Тема 4. Проблема человека в философии

Постановка проблемы человека в философии XYII – XYIII вв.

Эпоха Возрождений отстаивала земные основы человека и проблем его жизни. В этом состояло её величие. Мыслители той эпохи показали, что земные истоки человека не противоречат идеям его обожествления и утверждению самодостаточности личности. В пределах этих традиций философы Нового времени и мыслители эпохи Просвещения разных стран Европы исследовали природу человека и возможности его разума, создавая тем самым духовные основы для преобразований общества.

В содержательном плане мыслители эпохи Просвещения и Нового времени искали ответы на следующие вопросы:

1. Что есть человек?

2. Что определяет сущность человека?

3. Каковы источники существования человека?

4. Что «дано» человеку (проблема: «принц и нищий»)?

5.  Способен ли человек реализовать себя вне общества (возможен ли «Робинзон»)?

6. Происходит ли эволюция или природа человека не меняется?

При всех вариациях решений этих вопросов проявляются некоторые общие ответы на исходные вопросы:

- человек - природное существо;

- от природы люди равны. В реальной жизни неравенство. Где искать основы и причины неравенства?

- что дано человеку по (от) природе (ы) – добро или зло?

- причины неравенства заложены не в природе человека, а в условиях его жизни;

- каким образом можно избежать неравенства людей и достигнуть равенства?

- для устранения неравенства нужно изменить условия жизни человека;

- изменение условий жизни они связывали с просвещением;

- цель просвещения – воспитание нравственного, разумного человека.

Существенные различия в решении этих вопросов зависели от ответа на третий вопрос. В решении этого вопроса позиции были разные. Одну из них условно назовем позицией Ж. Руссо (в человеке от природы заложено добро, все люди - братья). Другую позицию связывают с именем Т. Гоббса (в человеке от природы заложено зло, человек – человеку волк).

Что это означало и означает? В этих подходах цели совпадают, но пути и задачи имеют разный смысл. В первом из подходов задача воспитания – укреплять добро в природе человека - путь к разумного человеку проходит через «золотой век равенства». Второй подход предполагает ограничение зла в природе человека - путь к разумному человеку через «войну всех против всех».

От того или иного решения проблем человека зависели взгляды на общество и государство. Каким должно быть государство, если в природе человека заложено зло? Ответ на подобный вопрос мы можем найти в учениях Н. Макиавелли и Т. Гоббса.

К достижениям этой эпохи относят концепцию естественных прав человека, концепцию разумного человека и концепцию общественного договора.

В немецкой классической философии акценты внимания были смещены к разумному человеку как субъекту деятельности и познания.  Л. Фейербах и «ранний» К. Маркс рассматривали не только духовную, но и чувственно-телесную природу человека, пытаясь выявить основы его целостности.

В творчестве Маркса выделяют два периода: «молодой и зрелый» Маркс. В ранний период он следовал идеям Г. Гегеля и Л. Фейербаха. «Родовая сущность» человека есть проявление абсолютного духа (Г. Гегель) или же есть проявление его природного начала (Л. Фейербах). Стремление совместить эти идеи привело его к выводу о том, что в реальной жизни человек не может проявить свою родовую сущность и неизбежно возникает отчуждение. Истоки и причины отчуждения он нашел в частной собственности. Идея «абсолютного духа» объединяет людей. Частная собственность разделяет людей. В природных, «родовых основах» заложена идея равенства людей. Частная собственность порождает неравенство людей. Поиски синтеза этих положений привели его к идее коммунизма, основой которой стали общественная собственность и преодоление отчуждения человека.

В тезисах о Фейербахе (1845 г.) К. Маркс выходил за пределы прежних творческих увлечений и изложил положения своей новой философии. Их смысловым стержнем была проблема человека. Через её решение формировалась марксистская концепция общественного развития и места в нем человека.

Содержательный смысл постановки проблемы человека можно выразить в следующих положениях:

- сущность человека определяет совокупность общественных отношений;

- основой формирования и существования человека является труд;

- человек – есть продукт развития общества;

- каждая эпоха порождает определенный тип человека;

- человека есть результат биологической и социальной эволюции.

Идеи и выводы мыслителей Просвещения, немецкой классической философии и марксизма стали базовой основой для многих вариаций концепций человека последующих эпох.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: