Ориентиры денежно-кредитной политики на 1999 г.
Российское государство в сложившихся условиях реально может поставить целями экономической политики на 1999 г. максимальное ограничение спада ВВП в пределах 3% (номинальное значение ВВП составит порядка 3800 - 4000 млрд руб.) и сдерживание инфляции на уровне, ограничивающем рост цен в пределах до 30%. Эти цели относятся в равной степени и к денежно-кредитной политике. Имея в виду эту долгосрочную стратегию, поддерживающими условиями для ее реализации в рамках денежно-кредитной политики являются оздоровление банковской системы, восстановление финансовых рынков, урегулирование проблемы внешней задолженности, создание механизма безусловного исполнения долговых обязательств во всех формах.
В 1999 г. происходит корректировка целей денежно-кредитной политики. При проведении политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать тенденции динамики ВВП, уровня безработицы и состояния платежного баланса.
Важным условием успешного проведения денежно-кредитной политики является обеспечение существенного положительного сальдо текущего счета платежного баланса, позволяющее наращивать валютные резервы и погашать долги в условиях значительного ухудшившихся возможностей привлечения иностранного капитала во всех формах.
|
|
Достижение целей денежно-кредитной политики затруднено в условиях произошедшего в результате кризиса подрыва доверия к экономической политике, неопределенности ожиданий и изменения сложившихся в последние годы механизмов финансирования экономики.
Промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России в 1999 г. будет являться поддержание темпов роста денежной массы, адекватных достижению поставленной конечной цели. Как показывают расчеты, влияние изменения денежного агрегата М2 на динамику номинального ВВП является значимым и устойчивым.
В связи с недостаточным развитием финансовых рынков, состояние которых еще более ухудшилось под влиянием финансового кризиса, использование показателей процентных ставок в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики в настоящее время невозможно. Состояние платежного баланса в 1998 - 1999 гг. и достигнутый уровень международных резервов не позволяют использовать для этих целей валютный курс, то есть его фиксацию в той или иной форме.
Таким образом, в 1999 г. Банк России видит свою задачу в достижении соответствия между динамикой ВВП и денежного предложения (табл. 4.8).
Таблица 4.8
Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 1999 г., %
Реальный ВВП | 97 -99 |
Прирост потребительских цен за год | 20 - 30 |
Среднемесячный темп инфляции | 1,5 - 2,2 |
Прирост денежной массы М2 за год | 18 - 26 |
Источник: Деньги и кредит 1998, № 12.
|
|
Несмотря на снижение инфляции и ожидаемый номинальный рост спроса на деньги, среднегодовая скорость обращения М2 в 1999 г. может быть несколько выше за счет произошедших к концу 1998 г. изменений в структуре денежной массы, в результате чего существенно повысилась доля компонентов с наиболее высокой скоростью обращения - наличных денег и средств на текущих и расчетных счетах.
В дополнение к промежуточной цели Банк России в 1999 г. намерен с целью своевременного получения сигналов о необходимости корректировки денежно-кредитной политики использовать широкую систему индикаторов состояния денежно-кредитной сферы, таких, как номинальные и реальные процентные ставки, динамика мировых цен на товары российского экспорта и импорта, кривые доходностей различных финансовых инструментов и другие.
Кризисные события 1998 г. показали сложность прогнозирования рублевой денежной массы в условиях сложившейся экономической неопределенности. Долларизация российской экономики, особенно усилившаяся в 1998 г., делает особо важным использование в качестве индикатора проводимой денежно-кредитной политики показателя широких денег - М2Х. Это означает, что решения в области денежно-кредитной политики должны приниматься с учетом не только динамики рублевых активов экономических агентов, но и с учетом движения их валютных счетов.
Важным условием для достижения стратегических целей денежно-кредитной политики является выход в перспективе на низкий положительный уровень реальных процентных ставок в экономике, стимулирующий спрос на заемные ресурсы со стороны реального сектора и, соответственно, экономический рост. Достижение этой цели в 1999 г. осложняется предполагающимся дефицитом федерального бюджета, а также тем, что в результате кризиса были дестабилизированы практически все финансовые рынки. Поэтому в настоящее время перед органами денежно-кредитного регулирования стоит задача восстановления финансовых рынков. Процессу восстановления финансовых рынков может способствовать введение индексируемых инструментов. В сложившихся условиях использование данных инструментов может способствовать более быстрому достижению процентными ставками планируемого уровня. Следует ожидать, что в 1999 г. в условиях значительного снижения притока иностранного капитала на российские финансовые рынки уменьшится зависимость процентной политики от движения иностранного капитала и денежные власти получат большую степень маневренности в регулировании процентных ставок.
Опираясь на оценку развития ситуации в 1998 г., можно ожидать изменения структуры денежного предложения в 1999 г.
Исходя из прогноза платежного баланса на 1999 г. можно предположить, что внешний сектор сыграет важную роль в процессе формирования денежного предложения. В 1999 г. при условии сохранения уровня цен на экспортные товары и действенных мер валютного регулирования и валютного контроля возможно увеличение положительного сальдо счета текущих операций, создающее основу для увеличения валютных резервов Банка России. Этот фактор может оказать определенное влияние на параметры прироста денежной массы.
Намеченное в 1999 г. снижение дефицита государственного бюджета уменьшит потребности Правительства РФ в заемных средствах. Тем не менее заложенные в проекте федерального бюджета на 1999 г. объемы внутренних заимствований могут оказать существенное влияние на прирост денежного предложения.
Новым элементом денежно-кредитной политики может быть увеличение в денежном предложении доли кредитования банками предприятий, поскольку Банк России намерен увеличивать кредиты, предоставляемые банкам.
|
|
Политика валютного курса
Одной из приоритетных задач денежно-кредитной политики в 1999 г. является обеспечение экономически обоснованной динамики валютного курса рубля.
Курс рубля в 1999 г. не будет фиксироваться на каком-то неизменном уровне. Будет использоваться режим плавающего валютного курса. Валютный курс будет складываться под воздействием соотношения спроса и предложения валюты на рынке, с колебаниями вокруг равновесного значения. Под воздействием фундаментальных факторов как внутреннего, так и внешнего характера это равновесное значение может меняться. Присутствие Банка России на рынке может быть строго ограниченным и нацеленным на сглаживание амплитуды резких курсовых колебаний, а также на защиту рубля от массированных спекулятивных атак в случае их возникновения.
С учетом определенной послекризисной заниженности курса рубля по сравнению с паритетом покупательной способности Банк России считает в 1999 г. возможным некоторый рост реального курса рубля.
Равновесный валютный курс может создать предпосылки для заинтересованности в продаже экспортной выручки на внутреннем рынке. При этом возможно введение норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки в размере 75%.
На ситуацию на валютном рынке в 1999 г. также будут оказывать влияние следующие факторы: инфляционные ожидания участников рынка, существенное изменение условий работы рынка государственных ценных бумаг, а также отток средств иностранных инвесторов из страны.
Следствием реструктуризации банковской системы станет изменение состава основных участников валютного рынка. В структуре конверсионных операций сохранится очевидное преобладание кассовых сделок.