(Кобрина Л. М., Белогрудова Т. В., [8])
Вопрос интегрированного обучения и воспитания детей с разными возможностями в последнее время является актуальным для современной школы (Л. В. Баряева, А. П. Зарин, С. А. Зыков, О. П. Гаврилушкина, М. И. Никитина, Л. М. Шипицына).
Интегрированный подход к обучению в сельской школе важен сегодня по следующим причинам:
— школы области и районов принимают всех детей своей территориальной единицы, что создает неодинаковые условия для реализации учебно-образовательного и воспитательного процессов;
— с другой стороны, обучающиеся в данных условиях дети с разной степенью подготовленности, разным уровнем интеллекта и поведения не всегда имеют возможность для достижения максимально положительного результата.
Таким образом, школа становится центром обучения и воспитания детей, имеющих разные возможности, различные перспективы. В педагогических коллективах сельских школ в последнее время обсуждается проблема реализации дифференцированного подхода в процессе преподавания ряда предметов, подготовки учеников к будущей профессиональной деятельности соответственно их возможностям.
|
|
Созрела необходимость создания одинаково комфортных условий для всех детей, независимо от их возможностей, что достигается путем, внедрения интегрированного обучения.
В связи с этим, педагогический коллектив муниципального образовательного учреждения (МОУ) Войсковицкая школа №1 Гатчинского района — задачей современной школы видит обеспечение обучения и развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных возможностей. В школе есть все ветви обучения - от коррекционно-развивающего до классов с углубленным изучением ряда предметов.
Процесс интегрированного обучения осуществляется в школах поэтапно.
Этапами процесса интеграции являются:
— переход на дифференцированное обучение всех учеников;
— осуществление разноуровнего обучения;
— выбор оптимальных методов обучения и воспитания путем индивидуального подхода;
— гуманизация педагогического процесса;
— организация коррекционно и компенсаторно развивающего обучения.
Для обеспечения интегрированного обучения создан учебный план, включающий в себя как инвариантную часть, основанную на Государственном образовательном стандарте, так и вариативную часть, основой которой является национально-региональный компонент. Вариативная часть реализуется в таких образовательных областях, как «Естествознание», «Обществознание», «Искусство».
В условиях школы обучаются дети с разным уровнем физического и психического здоровья. Задача школы состоит в том, чтобы каждый ребенок достиг максимальной степени развития своих физических и психических способностей.
|
|
Для организации дифференцированного подхода необходимы специалисты, которые могли бы работать как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы в обучении. Педагогика сотрудничества, гуманистический подход к личности учащегося невозможен без знания внутреннего мира ребенка. Специалисты школы решают основную задачу образования - развитие личности и индивидуальности учащихся. Для этого созданы и работают службы психологической поддержки, индивидуальной поэтапной помощи, психолого-педагогического просвещения родителей, повышения профессиональной подготовки педагогического коллектива.
Все это помогает детям мотивировано усваивать образовательную программу. Школа ставит перед собой следующие задачи развития:
— переход на дифференцированное обучение всех учеников, начиная с 1-го класса;
— осуществление разноуровневого обучения;
— создание разновариативной дифференцированной школы, в которой есть место для развития каждого ученика;
— обеспечение дифференцированного подхода в обучении и воспитании гражданина России через связь национальных русских корней, традиций, патриотизма с мировыми достижениями в области науки, культуры методом сотворчества учи
теля и ученика;
— изучение особенностей личности учащегося, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать достоинства русского национального идеала, на этой основе воспитывать гражданина и патриота - человека гуманного, милосердного, добродетельного, думающего, воспитание гражданина, способного самостоятельно принимать решения в разных ситуациях на основе традиций русской национальной культуры.
В Войсковицкой школе № 1 Гатчинского района создана научно-методическая лаборатория, осуществляющая создание равноценных условий для обучения различных категорий детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Основным элементом службы является психолого-педагогический консилиум школы, в задачи которого входят:
— своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в обучении их школьной адаптации с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями;
— постоянная диагностическая и коррекционная работа с учащимися в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы;
— выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития;
— выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
— выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы;
— определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, (при положительной динамике и компенсации недостатков);
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом.
Основной частью работы являются коррекционные занятия в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы. В структуру коррекционно-развивающего курса занятий входит:
|
|
— анализ уровня развития учеников;
— моделирование специальных уроков по всем предметам;
— дифференцирование классов по уровню сформированности основных структур познавательной деятельности;
— внедрение элементов коррекции в каждый урок;
— проведение системы коррекционных уроков.
Коррекционно-развивающий урок моделируется в рамках общеобразовательной программы с учетом особенностей работы с детьми, имеющими проблемы. При этом учитываются особенности отклонения, задержки развития каждого ребенка на основе диагностики, осуществляемой Службой психолого-педагогической поддержки. Осуществляется подбор большого количества разнообразного дидактического материала, хорошо отработанных заданий разной сложности, дозированной помощи к каждому заданию.
Компенсация отклонений у детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется только при условии совместной деятельности ребенка и учителя. Суть компенсаторной работы — довести до понимания ребенка условия задания и помочь его выполнить.
Задания направлены на:
— развитие мыслительных операций;
— развитие логического мышления (классификация предметов по роду и виду, обобщение понятий, исключение 3,4 лишнего, интерпретация сюжетных картинок);
Коррекционные «вкрапления» в урок предусматривают:
— развитие у детей умения сравнивать воспринимаемые объекты;
— классифицировать;
— обобщать;
— соотносить количество с опорой на наглядность и по представлению.
Элементом коррекционной работы является обучение детей умению самостоятельно проверять собственные работы:
¾ учитель объясняет суть ошибки и вместе с ребенком исправляет;
¾ учитель указывает на наличие ошибки и ребенок исправляет самостоятельно;
¾ ребенок самостоятельно отыскивает ошибку, опираясь на правило и исправляет ее.
Осуществление на практике данных рекомендаций является реальной организацией коррекционной работы в ходе урока в виде упражнений.
|
|
Система коррекционных упражнений представляет собой:
— систематическое их внедрение в каждый урок;
— специально организованные коррекционные занятия:
— фронтальные (дефектолог);
— индивидуальные (психолог).
Систематическое регулярное внедрение элементов коррекционной работы в процессе урока предусматривает:
— индивидуальный подход к учащимся с учетом особенностей развития ребенка:
— дифференцированный подход к выбору технологии подачи нового материала на уроках.
Дифференцированный подход заключается в условном делений класса на две и более группы по способностям восприятия информации:
— по скорости восприятия и переработки информации;
— преимущественно вербальные методики;
— преимущественно визуальные методики.
С учетом вариативности поведения (гиперактивные и пассивные дети) предлагаются индивидуальные виды работы:
для гиперактивных детей – требующие:
¾ частого переключения внимания при переходе к другому заданию;
¾ выполнение письменных работ одного вида;
¾ выполнение роли «ведущего»;
¾ работа у доски.
для пассивных, закрытых детей, не способных давать перед классом устный отчет о проделанной работе:
¾ работа по карточкам с большим объемом материала;
¾ «работа над ошибками» в чужой тетради;
¾ самостоятельная деятельность по подражанию за партой, но с доски»;
¾ диалогические дробные опросы групп учащихся, не требующие полных ответов и помогающие педагогу установить ypовень знаний в классе и корректировать обстановку на каждом уроке.
Специально организованные коррекционные занятия (фронтальные) представляют комплекс коррекционных уроков, целью которых является развитие словесно-логического мышления через предметную деятельность. Таковым занятием является урок предметно-практического обучения (ППО).
Темы уроков ППО соответствуют темам уроков чтения, математики, ознакомления с окружающим миром, природоведения т.д. (на усмотрение педагога). Под руководством учителя дети изготавливают поделки, пособия. Для детей более старшего возраста предлагается сложное конструирование. Процесс деятельности предусматривает этапность работы с постепенным усложнением заданий. Суть методики заключается в постоянном отраженном и самостоятельном проговаривании всех этапов деятельности и составлении письменного отчета о проделанной работе.
Исследование результатов внедрения методов показывает, что систематический дробный анализ творческой работы с последующим оформлением информации в виде текста помогает развивать речь, словесно-логическое мышление.
Задачи, стоящие перед учителем при проведении коррекционных уроков:
¾ научить учащихся принимать задание;
¾ удерживать задание в памяти до начала работы;
¾ обдумывать предстоящие действия;
¾ оценивать результат деятельности;
¾ самостоятельно выполнять задание, которое завершил! помощью взрослого;
¾ переключаться с одного способа действия на другой;
¾ давать словесный отчет о своей работе.
Результаты показывают, что педагогика сотрудничества, гуманистический подход к личности ученика повысили уровень успеваемости детей. Снизился уровень скрытого отсева; повысилась активность и работоспособность учащихся, их заинтересованность в школьном образовании.
Список использованной литературы
1. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2006.
2. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2006.
3. Андрющенко Т. Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6 – 10 лет: Учебное пособие / Т. Ю. Андрющенко, Н. В. Карабекова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.
4. Афанасьева Ю. А., Гапцарь О. А. Корекция недостатков психического развития на уроках русского языка в классах КРО.
5. Блинова Л. Н. диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. – Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
6. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с./Серия: В помощь специалисту. (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала№; Вып. 19.)
7. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М., 1999.
8. Кобрина Л. М., Белогрудова Т. В. Содержание методики коррекционного обучения детей в общеобразовательной сельской школе / Межвузовский сборник «Актуальные проблемы интеграции и коррекционного обучения детей с нарушениями развития». – ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2000.
9. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 72 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
10. Коноваленко С. В. Использование упражнений с элементами кодирования в психокоррекционной работе / Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. № 5 (17), 2006
11. Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.)
12. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 52 с. (Биб-ка психолога-практика)
13. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов /Под общей редакцией М. М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999
14. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1999.
15. Толмачева Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал, № 2 (14), 2006.
16. Тарасова О. В., Шамарина Е. В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР средствами математики. Пособие для учителей и специалистов коррекционyо-развивающего обучения. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 120 с.