Варианты игры «Когда это бывает?».
Дисковые, линейные и спиральные модели: сутки, неделя, год.
Дидактические игры и упражнения: «Живая неделя», «Молчанка» и др.
Чтение: сказка «Двенадцать месяцев», рассказ «Семь друзей Юсике», С.Баруздин «Часы», П.Панчанка «Месяцы года» и др.
Рассматривание картин: В.Белыницкий-Бируля. «Голубая часовня», «Ранняя весна»; Г.Ващенко. «Август»; Е.Тихонович. «Летом» и др.
Примерная тематика занятий:
1. Сколько? Который по счету?
2. Устный счет в пределах 10
3. Сравнение предметов по размеру (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче).
4. Один-много.
5. Число и цифра
6. Число и цифра один.
7. Сравнение предметов по форме (круглый, квадратный, треугольный).
8.Четырехугольники.
9.Сравнение предметов по размеру и форме. Игра «Каждой вещи свое место».
10.Пространственные представления, взаимное расположение предметов: наверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, сверху, вниз, снизу, вверх. Игра «Ветерок».
11.Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Игра «Что сначала, что потом?» Сказка «Репка». Игра «Кто раньше?»
|
|
12.Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, Игра «Найди пару»
13.Названия, последовательность чисел от 1до 10 и счет предметов. Игра «Я знаю названия двух цветов».
14.Сравнение полосок по длине.
ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: помочь развитию познавательных процессов, эстетического вкуса и чувств, обогащению художественных впечатлений средствами изобразительного искусства и практической изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), подготовить детей к школьному обучению
Изобразительное искусство.
Книжная графика. Связь графического изображения с содержанием книги. Средства художественной выразительности иллюстрации (цветовая гамма, движение, настроение, характер образа).
Скульптура малых форм. Средства выразительности: объем, пропорции, величина, материал. Функции скульптуры. "Передача в скульптуре характера образа. Особенности работы скульптора.
Декоративно-прикладное искусство. Назначение, разнообразие видов белорусского декоративно-прикладного искусства. Средства выразительности (геометрический и растительный орнамент, стилизованность элементов, ритм, симметрия, композиция). Правила декора.
Живопись. Жанры: натюрморт, пейзаж, портрет. Средства выразительности. Творчество художника.
Примерные формы и методы реализации.
Учебные занятия. Экскурсии.
Сюжетно-ролевые игры: «Музей», «Мастерская художника», «Магазин».
Художественное слово (Кушнер А. Если видишь на картине...).
|
|
Проблемные вопросы.
Рассказ воспитателя.
Придумывание названия произведению.
Рассматривание произведений изобразительного искусства всочетании с прослушиванием музыкального произведения.
Выбор произведений можно осуществить из примерного перечня, данного в программе «Пралеска».
*Дидактические игры: «Красавица радуга», «Собери букет для Снежной королевы и для Солнца», «Чьи детки» (форма), «Сложи фигуру»*.
Изобразительная деятельность.
Рисование. Цвета спектра. Разнообразные материалы для рисования. Контрастные и близкие по тональности цвета, образные названия цветов.
Технические приемы (правильное положение карандаша и кисти, рисование всем ворсом и кончиком, нанесение мазков ритмичными движениями, штриховка, зарисовка поверхности, ограничение контурной линией, подготовка фона). Обобщенные способы рисования.
Белорусская орнаментика. Цветовая гамма.
Композиция рисунка: на широкой полосе, по всей поверхности, по краям; на квадрате, прямоугольнике. Правила декора.
Лепка. Разнообразные материалы для лепки (глина, пластилин, пластик, песок).
Инструменты (стека).
Средства выразительности (форма, объем, величина, пропорции, движения, декор).
Приемы (деление материала на части; соединение; сглаживание; вдавливание; прищипывание; украшение).
Способы: конструктивный.
Аппликация. Материалы для аппликации.
Средства выразительности (цвет, форма, величина, симметрия, декор, композиция).
Техника работы с ножницами (аппликация из бумаги).
Приемы вырезания (прямолинейное, криволинейное).
Правила подготовки и размещения аппликационных элементов на листе бумаги.
Техника наклеивания.
Примерные формы и методы реализации.
Индивидуальная работа.
Наблюдение окружающего, сравнение.
Постановка проблемных вопросов.
Игры-занятия.
Учебные занятия.
Исследовательская деятельность (смешивание красок, сравнение твердого и мягкого карандашей и т.д.).
Самостоятельная изобразительная деятельность*.
Графические упражнения (линии: прямые, округлые не замкнутые, замкнутые; широкие и тонкие; завиток). Тематика: человек, объекты природы, мир вещей, явления общественной жизни.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: приобщать детей к музыкальной деятельности, вызывать интерес к музыкальному искусству, обогащать музыкальными впечатлениями, воспитывать культуру восприятия музыки.
Слушание музыки.
Жанры (марш, танец, песня).
Музыкальные инструменты и их тембры (скрипка, фортепиано, дудочка, флейта, гармонь, барабан).
Состав исполнителей (солист, оркестр).
Варианты передачи музыкальных образов средствами разных видов музыкальной деятельности (пение,.музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Структура музыкального произведения (куплет; припев)
Примерные формы и методы реализации.
Белорусские народные песни: «Люлі-люлі-люлі, пайшоў кот па дулі», «Чэ-чэ-чэ, сарока», «Мышка, мышка, дзе была?».
Произведения о родном крае, родной природе: У.Алоўнікаў, А.Бачыла. «Радзіма мая дарагая»; І.Лучанок, Я.Колас. «Мой родны кут».
Игровые эмоционально-образные ситуации: Д.Камінскі. «Юрачка»; М.Чуркін. «Калыханка»; С.Прокофьев. «Сказочный марш»; Ф.Шопен. «Вальс» № 7.
Музыкальные занятия.
Пение.
Разные виды песенного исполнительства (пение хором, группой, дуэтом, соло).
Вокальные и хоровые навыки (правильное дыхание, чистая интонация, четкая дикция, синхронное начало и окончание пения, исполнение легким звуком, не выкрикивая и не выделяя свой голос).