Лекция 3. Связь методики преподавания иностранного языка с другими науками

Т.И. Зелиб

Учебно-методическое пособие к дисциплине

«Методика преподавания иностранного языка в общей школе»

 

Саратов 2011

Методическая записка

 

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 4 курса Института филологии и журналистики, обучающихся по специальности 031001 «Филология. Французский язык и литература». Пособие представляет собой тезисный вариант базового курса лекций по теоретической дисциплине «Методика преподавания иностранного языка в средней школе», читаемой в 8 семестре непосредственно перед прохождением педагогической практики. Пособие строится в соответствии с «Рабочей программой» (2011), реализуемой в Институте филологии и журналистики в рамках специалитета. Весь курс лекций делится на три раздела. В первом разделе «Теоретические основы обучения иностранным языкам» дается интерпретация фундаментальных методических категорий в свете современных тенденций преподавания иностранного языка, прослеживается история развития методов обучения. Второй раздел «Обучение основам речевой деятельности» посвящен технологии обучения видам речевой деятельности, описанию механизмов продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности, путям формирования навыков и умений. В третьем разделе речь идет об организации и планировании учебной работы по иностранному языку. Каждая тема сопровождается планом. Список рекомендуемой литературы дается к каждой теме или к каждому разделу курса.

В пособие вошли примерные вопросы для подготовки к зачету по методике, тестовые вопросы для проверки остаточных знаний студентов. Поскольку в теоретическом и практическом развитии методики немаловажную роль играет система понятий и терминов, автор счел возможным включить далеко неполный понятийный словарь терминов коммуникативной методики для чтения специальной методической литературы.

Данное пособие может представлять интерес для учителей школ, преподавателей вузов, методистов и всех тех, кто интересуется проблемами методики преподавания иностранного языка.


 


Раздел 1. Теоретические основы обучения иностранным языкам

 

Лекция 1. Методика как теория обучения иностранным языкам

 

План

1. Иностранный язык и общество.

2. Иностранный язык и личность.

3. Специфика предмета «Иностранный язык» в современной школе.

4. Методика обучения иностранному языку как прикладная наука.

5. Основные методические понятия.

 

Социальный заказ общества к владению иностранным языком на современном этапе. Формирование коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку в школе. Значение предметной группы «Филология» для формирования личности обучаемого. Многозначность термина «методика». Методика обучения иностранному языку как наука о закономерностях процесса обучения и воспитания средствами самого предмета «иностранный язык». Объект исследования методики – изучение процесса обучения иностранному языку как новому для ученика средству коммуникации. Предмет исследования – научное обоснование целей обучения, содержания обучения, объема материала, его организация. Общая и частная методики. Методы исследования. Основные методические понятия: прием обучения, способы обучения и способы учения, метод и система обучения. Базовые методические категории.

 

Рекомендуемая литература

1. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – Москва, Просвещение, 1993.

2. Миньяр-Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку. – Москва, Просвещение, 1990.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – Москва, АСАДЕМА, 2006.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – Москва, Просвещение. 2006.

 

 

Лекция 2. Цели обучения иностранному языку

 

План

1. Цель как основная методическая категория.

2. Роль мотивации в изучении иностранного языка.

3. Комплексная цель обучения иностранным языкам в школе.

4. Понятия «иноязычной культуры» и «языковой личности».

 

Категория цели обучения является самой важной методической категорией, т.к. отвечает на кардинальный вопрос «Зачем учить иностранный язык». Основной целью обучения иностранному языку названо формирование коммуникативной компетенции. Выделяются ее составляющие: а) лингвистическая компетенция, 2) социолингвистическая компетенция, 3) социокультурная компетенция, 4) стратегическая компетенция, 5) дискурсивная компетенция, 6) социальная компетенция. Мотивация как стимул к целенаправленной активности. Отечественная методика выделяет четыре аспекта цели обучения: 1) учебный практический аспект, 2) воспитательный аспект, 3) образовательный аспект, 4) развивающий аспект.

Конечная цель обучения - приобщение обучаемых к иноязычной культуре. Иноязычная культура – это та часть культуры страны изучаемого языка, которую способно дать социокультурное обучение иностранным языкам, это те знания и тот опыт, позволяющий учащимся стать «языковой личностью», т.е. быть адекватными участниками межкультурной коммуникации. Задачи и цели как тактика и стратегия обучения.

 

Рекомендуемая литература

1. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – Москва, Просвещение, 1993.

2. Миньяр-Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку. – Москва, Просвещение, 1990.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – Москва, АСАДЕМА, 2006.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – Москва, Просвещение, 2006.

5. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва, Просвещение, 1991.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – Москва. Просвещение, 1991.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу. – Москва, Астрель, 2008.

8. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. – Москва, Астрель, 2004.

 

 

Лекция 3. Связь методики преподавания иностранного языка с другими науками

 

План

1. Методика и лингвистика.

2. Методика и психология.

3. Методика и дидактика.

 

Связь методики с другими науками может быть опосредованная и непосредственная. Опосредованным образом методика связана с философией, семиотикой, кибернетикой, физиологией и пр. Самым тесным образом методика связана с лингвистикой, психологией и педагогикой.

Лингвистические основы обучения иностранному языку: роль лингвистики в научном обосновании методики обучения иностранному языку как средству коммуникации. Организация языкового материала. Роль сопоставительно-функционального анализа языковых явлений иностранного языка и родного.

Психологические основы обучения иностранному языку. Связь методики и психологии осуществляется в двух направлениях – в рамках теории речевой деятельности (психолингвистика) и в рамках педагогической психологии.

Психолингвистика: психологическая характеристика видов речевой деятельности (продуктивных – говорения и письма; рецептивных – аудирования и чтения), их взаимосвязь. Процесс восприятия речи. Виды памяти и ее роль в обучении. Значение для методики различий между устной и письменной речью, между внешней и внутренней речью.

Педагогическая психология: понятие навыка, его характеристики. Понятие интерференции и ее роль в обучении иностранным языкам. Классификация интерференции (внутриязыковая и межъязыковая; лексическая, грамматическая, фонетическая, лингвострановедческая). Понятие речевого умения.

Методические основы обучения иностранному языку. Дидактика и методика имеют один объект изучения - это учебно-воспитательный процесс.Дидактика формулирует закономерности в целом, методика – применительно к конкретному предмету, учитывая его специфику.

 

Рекомендуемая литература

1. Миньяр-Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку. – Москва, Просвещение, 1990.

2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва, Высшая школа, 1982.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: