмосфере принятия. Я чувствовала себя полностью принятой такой, какая я есть. Существует большая вероятность, что процесс изменений начинается с абсолютного безусловного принятия человека. Когда он ощущает, что его полностью принимают. Изменения моей личности состоялись благодаря совокупности условий, включающих безусловное принятие.

Безусловное принятие представляется самым благоприятным и наилучшим условием, обеспечивающим изменения. Я испытала на себе, что переживания и выражения чувств принимаются. Мои чувства принимались вне зависимости от способа их выражения. Это ощущается как запредельное переживание полного принятия. Такая ситуация облегчала переход к последующим личностным изменениям.

В начале первого года обучения из двух заявленных лет я ощущала себя отдаленной от эмоциональных переживаний. Мы обсуждали погоду, мировые события и прочие темы, которые, как правило, затрагиваются в светской беседе. Светскость предписывает вежливость, обходительность, умения вести себя в обществе. Я требовала от себя приветливости и улыбчивости со всеми. На этих стадиях личностных изменений я соблюдала правила приличия, была вежливой, предупредительной, учтивой, не учитывая истинных переживаний и подлинных чувств.

В первой половине второго года обучения я постоянно обнаруживала, что начинаю называть и выражать чувства, которые переживаю в настоящем моменте. Я рисковала, испытывая недоверие, опасаясь, выражала свои истинные чувства. Я признавалась участникам группы в своем страхе довериться им, раскрыться перед ними, обнаружить свои переживания. Мои чувства, которые трудно раскрыть, открыто выражались. Именно выражались, а не описывались.

Однажды, участвуя в одной из групп встреч, я заметила, что переживаю чувства, которые приходят, непосредственно и сразу. В начале встречи я чувствовала себя расслабленной и принимающей непосредственность переживаемых чувств. Скорее всего, это был пример большего принятия своих чувств, сопровождающийся физиологическим расслаблением.

Время от времени я испытывала захваченность переживанием пока еще не определенным в речи чувством. Важно было найти и подобрать точное обозначение для описания испытываемого чувства.

Я заметила, что за эти годы обучения перешла от статичности собственного существования к текучести бытия. По-моему, я становлюсь самой собой. Для меня это желаемый процесс личностных изменений, я двигаюсь в верном направлении. Желаю себе открытия дополнительных путей к дальнейшему продвижению по дороге познания ЧЦП.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: