Создание правильного продукта – нелегкая задача, потому что нужды, требования и желания покупателей постоянно изменяются, силы конкуренции воздействуют на жизненный цикл продукта таким образом, что продукты, успешные на определенном этапе жизненного цикла, позже попадают в стадию упадка или умирают.3 Таким образом, разработка туристского продукта – сложный и многоступенчатый процесс, который включает маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем, предполагаемый потребительский спрос, оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение турпродукта и многое другое.
Туристский продукт – совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникших во время их путешествия.7
Турпродукт состоит из трех элементов:
1) тур – первичная единица турпродукта на продажу, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки;8
|
|
2) дополнительные туристско-экскурсионные услуги (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и др.);
3) товары – предметы потребления, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители и т.д.), которые необходимы туристу в стране пребывания.
___________________
3 Квартальнов В.А.Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.
7 Чудновский А.Д. Менеджмент туризма/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
8 Зорин И.В. Туристский бизнес и гостиничное хозяйство/ И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
Характеристики турпродукта, отличающие услугу от товара:
1) Неосязаемость. Услугу невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения.1
2) Неразрывность производства и потребления. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.1
3) Изменчивость. Качество услуги зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет. В одной гостинице сервис организован по высшему разряду, в другой – обслуживание поставлено хуже. Даже один и тот же служащий в течение дня оказывает услуги по-разному.1
4) Неспособность к хранению. Неиспользованные номера в отеле или посадочные места в самолете обернутся невосполнимыми потерями для их владельцев, в этом смысле туристский продукт подвержен порче.1
В отличие от услуг туристский продукт принимает форму товара. Ф. Котлер дает следующее определение: «Продукт – все, что может удовлетворить желание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления».9
|
|
Важное отличие турпродукта от услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Полезность турпродукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к созданию такого туристского продукта, который был бы ценен для максимально большого числа людей.10
Специалистами выделено несколько основных потребительских свойств турпродукта:
____________________
1 Александрова А.Ю.Международный туризм/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.
9 Сенин В.С.Организация международного туризма/ В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 242 с.
10 Папирян А.Г.Международные экономические отношения. Экономика туризма/ А.Г. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 234 с.
1) Обоснованность – предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;
2) Надежность – соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации;
3) Эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;
4) Целостность – завершенность турпродукта;
5) Ясность, простота в эксплуатации – направленность турпродукта должны быть понятны как туристу, так и производителю;
6) Гибкость – возможность замены, чтобы быть ориентированным на различные типы потребителей;
7) Полезность – удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей.
Современный потребитель – информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемому ему турпродукту, избалованный изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий, активный, самостоятельный. Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных сторон для туристов. Именно они являются ориентирами при
разработке и реализации турпродукта.11