Тема № 5. Элементы механизма управления. Основные определения менеджмента

Основой всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой являются законы природы, общества и мышления.

Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся от­ношение в природе и обществе. Законы природы регламентируют общие нормы бытия и развития объективного мира. Недооценка законов природы может быть причиной противоречий в развитии общества и мышления, а необдуманное использование их может привести к экологическим катастрофам. Если игнорируются или недооцениваются законы общества, то в нем могут усиливаться социальная напряженность, конфликты, процессы деградации, что приводит к крупным социальным потрясениям. Пренебрежение и недооценка законов мышления ведет к деформации сути развития личности, а значит и общества в целом. Общество скатывается к преобладанию животных начал, т.е. человеческая деятельность приобретает нечеловеческий характер.

Объективные законы природы, общества и мышления являются необходимой и достаточной основой для проявления более частных законов управления.

 Из законов управления вытекают принципы управления - фундаментальные, базовые идеи управленческой деятельности, а также важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность. Принципы управления являются одной из основных форм целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Из принципов управления вытекают цели – идеальный конечный результат, которого стремятся достичь субъекты управления.

Субъект управления – это управляющая часть системы управления, которая вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект управления.

Объект управления – это управляемая часть системы управления, непосредственно реализующая достижение целей. Поставив цели субъект управления решает множество задач для их достижения.

 Задача – совокупность вопросов, подлежащих решению в определенный промежуток времени и условий, необходимых для их решения. Решение задач основывается на использовании методов.   

  Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия субъектов управления на управляемый объект для достижения каких-либо целей и задач. Методы реализуются с помощью функций.

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами (ПОМК). Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления, они имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, они могут быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимно проникают друг в друга.

Законы, принципы, цели, методы, функции и другие категории управления входят в механизм управления. Механизм управления – это совокупность органов, средств и способов (методов, приемов, технологий) регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами управления.

 

Тема № 6. Законы и закономерности управления

 

Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся от­ношение в природе и обществе

Выделяют три группы законов:

1. всеобщие или универсальные (например, закон перехода количественных измерений в качественные);

2. общие для больших групп явлений (например, закон естественного отбора);

3. частные или специфические (например, закон оптимальной нормоуправляемости).

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы. Достаточно отметить, что в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, и даже в современных учебниках по менеджменту о них практически не упоминается, зато приводится очень много принципов управления, кото­рые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.

     Закономерности управления - это частные законы, действующие в сфере общест­венного производства.

Закономерности управления обладают следующими свойствами:

1. выявление конкретной об­щественной потребности или потребностей группы людей;

2. исследование потребно­стей на устойчивость или повторяемость;

3. исследование количественных зависимо­стей между факторами объекта и субъекта управления;

4. выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы).

Основные законы и закономерности управления приведены в таблице 1.

Таблица 1. - Законы и закономерности управления.

Группы законов и названия закономерностей Комментарий

1. Законы управления производством

1.1. Единство принципов управления на всех ступенях производства.   1.2 Пропорциональность и оптимальная соотнесенность частей организации (основного и вспомогательного производства).   1.3 Непрерывность и ритмичность кругооборота движений основных производственных фондов.     1.4 Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении.   1.5 Рациональная звенность структурных подразделений организации (управляющей и управляемой систем). Возможно в условиях однопартийной системы или строгого государственного регулирования в экономике.     Характерно для крупных организаций, построенных по принципу натурального хозяйства.   Правомерно для стабильной экономики с низким уровнем инфляции и четким выполнением сроков окупаемости затрат и оборачиваемости фондов.   Закон реализуется на основе исследования численности персонала в верхнем, среднем и нижнем звеньях управления. Существует рациональное число звеньев (подразделений) и уровней управления в организации в зависимости от сочетания факторов производства.

2. Законы организации

2.1. Закон синергии – усиления или ослабления потенциала организации.     2.2. Закон самосохранения.     2.3. Закон развития.     2.4. Закон информированности   упорядоченности.     2.5. Закон эмерджентности (единства анализа и синтеза).     2.6. Закон композиции и   пропорциональности (гармонии).     2.7. Закон рационального диапазона управления (формула В.А.Грайкунаса).   2.8. Закон Паркинсона   «Растущая пирамида».   Для любой организации существует такой набор элементов, при котором её потенциал всегда будет больше или меньше суммы потенциалов входящих в неё элементов. Каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя и использует для этого все свои ресурсы: производственный, кадровый, финансовый, технический, энергетический, научный, материальный, интеллектуальный, информационный. Каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации.   Чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет. Каждая организация стремится выбрать наиболее экономичный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры и функций.   Каждая система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотнесенности и заданном подчинении (пропорции). Число прямых единичных, прямых групповых и перекрестных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. На основе её выведены рациональные нормы управляемости: высшее руководство – от 4 до 8 человек, среднее звено – от 8 до 20 человек, нижнее звено – от 20 до 40 человек.   Закон утверждает, что существуют внутренние потребности саморазвития организации и если она не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией, то независимо от роста объема работы происходит рост числа сотрудников в среднем на 5.75% в год. Поэтому организации имеют тенденцию к самопроизвольному росту и бюрократизации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: