Лекция 4. Содержание обучения иностранному языку

 

План

1. Лингвистический компонент содержания обучения.

2. Психологический компонент содержания обучения.

3. Методический компонент содержания обучения.

 

 Лингвистический компонент: специально отобранный языковой материал (фонетический, грамматический, лексический), речевой материал (образцы речевых высказываний, модельные фразы, фразы речевого этикета), лингвострановедческий и социокультурный материал, отражающий национальную культуру страны изучаемого языка.

 Психологический компонент связан с способами формирования навыков и умений пользоваться языком в коммуникативных целях.

 Методический компонент с обучением учащихся рациональным приемам учения в условиях отсутствия иноязычной среды. Формирование методической компетенции школьника.

 

Рекомендуемая литература

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – Москва, АСАДЕМА, 2006.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – Москва, Просвещение, 2006.

3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва, Просвещение, 1991.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – Москва. Просвещение, 1991.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу. – Москва, Астрель, 2008.

6. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. – Москва, Астрель, 2004.

7. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – Москва, Просвещение, 1988.

8. Миньяр-Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку. – Москва, Просвещение, 1990.

 

 

Лекция 5. Принципы обучения иностранному языку

 

План

1. «Принцип» как методическая категория.

2. Классификация принципы обучения иностранному языку принципов обучения.

3. Основные общедидактические принципы.

4. Собственно методические принципы обучения иностранному языку.

 

Применительно к методике под принципами понимаются основные правила обучающей деятельности учителя, нормы организации обучению иностранному языку. Выделяют две группы принципов: общедидактические (пригодные для обучения любому предмету в школе) и специфические (пригодные для каждого конкретного предмета). Трактовка основных общедидактические принципов обучения применительно к иностранному языку (принцип воспитывающего обучения, связи теории и практики, принцип активности, сознательности и наглядности в обучении, прочности знаний). Правила для учителей из них вытекающие.

Трактовка специфических принципов обучения иностранному языку и правила для учителя из них вытекающие (принцип учета родного языка, принцип дифференциации и интеграции обучения, принцип коммуникативной направленности).

 

Рекомендуемая литература

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – Москва, АСАДЕМА, 2006.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – Москва, Просвещение. 2006.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу. – Москва, Астрель, 2008.

4. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва, Просвещение, 1991

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – Москва. Просвещение, 1991.

6. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – Москва, Просвещение, 1988.

7. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – Москва, Просвещение, 1993.

 

 

Лекция 6. История методов обучения иностранному языку

 

План

1. Понятие «метод обучения».

2. Переводные (традиционные) методы обучения.

3. Методы Реформы – натуральный и прямой.

4. Смешанные методы обучения.

5. Сознательно-сопоставительный метод.

6. Коммуникативный метод обучения.

 

Метод обучения в широком смысле – это принципиальное направление, характеризующееся определенными целями, содержанием и принципами обучения (Рогова, 1988.С.77).

Краткий обзор основных методических направлений в истории методики: роль латинского языка в Европе и методы обучения латинскому языку, дидактические принципы Ратихия, наглядный метод Я.А.Коменского. Предпосылки возникновения переводных методов обучения: грамматико-переводной метод (И.Мейдингер, Г.Оллендорф), лексико-переводной метод (Гамильтон, Туссен, Жакото). Предпосылки возникновения прямых методов обучения, их основные принципы. Неопрямые и смешанные методы ХХ века: устный метод Г.Палмера, методическая концепция М.Уэста, аудиовизуальный метод или метод КРЕДИФ. (П.Риван, П.Губерина), аудиолингвальный метод.

Коммуникативный метод обучения, его развитие, основные принципы, его составляющие. Понятие коммуникативной компетенции. Липецкая школа под руководством Пассова Е.И. Современный личностно-ориентированный, когнитивный, деятельностно-коммуникативный метод обучения иностранным языкам.

 

Рекомендуемая литература

1. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва, Высшая школа, 1982.

2. Миролюбов А.А. Из истории методов обучения // Иностранные языки в школе. – №5, 2002; №№ 4 – 6, 2003.

3. Зелиб Т.И. История развития методов преподавания иностранных языков за рубежом и в России // Спецкурсы по романской филологии. СГУ. 1998, стр.101-119.

4. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. – Москва, Астрель, 2004.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: