Самооценка как один из регуляторов жизнедеятельности личности

Тема: Влияние учебного процесса на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста

 

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ.

1.1. Самооценка как один из регуляторов жизнедеятельности личности….............................................................................................................6

1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста.................13

1.3. Роль учебного процесса в формировании самооценки младшего школьника…….............................................................................................23

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Организация исследования учебного процесса как одного из компонентов, влияющих на формирование самооценки……………….........29

2.2. Методы констатирующего эксперимента…………………………….....29

2.3. Анализ результатов…………………………………………………….33

2.4. Рекомендации по оптимизации самооценки младших школьников…………………………………………..………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….47

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...………...50

 



ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек имеет определенное представление о себе, сложенное из элементов как самонаблюдения за собственным поведением и переживаниями, так и отзывов, впечатлений других людей. Данное представление является элементом особого психологического аппарата – механизма саморегуляции человека - самооценки. Без самооценки, т.е. оценки самим индивидом тех действий, которые он совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях проявляются, поведение не может быть саморегулирующимся. Самооценка в значительной степени определяет активность человека, отношение к себе и другим людям, становится частью его самосознания и Я-концепции (В.В.Столин, Р. Берне).

По сути своей самооценка личности достаточно устойчивое, и одновременно динамичное образование, оно может изменяться под действием различных факторов и не прекращает свое формирование в течение всей жизни человека. Но как показывают многочисленные исследования, развитие этого психологического механизма тесным образом связано с социумом, а на первых порах жизни человека – ребенка – с мнением о нем и оценкой его качеств, действий со стороны значимых близких. В первую очередь, родителей, далее учителей, сверстников и т.д. (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Дембо Т.В., С.Л. Рубинштейн, А.И.Липкина, Р. Берне, Ж. Морено и др.).

К сожалению, редко кто из нас может стать счастливым обладателем устойчивой и адекватной самооценки. Все чаще родителям, психологам и педагогам предстоит иметь дело с неадекватной самооценкой своих детей и воспитанников. Поэтому проблема формирование и развитие адекватной самооценки ребенка уже на первых порах его жизни – серьезная и важная задача системы современного образования, воспитания и развития.

Одним из наиболее синзитивных периодов онтогенеза для развития ребенка и его самооценки является младший школьный возраст (Божович Л.И., Выготский Л.С., Лисина М.И., Ушинский К.Д.). В этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, действия начинают соотноситься со внутренним планом, возникают рефлексия, самоконтроль, а, соответственно, и самооценка. Новой ситуацией для развития в этот период для ребенка становится учебная деятельность. В рамках учебного процесса ребенок сталкивается с оценкой себя при помощи школьной оценки. В это время, школьное оценивание, наряду с родительской и социальной оценкой, является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста и развитие глобальной личностной самооценки.

Поэтому так необходимо, что бы учителя начальных классов, а так же психологий и родители ребенка знали возрастные особенности младших школьников и психологические аспекты влияния учебного процесса на формирование самооценки учеников с целью осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Проблема формирования самооценки в младшем школьном возрасте актуальна и, как мы видим, достаточно широко рассмотрена и в зарубежной, и в отечественной науке. Тем не менее, все еще не полностью остаются рассмотренные факторы влияния учебного процесса на формирование личности ребенка, в том числе его самооценки.

Таким образом, предмет нашей курсовой работы определяется как роль учебного процесса в становлении самооценки младшего школьника.

Объект: процесс формирования личности младшего школьника.

Цель: определение роли учебного процесса в становлении самооценки младшего школьника.

Задачи:

· Разработать категориальный аппарат настоящего исследования.

· Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

· Разработать пути оптимизации самооценки младшего школьника.

· Разработать и осуществить программу психодиагностики влияния учебного процесса на самооценку.

· Разработать план коррекционно-развивающей программы по оптимизации самооценки младшего школьника в процессе обучения.

Гипотеза: для детей младшего школьного возраста с наличием высокой успеваемости в учебном процессе характерно формирование адекватной (позитивной) самооценки; для детей младшего школьного возраста с низкой успеваемостью характерна заниженная (негативная) самооценка.

На основе выведенных задач были определенны следующие методы:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностические методики.

 



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ

Самооценка как один из регуляторов жизнедеятельности личности

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

В отечественной психологи самооценку принято рассматривать как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

«Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности» [13; с. 19]. А Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [1; с.68].

Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: «Общественная оценка человека основывается у нас … на его общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое … отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [14,с. 24].

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [1, с. 69].

Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. Поэтому, по мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я» [5; с. 82].

Как бы то ни было, принято считать, что самооценка может различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности, поэтому процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной смысле самооценке отражается сущность личности [28; с. 215].

По причине неравномерности развития глобальной самооценки человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Адекватная самооценка дает возможность личности критически относиться к себе, правильно оценивать свои силы и возможности. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть высокой и низкой, и проявляться в переоценке или недооценивании человеком самого себя.

Учитывая это, самооценка характеризуется такими признаками как:

1. Реальность – адекватная и неадекватная (завышенная или заниженная);

2. Уровень - высокий, низкий, средний;

3. Временная направленность – ретроспективная, актуальная и прогностичная [28; с. 216].

Как уже упоминалось ранее, самооценка - отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки [6; с. 57]. Поэтому знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью [11; с. 20].

Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности.

Я-концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности [14; с. 19]. Это возможно благодаря постоянному сопоставлению человеком себя реального (Я-реально) с идеальным образом (я-идеальное).

Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности. Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Самооценка начинает формироваться на ранних этапах развития ребенка под влиянием оценки ее качеств взрослыми. В процессе развития постепенно возрастает способность ребенка самостоятельно оценивать свои поступки и себя – его самооценка все меньше зависит от окружающих. «Иногда наблюдается расхождение между личностной самооценкой и оценкой окружающих. Если эта оценка выше самооценки, то это может стать стимулом для развития индивидуальности. В противном случае, такое расхождение может привести к возникновению эффекта неадекватности» [28; с. 215]. При таких условиях, самооценка ребенка либо взрослого человека требует серьезной коррекции.

Как мы видим, самооценка - результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:

Самонаблюдение- это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями [28; с. 216]. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное (т.е. самонаблюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности.

Самоанализ предполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа.

Разные люди в зависимости от умений и навыков могут осуществлять самоанализ с различной эффективностью. Важно подчеркнуть опасность односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации человеком тех или иных своих поступков, поведения, достижений и неудач.

В процессе и на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет.

Самоотчет -это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.

Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.

Итоговый самоотчет - самоотчет за достаточно длительный период времени, когда на определенном жизненном этапе выявляется степень соответствия между обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно принял, и объективными результатами деятельности. Самоотчет, которому предшествует детальное систематическое фиксирование своих поступков, достигнутых результатов деятельности, глубокий и всесторонний анализ, характеризующийся установлением причинной зависимости между поступками и свойствами собственной личности, способствует повышению объективности результатов самопознания. Основной итогового самоотчета, как правило, служит самоанализ значительного фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах в течение достаточно длительного периода времени. Сопоставление полученных данных позволяет лучше обосновать свои суждения и сделать более объективные выводы о себе, качествах собственной личности.

Текущий самоотчет - самоотчет человека за короткий промежуток времени - день, несколько дней, неделю. Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания: человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положительные качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа, свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.

Способность человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой имеет исключительное значение для развития процесса самовоспитания.

Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки - это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Самоконтроль - это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности - непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.

Сравнение постоянно используется людьми в их размышлениях о себе, об оценке поступков и проявляющихся в них качеств личности. А.Я.Арет выделяет следующие виды сравнения: «тотальное, глобальное или полное (когда сравниваем себя с кем-то в целом, во всем), и парциальное, или частичное (когда сравниваем себя в отдельной области), презентное (сравнения себя с кем-то в современности, в данный момент) и ретроспективное (сравнение себя с кем-то в прошлом, или сравнение «сегодняшнего Я» с тем, каким мы были в прошлом, год, пять, и т.д. лет тому назад)» [28; с. 216].

Самооценка - результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.

Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: