Животные и растения —живые существа

Питание (растительноядные, всеядные животные, хищники; жидкая пища растений; питательная почва для растений).

Движение (разнообразные движения животных: ходьба, бег, прыжки, ползание, полет, плавание; растения: повороты к солнцу, закрывание и раскрывание цветов и т.д.).

«Чувства» животных (5 «помощников» животных: глаза, уши, нос, язык, кожа).

Рост (детеныши зверей, птиц, домашних животных; размножение растений: семена, клубни, луковицы и др. Свет и тепло в жизни растений.).

Дыхание животных и растений. Уникальность животных и растений*.

Примерные формы и методы реализации. Наблюдения «Что нам рассказали наши «помощники» о животном (растении?)», наблюдения животных и растений в природе, в сравнении друг с другом.

Рисование, лепка, аппликация.

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений.

Рассматривание игровых моделей.

Имитационные движения, упражнения, игры.

Дидактические игры (лото, домино, словесные): «Кто чем питается?», «Экологическая башенка», «Дети бывают разные», «Маленькие и большие», «Что сначала, что потом?», «Чьи носы, уши?».

Уход за животными и растениями.

*Опыты (выращивание лука в воде, почве и т.д.; поворот растения к солнцу, выращивание растений из семян в теплом и холодном, светлом и темном помещении и т.д.)*.

Мы не одни живем на Земле.

Человек, животные, растения существуют не в одиночку, а тесно связаны между собой. Лес, луг, водоем — дом для животных и растений. Парк — дом для животных и растений, место отдыха для человека. Огород, сад, поле — дом для животных и растений, ис­точник питания для человека.

Сезоны. Взаимосвязь неживой природы, живой природы и человека. Каждое время года отличается друг от друга долготой дня, погодой, состоянием животных и растений. Виды труда, отдыха, питания людей в разные времена года.

Жизнь животных и растений в разные времена года.

Примерные формы и методы реализации.

Экскурсии в лес, на луг, к водоему.

Знакомство с помощью всех органов чувств с оби­тателями леса, луга, водоема.

Рассматривание иллюстраций.

Прослушивание музыкальных произведений.

Дидактические настольно-печатные игры: «Кто где живет?», «Кто живет в лесу (на лугу?), «Экологи­ческая башенка», «Лото», «Домино».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто чем питается?» и т.д.

Игры-викторины: «Зимние развлечения», «Осенние работы в поле» и др.

Рисование, аппликация.

Труд и наблюдения на участке.

Уход за животными и растениями.

 

Примерные темы занятий:

1. Природное и рукотворное.

2. Живая и неживая природа.

3. Что нужно для жизни всем живым существам.

4. Животные и растения Беларуси.

5. Четыри времени года.

6. Почему времена года сменяют друг друга.

7. Жизнь леса круглый год.

8. Жизнь луга круглый год.

9. Жизнь сада круглый год.

10. Жизнь огорода круглый год.

11. Жизнь цветника круглый год.

12. Все природное - неповторимо.

13. Дикие и домашние животные.

14. Все живое движется.

15. Все живое растет.

16. Все живое питается.

17. Кто что ест.

18. Откуда еда пришла на полку.

19. Круглый год.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Цель: готовить речевой аппарат пятилетних детей к школе: обучать связному рассказыванию, формировать практические речевые навыки (лексические, грамматические, фонетические), знакомить с речевыми понятиями (слово, предложение).

Монологическая и диалогическая речь.

Пересказ небольших по объему сказок и рассказов (сначала после короткой беседы, затем — без помощи вопро­сов воспитателя). Составление детьми рассказов по картине, игрушке, набору игрушек (по вопросам воспитателя; после образца его рассказов; по плану, предложенному воспитателем и самостоятельно).

Рассказ из собственного опыта.

Творческое рассказывание.

Примерные формы и методы реализации.

Разговор с детьми в процессе познавательного и личностного общения, беседы с целью уточнения и обобщения полученных знаний.

Занятия по обучению различным видам рассказывания.

Словарь детей.

Обогащение, уточнение и активизация словаря детей (прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы).

Примерные формы и методы реализации.

Ознакомление с окружающим, сравнение предметов, обобщение по существенным признакам (обувь, посуда, овощи и т.п.).

Подсказывающие вопросы («Лиса большая и сильная, а лисенок?..»), дидактические упражнения («Как сказать иначе?», «Скажи наоборот»).

Лексические (по словарной работе) и грамматические (по формированию грамматического строя речи) задания (даются при анализе литературного произведения).

Грамматический и синтаксический строй речи.

Словоизменение. Употребление традиционных единичных форм изменения слов (чулок, но носков, гольфов; на столе, но на пианино; одна лыжа, но одни сани и т.п.).

Словообразование (образование названий детенышей, посуды по известным названиям: аистенок, жирафенок, тортница, гусятница и т.д.).

Употребление простых и сложных предложений разной конструкции, правильное построение сложноподчиненных предложений.

Примерные формы и методы реализации. Дидактические игры на закрепление правильного употребления грамматических форм, в которых дети допускают ошибки: «Чего не стало?»; «Кто у кого?» — названия детенышей; «Узнай, кто это?» — названия людей по роду их деятельности: горнолыжник, продавец и т.д.; «Размытое письмо» — сложноподчиненные предложения и т.п.; пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи.

Звуковая культура речи.

Громкость. Темпы речи. Интонация. Четкость и ясность произношения слов, фраз. Правильное произношение звуков.

Дифференциация пар звуков (ж — ш, с — ц, л — р и т.д.).

Речевой слух. Речевое дыхание.

Примерные формы и методы реализации. Артикуляционная гимнастика, дидактические игры, упражнения, проговаривание чисто- и скороговорок, фраз, насыщенных звуками, требующими дифференциации.

Речевые понятия.

Слово. Звук. Слог. Предложение (предложение состоит из слов, которые произносятся одно за другим, в каждом предложении о чем-то рассказывается).

*У'дарение*.

Примерные формы и методы реализации. Работа со звуковой и слоговой линейкой, дидактические игры и упражнения (см.: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя).

Дидактическая игра «Живые слова».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: