Структура и функции органов управления туризмом в РФ

В современной России роль индустрии ту­ризма как источника валютных поступлений и обеспечения занятости населения постоянно возрастает. Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников.

Признанием значительных успехов нашей страны в развитии туристкой отра­сли стало избрание с Российской Федерации на 69-й сессии исполнительного совета Всемирной туристской организации на роль ее председателя. И это притом, что в ВТО входят десятки стран с высокоразвитой инфраструктурой туризма.[7]

Экономические и социальные преобразования последнего времени делают Рос­сию все более привлекательным объектом въездного туризма, в свою очередь все большее число российских граждан обретают возможность для дальних поездок, посещения зарубежных курортов и культурных центров.

Исходя из этого, основными видами деятельности органов, регулирующих туристическую деятельность, являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии.

Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На региональном уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Санкт-Петербурге - Комитет по инвестициям и стратегическим проектам)[8].

Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе.

Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления. Структура управления туризмом в РФ представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура управления туризмом в России[9].

 

Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен обеспечивать:

- разработку основ государственной политики в сфере туризма;

- участие в разработке законодательства РФ по туризму;

-  координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;

- анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.

В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:

- объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;

- создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;

- строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;

- инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма.[10]

Деятельность комитетов (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов определяется нормативными документами.

В мировой практике основной формой политики в области туризма является создание ассоциаций туристских фирм, агентств, туроператоров, перевозчиков, гостиниц, ресторанов.

Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем государственные, реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально и профессионально разбираются в тонкостях организации процесса генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований формируется и национальная туристская политика страны. Сегодня российские туристские фирмы и агенты поняли, что на мировом рынке решающее значение будет иметь стратегия развития туризма, основанная на активном кооперировании партнеров из общественного и частного секторов.

В России для создания ассоциации туристских агентств имелись объективные предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, не было условий, стимулирующих приток в отрасль частных инвестиций и т. п. Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма открыла возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей.

РАТА (Российская ассоциация туристских агентств) была создана в Москве 25 июля 1993 г. для преодоления негативных тенденций в сфере туризма и поддержки туристского бизнеса в России[11].   Ассоциация является добровольным некоммерческим объединением юридических лиц, занимающихся туристским бизнесом, и создана в целях координации их деятельности, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях.

С 1997 г. РАТА – полноправный член Всемирной туристской организации (ВТО). РАТА имеет несколько региональных отделений: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Ярославское, Тверское, Южно-Российское (Краснодар), Хабаровское, Приморское (Владивосток), а также представительства в Крыму (Симферополь) и Великобритании (Лондон).

РАТА насчитывает около 500 членов. В последнее время в структуре членов Ассоциации заметно возросла доля гостиниц, предприятий санаторно-курортного профиля, страховых компаний, рекламных агентств и туристской прессы. Появились компании, занимающиеся авиа- и автоперевозками.

В Ассоциацию входят 242 компании из 58 российских городов 26 субъектов Федерации.

При РАТА действуют Комитет по внутреннему туризму, комиссия по детскому и молодежному туризму, комиссия по вопросам страхования в туризме, а также комиссия по информационным технологиям в туризме.

Цели Ассоциации:

- защита коллективных интересов членов Ассоциации;

- влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации, а также содействие ее эффективной реализации;

- противодействие монополизму в туристской деятельности;

- содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и цивилизованных рыночных отношений в России;

- защита интересов национальных производителей туристских услуг;

- содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации;

- представление интересов членов Ассоциации в туристских международных неправительственных организациях.

Для сравнения рассмотрим структуру управления туризмом отдельных европейских стран.

Таблица 2.1 Характеристика организации управления в ряде европейских стран[12]

 

 

Выводы

Таким образом, модель органов государственного регулирования в РФ близка к ряду европейских стран. Существует структура Министерство - региональные структуры министерства – региональные ассоциации по туризму. Наличие правильной структурированной системы органов регулирования туристкой деятельности, наряду с прозрачным, понятным законодательством в этой сфере является непременным условием развития туристкой отрасли в России. Из анализа структуры органов регулирующих туристскую деятельность в РФ можно заключить, что властью создана эффективная управляющая и регулирующая система с обратной связью, которая позволяет оперативно реагировать на современные тенденции развития туризма и продвигать российский турпродукт заграницей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: