Ступени перехода от опыта к теории. Методы построения и обоснования знания

Цель эмпирического уровня познания – установить факты и определить закономерности связей между ними.

Цель теоретического уровня – объяснить факты и обосновать новое знание.

Переход от опыта к теоретическому уровню познания происходит в определенной последовательности.

Факт, проблема, гипотеза, теория – это формы научного знания.

Переход от факта к проблеме – первая ступень, от проблемы к гипотезе – вторая и т.д.

Проблема – известное, но нерешенное противоречие между данными опыта и теории, между выводами разных теорий и т.д.

Для объяснения проблемы создается гипотеза как предположение о возможном состоянии явлений реального мира. Предполагать можно все, что угодно. Можно предположить, например, что Луна сделана из щвейцарского сыра (Е.Шварц) и выстраивать на основе такого предположения стратегию действий в определенной области. Значение гипотезы в том, что она становится основой для дальнейших этапов познания. Для того, чтобы избежать многозначности и ошибок в методологии научного познания используются критерии достоверности предположения. Гипотеза как форма знания должна соответствовать общим критериям:

1) не должна противоречить известным теориям;

2) не должна противоречить известным фактам;

3) должна объяснять новую область фактов.

 Через логико–математическое обоснование или подтверждение в опыте гипотеза может получать статус теории (3 ступень). Теория не является самоцелью познания. Она создается для объяснения (по крайней мере, для интерпретации) данных опыта. Сложной представляется 4-я ступень познания. Она предполагает процедуру (правила) перевода положений теории на язык опыта (реальности).

В современной методологии познания не утихают споры по

поводу разных моделей познания. Среди них – линейная (куммулятивистская) и цикличная (концепция научных революций) модели познания. Цикличной модели соответствует последовательность этапов познания схемы №1. Если 4- й из этапов показывает несоотвествие теории фактам, то появляется основа для научной революции. Если из схемы №1 убрать этап 4 – й и снова воспроизводить искомую последовательность этапов, по сути, в бесконечность, то это будет соответствовать куммулятивистской (накопительной) модели познания.

На каждой из ступеней познания используют определенные методы познания. Первой ступени соответствуют:

1) анализ (разложение) и синтез (соединение);

2) статистические методы обработки данных опыта;

На второй и третьей ступени – методы построения и обоснования знания. Есть обшенаучные и всеобщие методы познания. Общенаучные методы:

1) Идеализация. Любое явление обладает множеством свойств. Изучать все сразу невозможно. Для изучения выделяют определенную область и создают «идеальный объект» (например: абсолютно твердое тело – физика, стоимость – классическая политэкономия и т.д.);

2) Формализация. Выделяют только те свойства, которые должны соответствовать цели исследования

3) Математизация, т.е. использование средств математики для цели познания;

4) Моделирование.

Всеобщие методы познания:

1. Метод взаимосвязи исторического и логического и исторического Исторический метод – анализ истории (эволюции) знания. Логический метод предполагает исследование логики истории знания(почему именно таким образом происходила эволюция знания);

2. Метод перехода от абстрактного к конкретному (Г. Гегель, К. Маркс);

3. Методы и правила индуктивного пути познания;

4. Методы и правила дедуктивного пути познания.

5. В ХХ веке усилиями К. Поппераполучил признание гипотетико-дедуктивный путь познания.

Что – же изменилось в представлениях о началах и мотивах познания? Мыслители прошлого выражали их скорее в эмоциональной форме, нежели в форме научных утверждений. Познание начинается с удивления (Аристотель, И. Кант), с сомнения (Декарт) и т.д. Поэтапный анализ ступеней перехода от опыта к теории позволяет перевести «удивление» и «сомнение» классиков на язык методологии познания. Согласно идеям К. Поппера, научное познание начинается с выдвижения гипотезы, её исследования и обоснования. В технологической концепции познания В.Ф. Юлова логический путь исследования реализуется в последовательности этапов «проблема – метод – результат».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: