Социально-нравственное воспитание

Цель: помочь детям адаптироваться к социальному окружающему миру, способствовать накоплению опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе.

 

Ребенок и семья. Состав семьи (мама, папа, брат, сестра). Фамилия, имя, отчество всех членов семьи. Место работы (учебы). Домашний адрес, телефон. Близкие родственники (бабушки, дедушки, дяди, тети). Забота членов семьи друг о друге, уважение к старшим, помощь по дому. Ролевое развитие в семье («Я —сын», «Я —дочь», «Я —мальчик», «Я — девочка»).

Примерные формы и методы реализации. Беседы с детьми о семье: «О чем рассказал семейный альбом?».

Чтение художественной литературы.

Уроки вежливости («Чем порадуем маму?», «Письмо доброго сказочника» и др.).

Игры-тренинги («Прошу прощения», «Благодарю» и т.д.).

Психогимнастические игры.

Сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые игры («Дом», «Семья» и др.).

Лепка, аппликация, рисование («Портрет мамы», «Портрет папы» и т.д.).

 

Ребенок и дети. Дети разного возраста (малыши, дошкольники, школьники), характерные особенности их внешности, одежды, любимые занятия. Ровесники. Совместные игры, общение, подготовка к школе. Умение согласовывать свои желания с интересами других, подчинение поведения общепринятым нормам. Стремление детей к сотрудничеству друг с другом, желание оказать помощь, успешно разрешать конфликтные ситуации. Дружба и взаимопонимание. Уважительное отношение к ровесникам противоположного пола.

Примерные формы и методы реализации. Чтение художественной литературы, беседы-рассказы взрослого; «Уроки вежливости» («Не забывай о друге», «Вежливые прятки»); вопросы-ситуации «Что бы ты сделал, если бы...»; игры-тренинги («Вручи подарок», «Мы в гостях у малышей» и т.д.); психогимнастические игры; рассказы детей, лепка, аппликация, рисование («Мой друг», «Друзья»).

 

Ребенок и общество. Родной город (деревня). Особенности городской и сельской жизни. Республика Беларусь. Флаг, Герб, Гимн родной страны. Столица — город Минск. Люди разных национальностей (белорусы, русские, украинцы, поляки и др.), живущие в Республике Беларусь. Уважение, доброжелательное отношение друг к другу.

*Разные страны мира: ближние (Россия, Украина, Польша, Литва и др.), дальние (Германия, Франция, Япония, США, Канада). Многообразие народов мира (особенности внешности, одежды, языка)*. Необходимость жить в мире и согласии, потому что наш общий дом — планета Земля.

Труд взрослых, уважение к нему. Разные профессии: учитель, почтальон, продавец, хлебороб, швея, строитель, фермер и др. Орудия труда. Выполнение детьми посильных трудовых заданий (бережное обращение и уход за своей одеждой, обувью, предметами быта). *Взаимосвязь людей разных профессий*.

Школа и школьники. Для чего надо учиться. Учитель. Школьные принадлежности. Правила культуры поведения в группе, классе, среди детей (доброжела­тельность, отзывчивость, чуткость, помощь друг другу и т.д.).

Культура поведения детей в гостях, в транспорте, в магазине, театре, музее.

Примерные формы и методы реализации. Экскурсии по городу (деревне); рассказы взрослого, рассматривание иллюстраций («Моя Беларусь», «Минск» и др.); чтение художественной литературы, рассматривание картин, просмотр видео- и кинофильмов; игры-тренинги («Что будет, если...», «Важные слова»); дидактические игры («Что кому надо для работы?», «Транспорт», «Кто где живет?» и др.); игры-путешествия по карте, глобусу; сюжетно-ролевые игры («Дом», «Больница», «Школа» и т.п.); рисование, лепка, аппликация.

Примерные темы занятий:

1. Город Красок.

2. Улица линий.

3. Проспект Цвета.

4. Основные цвета.

5. Радужная арка.

6. Станция форм.

7. Городской транспорт.

8. Белорусский орнамент.

9. Аллея композиции.

10. Конструкторское бюро.

11. А у нас во дворе.

12. Картинная галерея.

13. Необычные растения.

14. В гончарной мастерской.

15. Пейзаж.

16. Портрет.

17. Автопортрет.

18. Натюрморт.

19. В художественном музее.

20. Остановка «Фантазия».

21. В зоопарке.

22. Театральная афиша.

23. Скоро в школу.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: воспитывать у детей уважительное отношение к жизни во всех ее проявлениях (человек, животное, растение) и формировать представления о единстве человека и природы.

Человек — живое существо.

Общевитальные признаки: чувства (5 помощников: глаза, уши, язык, нос, руки/кожа); *дыхание воздухом*; питание (прием пищи в разное время суток); растительная и животная пища; движение (разные движения). Зависимость здоровья от движений, чистого воздуха, правильного питания.

Целостность и уникальность каждого человека*.

Примерные формы и методы реализации. Наблюдения, целевые прогулки («В гости к знакомому дереву» и др.), экскурсия в экологическую комнату, наблюдения и уход за живыми существами.

Дидактические игры: «С какого дерева лист?», «Узнай траву», «Ботаническое (зоологическое) лото», «Из чего сделано?», «Что где растет?».

Самонаблюдения, рассматривание своих фотографий.

Рассматривание игровой модели, игрушек — схем: «глаза», «нос», «уши», «язык», «кожа/рука»; игры-беседы.

Чтение художественной литературы: «Как еда на стол пришла?» и др.

Физкультурные упражнения, подвижные игры («Совушка», «Сделай фигуру»), имитационные игры, упражнения.

Игровые опыты с веерами, зеркалом и т.д., «Что нам рассказали наши «помощники» о пище?».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: