Организация должна определить требования к виду и составу регистрируемых данных, свидетельствующих о соответствии продукции установленным требованиям, результативности и эффективности процессов и соответствии системы менеджмента качества установленным требованиям.
Организация должна установить источники получения информации и методы обработки полученных данных, включая статистические методы для оценки результативности выполнения деятельности, определения тенденции процессов, прогнозирования возможной ситуации.
Все службы организации, участвующие в деятельности, установленной системой менеджмента качества должны собирать, анализировать и представлять в службу качества предприятия данные об оценивании своей деятельности, выполнении предупреждающих и корректирующих мероприятий, связанных с управлением несоответствующей продукцией.
При этом необходимо отражать:
- сведения о требованиях потребителей и его ожиданиях;
- сведения о степени удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей;
|
|
- сведения о тенденциях процессов;
- требования организации к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, оборудования.
Служба качества организации должна анализировать эти данные, производить оценку деятельности подразделений и представлять руководителю организации для рассмотрения и принятия управляющих воздействий.
Для анализа информации применяют методы, направленные на поиск основных причин существующих или предполагаемых проблем.
Информацию и данные, полученные из всех источников информации, следует обобщать, анализировать и обрабатывать, чтобы оценить деятельность всей организации.
Представление результатов анализа и выводов должно быть представлено в форме, понятной для персонала всех уровней в организации.
Результаты анализа могут использоваться, чтобы установить:
- степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
- соответствие продукции установленным требованиям;
- тенденции и характеристики процессов и продукции;
- возможности проведения предупреждающих действий и области для улучшения;
- эффективность и результативность организации;
- результаты взаимодействия с поставщиками;
- экологические аспекты качества, финансовые показатели и характеристики, связанные с рынком;
- оценку конкурентов.
Непрерывное улучшение эффективности системы менеджмента качества посредством использования Политики в области качества и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий и анализа системы менеджмента качества со стороны руководства
|
|
Организация должна осуществлять постоянную деятельность по поиску возможностей для улучшения. Диапазон потенциальных улучшений может быть от непрерывной деятельности до долгосрочных проектов улучшения.
При планировании и осуществлении действий по улучшению следует обращать внимание на результативность и эффективность процессов. Эти действия необходимо контролировать для гарантии достижения желаемых целей. Результаты выявления причин отклонений от запланированных результатов могут привести к изменениям в продукции, процессах и даже пересмотру системы менеджмента качества.
При планировании действий по улучшению необходимо использовать информацию по мониторингу, измерению и анализу процессов в части достижения запланированных результатов для повышения их результативности и эффективности.
Система менеджмента качества организации должна постоянно совершенствоваться с учетом изменения политики, результатов аудитов, предупреждающих и корректирующих мероприятий и анализа данных, которые собираются в службе качества организации.
Для проведения деятельности по постоянному улучшению целесообразно разработать методологию улучшения. Такая методология должна быть понятной всем сотрудникам, направлена на достижение улучшения продукции, процессов, системы менеджмента качества и пригодной для применения в повседневной деятельности.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты путем привлечения персонала к деятельности по постоянным улучшениям. Это можно достичь, если:
- обеспечить разработку конкретных целей для сотрудников, процессов, подразделений, организации;
- обеспечить доведение до сотрудников требований потребителей (внешних и внутренних);
- регистрировать улучшения;
- проводить регулярную оценку степени достижения целей и степени выполнения требований потребителей;
- признавать со стороны руководства наличие улучшений;
- создать системы мотивации персонала для выполнения деятельности по постоянному улучшению.
Высшему руководству необходимо создать условия, которые вовлекают людей в активный поиск возможностей улучшения.
Этого можно достичь с помощью:
- предоставления полномочий персоналу по принятию ответственности за идентификацию возможностей совершенствования;
- постановки целей для персонала;
- доведения до сотрудников информации о конкурентоспособности и передовой практике;
- признания и поощрения достижений;
Основные усилия в организации должны быть направлены на постоянное улучшение бизнес-процессов на основе:
- оценки результативности процессов (оценки достижения целей процесса);
- оценки эффективности процессов (оценки эффективности использования ресурсов);
- оценки степени удовлетворенности внешних потребителей;
- исследования стабильности процессов;
- оценки влияния изменений процессов как запланированных, так и не запланированных.