Основные денежные показатели

 

Показатели

1997

1998

  01.01 01.10 01.01 01.04 01.07 01.10  
Денежная база, трлн\млрд руб. 130,9 169,8 164,5 152,9 163,2 175,2  
М0, трлн\млрд руб. 103,8 134,9 130,4 119,1 129,8 154,2  
М2, трлн\млрд руб. 288,3 363,0 374,1 360,4 368,6 365,8  
Доля М0 в М2, % 36,0 37,2 34,9 33,0 35,2 42,2  
Скорость обращения денег (М2) 9,0 8,3 8,2 6,6 6,8 8,4  

Источник: Деньги и кредит 1998, № 12.

 

За девять месяцев 1998 г. произошло сокращение депозитов предприятий в рублях. По данным на конец сентября 1998 г. объем средств предприятий на рублевых счетах был на 3,2% меньше аналогичного показателя на ту же дату предыдущего года и на 15,9% меньше данного показателя на начало года. Только за июль - август 1998 г. депозиты предприятий сократились на 9,8% [23].

Внутренний кредит возрос за февраль - сентябрь 1998 г. на 332,6 млрд руб., или на 52,2%. Этот прирост происходил в основном за счет увеличения чистых кредитов органам государственного управления (219,3 млрд руб.), а также кредитов предприятиям частного сектора (105,4 млрд руб.).

Отмеченный рост кредитов был связан с увеличением заимствований в иностранной валюте и с девальвацией рубля по отношению к доллару США за август - сентябрь 1998 г. более чем в 2,5 раза [23].

Чистые иностранные активы банковской системы за февраль - сентябрь 1998 г. снизились на 103,0 млрд руб., в том числе чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования - на 62,5 млрд руб., а кредитных организаций - на 40,5 млрд руб. Основными факторами их сокращения были отток капитала, усилившийся в июле 1998 г., а также нарастание выплат по обслуживанию внешнего долга банков в связи с внесением страховых взносов по сделкам РЕПО и исполнением срочных контрактов с нерезидентами [23].

За девять месяцев 1998 г. чистые внутренние активы органов денежно-кредитного регулирования увеличились на 73,2 млрд руб., в том числе за счет увеличения чистого кредита расширенному правительству и банкам. Рост чистого кредита банкам произошел за счет снижения средств на корреспондентских счетах по сравнению с началом года и роста валового кредита банкам в августе 1998 г. [23].

Денежная база за девять месяцев 1998 г. увеличилась на 10,7 млрд руб., или на 6,5%. При этом объем обязательных резервов кредитных организаций по счетам в валюте РФ снизился на 51,4%, а наличные деньги в обращении выросли на 18,1% [23].

В связи со сложившимися условиями на денежном, финансовом и валютном рынках Банк России внес изменения в инструменты осуществления денежно-кредитной политики.

Обязательные резервные требования

В целях оказания помощи кредитным организациям по повышению их ликвидности для выполнения своих обязательств перед клиентами Банком России в августе - сентябре 1998 г. принимались решения по снижению и дифференциации нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. С 1 сентября 1998 г. были установлены следующие нормативы обязательных резервов:

- для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах на 1 августа 1998 г. составлял от 40% и более - в размере 5% вместо ранее действовавшего норматива в размере 10%;

- для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в гособлигации в работающих активах на 1 августа 1998 г. составлял от 20 до 40% в размере 7,5% вместо ранее действовавшего норматива в размере 10%;

- по Сберегательному банку РФ - по депозитам юридических лиц в валюте РФ и юридических и физических лиц в иностранной валюте - в размере 5% вместо 10%, по депозитам физических лиц в валюте РФ - 5% вместо 7% (см. прил. 3).

Банк России разрешал в августе - сентябре 1998 г. проводить внеочередное регулирование размера обязательных резервов кредитных организаций. При этом привлеченные средства в иностранной валюте при расчете обязательных резервов начиная с 17 сентября 1998 г. пересчитывались по курсам иностранных валют к рублю РФ, установленным Банком России на 14 августа 1998 г. Средства, высвобождаемые после внеочередного регулирования обязательных резервов, с согласия кредитных организаций направлялись на завершение многосторонних межбанковских клирингов, проводимых 18 и 25 сентября и 2 октября 1998 г.

В долгосрочном плане Банк России проводил политику, направленную на постепенное сближение нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам на счета в рублях и в иностранной валюте для всех банков. В ноябре 1998 г. Банк России принял решение об установлении единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте РФ и в иностранной валюте в размере 5%, начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций и Сбербанка РФ на 1 декабря 1998 г. (см. прил. 3), и об отмене временного порядка пересчета привлеченных средств в иностранной валюте, включаемых в расчет регулирования размера обязательных резервов, и введении порядка, при котором привлеченные средства в иностранной валюте принимаются в расчет по официальным текущим курсам иностранных валют к рублю РФ.

Рефинансирование банков

В зависимости от установленных критериев, финансового состояния банков, сроков и условий кредитования Банк России предоставляет различные виды кредитов (см. прил. 4).

До середины июня 1998 г. Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов:

- ломбардные кредиты под залог гособлигаций, входящих в Ломбардный список, на срок до 30 календарных дней включительно. С 1 июня 1998 г. предоставление ломбардных кредитов Банком России осуществлялось сроком до 20 дней по фиксированной ставке и до 30 дней - на аукционной основе;

- однодневные расчетные кредиты (кредиты «овернайт»), не имевшие обеспечения. Эти кредиты предоставлялись только банкам - первичным дилерам на рынке гособлигаций в жестко установленных лимитах (до 50 млн руб.).

С 19 июня 1998 г. Банк России прекратил практику предоставления банкам необеспеченных однодневных расчетных кредитов и ввел в действие новый порядок рефинансирования для крупных банков московского региона и банков г. Санкт - Петербурга, предоставив им возможность пользоваться внутридневными кредитами и кредитами «овернайт» под залог (блокировку) государственных ценных бумаг.

С 8 июля 1998 г. Банк России принял решение о сокращении срока предоставления ломбардных кредитов, ограничив его 7 днями, и о выдаче этих кредитов только на аукционной основе. Ломбардные кредитные аукционы стали проводиться еженедельно по понедельникам и четвергам по американскому способу.

В целях упорядочения процедуры проведения ломбардных аукционов и недопущения завышения банками процентных ставок начиная с 27 августа 1998 г. банки, имевшие возможность получения кредитов «овернайт», не допускались к участию в ломбардных кредитных аукционах Банка России. В связи с выпуском облигаций Банка России с 7 сентября 1998 г. эти ценные бумаги стали приниматься в обеспечение кредитов Банка России.

В сентябре 1998 г. Банк России принял решение об использовании в качестве обеспечения государственных ценных бумаг, не попавших под реструктуризацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.98 № 1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.».

В целом за истекший с начала года период Банк России предоставил ломбардные кредиты 160 банкам 44 регионов на общую сумму 62,1 млрд руб. Внутридневными кредитами и кредитами «овернайт» пользовались 34 банка, объем выданных кредитов составил около 70 млрд руб. (см. прил. 5).

Депозитные операции

В целях оперативного регулирования ликвидности банковской системы, нейтрализации излишней ликвидности и снижения тем самым давления на валютный рынок в 1998 г. Банк России активно проводил депозитные операции через систему «Рейтерс - Дилинг».

За истекший с начала года период в депозитных операциях участвовали 59 банков, от которых Банком России привлечено ресурсов на сумму более 180 млрд руб. За период январь - ноябрь 1998 г. депозитные ставки варьировались в пределах от 3 до 80% годовых в зависимости от состояния межбанковского рынка и его ликвидности (см. прил. 7).

Процентная политика по операциям Банка России

В 1997 - 1998 гг. Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В частности, в 1998 г. этот процесс ставился в зависимость от реализации бюджетных проектировок, ограничения объемов и удлинения сроков правительственных заимствований, а также от снижения издержек по их обслуживанию.

Наряду с общей тенденцией снижения процентных ставок отмечалось сближение уровня процента по различным видам операций на денежном рынке. В то же время с октября 1997 г. процентная политика Банка России испытывала на себе влияние условий, периодически складывающихся в различных секторах финансового рынка как отражение нескольких волн, в том числе кризиса мировых фондовых и валютных рынков.

С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитам и депозитным операциям. Это увеличило амплитуду колебаний процентных ставок, что несколько нарушило формировавшийся уже в 1997 г. коридор, образуемый ставками Банка России по собственным операциям.

Нарушилось и соотношение ставок Банка России с рыночными ставками. При этом в отдельные периоды 1997 г. и в целом в 1998 г. резко возросла подвижность рыночных ставок. В частности, с конца 1997 г. резко возросла амплитуда колебаний рыночных ставок и доходности по государственным ценным бумагам.

Изменилась и динамика основных рыночных ставок. До октября 1997 г. постепенно снижалась доходность ГКО по всем срокам до погашения с 36,1% в декабре 1996 г. до 18,2% в октябре 1997 г., но с ноября доходность начала возрастать и достигла 71,1% в июле 1998 г. Среднемесячный показатель доходности ГКО превышал, как правило, стоимость других видов ресурсов, которые банки могли мобилизовать для размещения в ГКО [23].

Ставки по межбанковским кредитам в рублях по всем срокам, установившиеся с июня по октябрь 1997 г. на достаточно устойчивом уровне 15 - 17%, выросли более чем втрое к августу 1998 г. (до 57,1%). В то же время ставки по межбанковским кредитам в долларах США были достаточно стабильными с начала 1997 г. до мая 1998 г., когда начался их рост (с 7,2% на 1.06.98 до 8,6% на 01.07.98) [23].

Процентные ставки по кредитам юридическим лицам в рублях имели тенденцию к снижению практически до конца 1997 г., а затем эта тенденция сменилась на противоположную. Процентные ставки по кредитам юридическим лицам возросли в июле 1998 г. до 44,9%, то есть до уровня первого квартала 1997 г., а ставки по кредитам физическим лицам в июне 1998 г. поднялись до 83,3%. Аналогичная ситуация складывалась и на рынке валютных кредитов, но амплитуда колебаний ставок была более резкой, при этом прослеживалось постепенное движение ставок по рублевым и валютным кредитам к сближению [23].

Среди причин, повлиявших на изменение тенденции рыночных процентных ставок в последнем квартале 1997 г. и в 1998 г. - рост нестабильности конъюнктуры финансового рынка вследствие внешних факторов (кризис мировых финансовых рынков) и факторов внутренних (проблемы налоговой системы, государственного бюджета и управления государственным долгом). Определенное влияние оказало сжатие рублевой ликвидности финансового сектора и меры оперативного реагирования со стороны Банка России в кризисных ситуациях.

Банк России оперативно принимал решения, менявшие не только уровни ставок, но и их соотношения, изменял режим установления отдельных ставок: он перешел к ежедневному установлению ставок по обеспеченным кредитам «овернайт», по операциям РЕПО, по приему средств банков в депозиты Банка России.

Ставка рефинансирования за указанный период выполняла роль важного индикатора денежно-кредитной политики и до мая 1998 г. оказывала существенное влияние на уровень депозитных ставок в банках.

Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке России вызывала потребность во временном ужесточении денежно-кредитной политики и, прежде всего, в корректировке процентной политики. В частности, повышение ставки рефинансирования было произведено в начале февраля 1998 г. (с 28% до 42%), в последней декаде мая (с 30% до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60% до 80%) (прил. 1).

Повышение ставки рефинансирования давало возможность объявить рынку ориентиры нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок. При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. За 1998 г. Банк России 9 раз пересматривал ставку рефинансирования, в том числе 5 раз в сторону понижения, и с 24 июля 1998 г. она составляет 60% годовых (см. прил. 1).

Политика открытого рынка

Именно финансовый рынок стал в 1998 г. той частью денежно-кредитной сферы, где в наиболее острой форме отразились глубинные проблемы российской экономики. На первом этапе вплоть до августа нерешенность общеэкономических проблем снижала способность финансового рынка противостоять влиянию неблагоприятных внешних факторов. Нарастание кризисных процессов принимало форму волн нестабильности, привязанных к развитию мирового финансового кризиса. Второй этап, когда произошло дальнейшее резкое обострение внутриэкономических проблем, характеризовался практически полным прекращением работы основных секторов финансового рынка.

Рынок государственных ценных бумаг на протяжении первого этапа продолжал оказывать решающее влияние на состояние российского финансового рынка в целом. Это определялось как его функциональной ролью, так и широким присутствием на нем нерезидентов. На 01.08.98 на долю нерезидентов приходилось 32% находившихся в обращении ГКО - ОФЗ (по рыночной стоимости без накопленного купонного дохода), среди резидентов основными держателями гособлигаций были банки (61,37%), главным образом Банк России и Сбербанк РФ [23].

Роль нерезидентов на рынке внутреннего государственного долга в 1998 г. не была столь однозначно положительной, как на протяжении большей части прошлого года. Тогда наблюдался массированный приток средств иностранных инвесторов на рынок ГКО - ОФЗ, что стимулировало снижение доходности гособлигаций. Хотя в 1998 г. доля нерезидентов на рынке ГКО - ОФЗ колебалась около 30% и масштабного вывода их средств с рынка не наблюдалось, нерезиденты стали каналом, передающим влияние колебаний конъюнктуры международных финансовых рынков на российский рынок, тем самым объективно усиливая уязвимость последнего по отношению к кризисным ситуациям на внешних рынках.

Характерной чертой рынка государственных ценных бумаг в 1998 г. являлось последовательное снижение котировок. Доходность портфеля ГКО выросла с 33% в январе до 71% в июле, достигая в отдельные дни 110 - 120%. В условиях растущей доходности гособлигаций Минфин РФ на протяжении большей части 1998 г. (кроме февраля) проводил погашение с привлечением средств федерального бюджета. В июле Минфин РФ провел реструктуризацию накопленного внутреннего государственного долга по схеме, предусматривающей добровольный обмен ГКО на номинированные в долларах еврооблигации с длительными сроками обращения (7 и 20 лет), а также отказался от эмиссии новых выпусков ГКО. Это позволило частично снизить нагрузку на бюджет в третьем квартале и удлинить сроки заимствований. Однако кардинального оздоровления рынка не произошло.

В августе кризис вступил в новую стадию. Торговые сессии по государственным ценным бумагам проходили при практически полном отсутствии спроса по любым ценам, рынок потерял ликвидность. Резко подскочившая доходность уже не отражала реальной стоимости государственного долга, поскольку по ней совершались лишь единичные сделки. Разбалансированность рынка и трудности с погашением облигаций привели к объявлению намерения Правительства РФ переоформить все выпуски ГКО - ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. в новые долгосрочные государственные ценные бумаги и к технической остановке торгов.

Таким образом, после объявления решений Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 г. резко изменились параметры всех секторов финансового рынка. Перед Банком России до конца 1998 г. встала задача разработки механизма восстановления финансового рынка. В этих условиях уже в сентябре 1998 г. Банк России разработал положение о введении в обращение собственных краткосрочных бескупонных облигаций (ОБР) и начал операции с ними. Эти облигации имеют краткосрочный характер - срок обращения составляет до 3 месяцев, максимальный объем эмиссии - 10 млрд. руб. [23].

Банк России предоставил банкам возможность использования ОБР в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также проведения с ними сделок РЕПО (см. прил. 6).

В настоящее время рынок облигаций Банка России находится в стадии формирования. Интерес участников рынка к этим облигациям постепенно возрастает. К середине ноября были размещены 9 выпусков ОБР, в том числе 4 выпуска - на аукционах и 5 выпусков - на вторичных торгах. Погашено 5 выпусков, в обращении находятся 4 выпуска общим объемом около 2,4 млрд руб. по номиналу. Ежедневный объем торгов этими облигациями составляет порядка 100 млн руб. Доходность ОБР на вторичном рынке в сентябре - октябре составляла около 70% годовых, а к середине ноября снизилась до 35%.

В условиях продолжающегося отсутствия торгов по ГКО - ОФЗ и нерешенности вопросов по процедуре обмена реструктурируемых ГКО - ОФЗ, а также относительной стабилизации обменного курса рубля облигации Банка России являются одним из немногих ликвидных, надежных и сравнительно доходных инструментов на российском финансовом рынке.

В целях координации использования инструментов денежно-кредитной политики и текущего контроля за ходом ее реализации в Банке России создан комитет по денежно-кредитной политике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: