Метод (от греч. methodos.) – способ достижения какой-либо цели.
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия субъектов управления на управляемый объект для достижения каких-либо целей и задач.
Все методы управления применимы к трудовым коллективам в целом и к отдельным работникам в частности. Направленность методов управления всегда одна – на людей, осуществляющих трудовую деятельность.
По содержанию методы управления делят на четыре группы:
1. Регламентирующие (организационно-административные) – персоналу строго предписывают выполнение определенных действий, а также поясняют наказание в случае невыполнения задания.
Регламентирующие методы управления делят на две подгруппы:
1.1. Организационные методы – создают необходимые условия для работы персонала, поэтому предшествуют всем другим методам.
Благодаря организационным методам работа проектируется, ориентируется во времени и пространстве, нормируется, регламентируется и обеспечивается инструкциями. В инструкциях фиксируется расстановка сотрудников, их права и обязанности, нормы поведения и т.д.
|
|
Такие методы создают лишь своего рода рамки будущей деятельности, поэтому являются пассивными.
1.2. Административные методы – способы прямого, административного воздействия на управляемый объект, основанные на принципе подчиненности и прямого командования и имеющие обязательную силу для исполнителя.
Их относят к методам властной мотивации, которые ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации.
Применяя такие методы, руководитель может односторонне запрещать или устанавливать определенный порядок действий исполнителей. При этом сотрудники обычно лишены самостоятельности и инициативы, находятся в жестких рамках, нарушение которых строго наказывается.
Классификация регламентирующих методов управления приведена на рисунке 3.
Рисунок 3. Регламентирующие методы управления
2. Экономические методы – обусловлены экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
В отличие от административных, эти методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения.
Материальную мотивацию делят на два вида:
1.положительная - материальное стимулирование;
2.отрицательная - материальные санкции.
Классификация этих методов управления приведена на рисунке 4.
Рисунок 4. Методы материальной мотивации.
3. Социально-психологические методы применяются с целью повышения трудовой активности сотрудников и формирования в коллективе положительного социально-психологического климата.
|
|
С помощью этих методов раскрываются личные способности каждого сотрудника. Постоянное совершенствование личностных качеств ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности (рисунок 5).
Рисунок 5. Социально-психологические методы управления
4. Самоуправление - демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность в различных формах участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации.
Основные формы самоуправления:
а) соучастие в управлении – право работников на получение информации, выражение своего мнения, совещательного голоса;
б) соуправление – право на участие в принятии решений;
в) рабочий контроль – контроль за действиями администрации с правом «вето»;
г) самоуправление – право на прямое самоуправление предприятием на основе принципа «один человек – один голос» или на косвенное через избранных представителей.
Тема № 10. Планирование как функция управления
Функция управления — особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенный по определенному признаку.
На рисунке 6 представлена взаимосвязь основных функций управления.
Рисунок 6. Взаимосвязь функций управления.
Функция планирования выступает определяющей по отношению к другим функциям управления, которые подчинены задачам реализации плана.
Планирование – определение целей функционирования и развития социально-экономических систем, а также путей и средств их достижения.
Ключевым моментом планирования является выбор миссии и частных целей организации.
Миссия (главная цель) – четко выраженная причина создания и существования организации, качественное направление ее развития. Формулировка миссии должна отражать:
а) предмет бизнеса организации;
б) отличительные особенности выбранного бизнеса;
в) потребители, на которых ориентирован бизнес;
г) ценности, которых придерживается организация.
Выбор увеличения прибыли в качестве миссии организации является ошибочным и показывает непрофессионализм управляющего.
На основе миссии формируются цели организации.
В зависимости от значимости поставленных целей, планы разделяются на стратегические, тактические и оперативные. Стратегия, тактика и операция – слова греческого происхождения, связанные с искусством управления войсками.
Длительность планового периода называется срочностью плана. Характеристика срочности планов такова:
а) оперативные - от 1 месяца до 1 года;
б) тактические - от 1 года до 3 лет;
в) стратегические – 3- 5 лет и более.
Сроки стратегического планирования напрямую зависят от отраслей и сфер деятельности, для которых они разрабатываются. Например, в сфере информационных технологий стратегический план может быть составлен лишь на 2 года, для ОАО «РЖД» на 12 лет, для Министерства финансов РФ на 15 лет, а генеральный план застройки Ярославля на 20 лет вперед.
План может содержать не только перечень действий, но и временную последовательность их выполнения. Такой план называют графиком или расписанием.
Стратегическое планирование – это долгосрочная программа действий по распределению ресурсов организации, оценка возможных тенденций развития организации в условиях конкурентного окружения, с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
В процессе стратегического планирования необходимо ответить на следующие вопросы:
1. что надо делать? (концептуальный аспект);
2. как делать? (технологический аспект);
|
|
3. с использованием каких средств делать? (ресурсный аспект);
4. в какие сроки и в какой последовательности делать? (временной аспект);
5. кто будет делать? (кадровый аспект);
6. какой должны быть организационная структура? (организационно-управленческий аспект).
Стратегические цели, сроки, предполагаемые результаты определяются руководством высшего звена, а их реализация предусматривает участие всех уровней менеджмента.
Тактическое планирование – координирование или интегрирование управленческой деятельности руководителей, менеджеров среднего звена с целью реализации идеи, рожденной при стратегическом планировании.
Оперативное планирование – разработка менеджерами краткосрочной тактики своей управленческой деятельности для обеспечения достижения целей организации.
Эффективность планирования обусловлена тем, какими принципами руководствоваться при этом.
Различают следующие принципы планирования:
1. полнота планирования – учет всех событий и ситуаций, которые могут иметь место в развитии организации;
2. достоверность планирования – использование всех современных методов, средств, тактики и процедур планирования;
3. ясность и реализм планирования – использование точных, понятных всем формулировок;
4. непрерывность планирования – планирование рассматривается не как одноразовый акт, а как непрерывный процесс от общего к частному;
5. экономичность планирования – затраты на планирование должны быть соизмеримы с результатом, получаемым от планирования.
Деятельность менеджера при планировании включает в себя три основных направления:
1. Планирование работы организации, в том числе разработка бизнес-плана текущей работы и перспективного плана организационного развития фирмы или ее подразделения.
2. Планирование взаимодействий, в том числе с вышестоящим руководством, руководителями смежных подразделений и организаций, а также с подчиненными.
3. Планирование личного труда, в том числе составление плана (графика) работы и увязку его с личными целями и взаимодействиями в контексте плана работы коллектива.
|
|