Отметим, что на становление самооценки ребенка колоссальное влияние оказывает семья, стиль семейного воспитания, ценности, индивидуально-психологические особенности родителей. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка, в том числе и то, на что он претендует в учебной деятельности.
У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей:
- поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»),
- послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.
В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?» «Что вам давали на завтрак?»), или вообще, мало что волнует — школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» — рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного» (21).
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают «четверку» как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность.
|
|
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
4. Появление и влияние рефлексии.
Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.
Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.
ВЫВОДЫ
1. Cамооценка человека является центральным компонентом Я-концепции личности, которая охватывает оценку самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
|
|
2. Самооценка выполняет регулирующую и защитную функцию, непосредственно влияя на взаимоотношения человека с окружающими, поведение и развитие.
3. Самооценка человека не остается постоянно одинаковой. Она изменяется в зависимости от условий, в которых реализуется деятельность человека и стабильности достигнутых успехов.
4. Младший школьный возраст характеризуется качественными изменениями в развития физиологических показателей и индивидуально-психологических качеств личности.
5. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольность волевой регуляции внимания, запоминания, поведения.
6. Происходит обобщение собственных переживаний.
7. Поведение младшего школьника характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей.
8. На развитие самооценки в младшем школьном возрасте тесно влияет учебная деятельность.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Организация исследования учебного процесса как одного из компонентов, влияющих на формирование самооценки
Данное психологическое исследование проводилось в школе №10 города Симферополя. В исследовании принимали участие 40 ребенка: дети двух классов начальной школы (1 первый и 1 второй классы) в возрасте от 6 до 8 лет, 23 девочки и 17 мальчиков.
Заручившись разрешением проведения эксперимента со стороны психолога школы, на первом этапе нашего исследования было организовано знакомство экспериментатора с руководителями классов и с испытуемыми для установления эмоционально положительного контакта и доверительного отношения. Затем мы ознакомились с данными о родителях, из которых нами было выявлено, что все дети исследуемых групп – в основном, из семей служащих, рабочих, разного социального достатка, где уровень материальной обеспеченности средний, либо ниже среднего, либо выше. Некоторые дети живут в неполных семьях (7 детей), без отца. Помимо школы, примерно 18 ребят посещают различные студии и кружки (танцевальные, по вокалу) спортивные секции, занятия в детских развивающих центрах. Таким образом, можно отметить, что круг общения многих из этих детей достаточно широк, ребята имеют возможность самореализоваться не только в школе, но и помимо нее.