Отличительные черты туристского продукта

Создание правильного продукта – нелегкая задача, потому что нужды, требования и же­лания покупателей постоянно изменяются, силы конкуренции воз­действуют на жизненный цикл продукта таким образом, что про­дукты, успешные на определенном этапе жизненного цикла, позже попадают в стадию упадка или умирают.3 Таким образом, разработка туристского продукта – сложный и многоступенчатый процесс, который включает маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем, предполагаемый потребительский спрос, оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение турпродукта и многое другое.

Туристский продукт – совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникших во время их путешествия.7

Турпродукт состоит из трех элементов:

1)  тур – первичная единица турпродукта на продажу, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки;8

2)  дополнительные туристско-экскурсионные услуги (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и др.);

3)  товары – предметы потребления, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители и т.д.), которые необходимы туристу в стране пребывания.

     ___________________

3 Квартальнов В.А.Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.

7 Чудновский А.Д. Менеджмент туризма/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

8 Зорин И.В. Туристский бизнес и гостинич­ное хозяйство/ И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.

Характеристики турпродукта, отличающие услугу от товара:

    1) Неосязаемость. Услугу невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения.1

    2) Неразрывность производства и потребления. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.1

    3) Изменчивость. Качество услуги зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет. В одной гостинице сервис организован по высшему разряду, в другой – обслуживание постав­лено хуже. Даже один и тот же служащий в течение дня оказывает услуги по-разному.1

4)  Неспособность к хранению. Неиспользованные номера в отеле или посадочные места в самолете обернутся невосполнимыми потерями для их владельцев, в этом смысле туристский продукт подвержен порче.1

В отличие от услуг туристский продукт принима­ет форму товара. Ф. Котлер дает следующее определение: «Продукт – все, что может удовлетворить желание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления».9

Важное отличие турпродукта от услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то турист­ский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Полезность турпродукта определяется его ценно­стью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к созданию такого туристского продукта, который был бы ценен для максимально большого числа людей.10

Специалистами выделено несколько основных потребительских свойств турпродукта:

____________________

1 Александрова А.Ю.Международный туризм/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.

9 Сенин В.С.Организация международного туризма/ В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 242 с.

10 Папирян А.Г.Международные экономические отношения. Эко­номика туризма/ А.Г. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 234 с.

 

1)  Обоснованность – предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;

2)  Надежность – соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации;

3) Эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;

4)  Целостность – завершенность турпродукта;

5)  Ясность, простота в эксплуатации – направленность турпродукта должны быть понятны как туристу, так и производителю;

6)  Гибкость – возможность замены, чтобы быть ориентированным на различные типы потребителей;

7) Полезность – удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей.

Современный потребитель – информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемому ему турпродукту, избалованный изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий, активный, самостоятельный. Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных сторон для туристов. Именно они являются ориентирами при

 

разработке и реализации турпродукта.11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: