Практики российской туристской индустрии возлагают надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья.
Туризм в России – развивающийся комплекс. Постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих проблем. Но, несмотря на темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.3
Проблема низкого уровня качества российского туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи предприятий
__________________________
3 Квартальнов В.А.Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.
социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест. Такова цель нового социального проекта развития туризма:
Во-первых, в России туристский рынок несбалансирован, т.е. на 10 выезжающих туристов приходится 1 внутренний. Для сбалансированного рынка по разработке ВТО типична пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста.
Решение проблемы. Необходимо дифференцировать туристскую деятельность: поддерживать въездной туризм (отменой НДС и упрощением туристских формальностей) и регулировать выездной туризм (повышением НДС, введением пошлины на выезд).
Во-вторых, центральной фигурой на туристском рынке является туроператор. Он формирует тур, загружает предприятия индустрии туризма – гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т.п. Именно туроператор связывает производителя туристских услуг с потребителем. Отечественный туроператор в настоящее время в большей степени загружает зарубежные предприятия индустрии туризма. Пролет, например, из Москвы до Анталии и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи. Судя по стоимости туродня, в Тунисе, Турции, на Кипре, в Греции, Египте, Малайзии и Индонезии, а также в Испании, Франции и Италии туристские услуги не только не облагаются НДС, но за ними стоят негосударственные корпоративные механизмы борьбы за клиента.
Решение проблемы. Сделать работу туроператора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубежном.
В-третьих, туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость турпродукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. России очень повезло – разнообразие и уникальность природных ландшафтов, великое культурное и духовное ____________________
3 Квартальнов В.А.Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.
наследие, гостеприимство и другое. В то же время эти рекреационные ресурсы не обустроены, слабо востребованы, к тому же и малодоступны для большей части населения.
Решение проблемы. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собственник ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Такими собственниками выступают обычно субъекты федерации и муниципалитеты.5
Важным механизмом государственного регулирования социального туризма является налоговая составляющая – через уменьшение количества налогов для объектов инфраструктуры социального туризма. Снижение налогов на 50 % позволит снизить цену турпутевки на 25 %, что приведет к повышению спроса на посещение российских объектов культурно-исторического значения. Снижение налогов позволит восстановить и оживить объекты, предприятия и учреждения туризма, а через дополнительные услуги создать новые рабочие места и пополнить местный и региональный бюджеты, выделить дополнительные средства на научные цели.