Тема 1. Идеи и проблемы русской философия ХIХ - ХХ вв

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО  ВЯТСКАЯ ГСХА

Экономический факультет

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

Ю.П. Попов, И.Ю. Бешкарева, В.В. Грецков

 

Философия

Часть

Учебное пособие для студентов и бакалавров Вят ГСХА

Киров 2017

УДК 1(07)

ББК 87.я7

П87(07)

 

 

Попов Ю.П., Бешкарева И.Ю., Грецков В.В.  Философия: Учебное пособие. Ч.2. - Киров: Вятская ГСХА, 2016. - 114 с.

 

 

Рецензенты:

    д.ф.н., профессор кафедры истории и философии Вятской ГСХА Ненашев М.И.;

    д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии Вятского государственного университета Останина О.А.

 

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии (протокол №          от           2016 г.).

 

 

Учебное пособие содержит не только теоретический материал, но и хрестоматийные тексты по проблемам русской философии, концептуальным основам современной философии истории, методические советы по работе с научными текстами, тесты и задания по подготовке к семинарским занятиям и экзамену.

Цель пособия – изложить в системном виде связь теоретического материала с текстами первоисточников; создать методические основы организации самостоятельной работы; способствовать формированию навыков самостоятельного прочтения текстов  первоисточников.

 

© Попов Ю.П., Бешкарева И.Ю., Грецков В.В., 2016

© ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2016


 

Оглавление

Предисловие

 

Тема 1.Идеи и проблемы русской философия ХIХ - ХХ в.в. 4

1. Своеобразие истоков русской философии. 4

 2. Западники и славянофилы о своеобразии и судьбе России. 5

3. Русская идея и проблемы национального сознания. 9

4.Философия русского космизма.

5. Задания и вопросы по теме……………

Тема 2. Философия истории и проблемы современной цивилизации 40

1. Основные идеи и проблемы философии истории. 40

2. Общество как система отношений и форм деятельности человека. 41

3. Сущность и методология формационного подхода. 42

4. Особенности и проблемы цивилизационного подхода. 45

5. Концепции технологического детерминизма и постиндустриального общества 46

6. Общество: культура и цивилизация. 49

7. Задания и вопросы по теме……………

   

 

 


Предисловие

Переход к новым образовательным стандартам разных уровней и форм обучения в системе высшего образования неминуемо предполагает изменения в методике организации учебного процесса по философии.

Опыт работы авторов практикума с множеством учебных пособий приводит к выводу о том, что они, как правило, академически многословны в пересказе идей и текстов по проблемам философии в её историческом и современном состоянии. Наше стремление состоит в том, чтобы не пересказывать идеи авторов прошлого и настоящего, а предложить Вам первоисточники и помочь найти варианты их осмысления в контексте проблем современной цивилизации.  

Структурно  учебное пособие включает предисловие и три части, в каждой из которых представлены теоретические положения учебного курса, тексты первоисточников, вопросы заданий к размышлениям при подготовке к семинарским занятиям. При формировании теоретических положений курса мы выбрали форму очерков по узловым разделам программы курса. Они не дублируют полностью программу аудиторных занятий, но существенным образом расширяют круг её вопросов.

Основой Вашей является работа с текстами первоисточников. Одна из целей выбора нашей методики направлена на формирование навыков прочтения текстов. К сожалению, а это подтверждает опыт нашей работы, навыки «прочтения» текстов развиты очень слабо. Формальные установки системы обучения требуют от читателя усвоения информации, а не понимания её смысла.

Выполнение заданий к семинарским занятиям и чтение текстов первоисточников направлены на формирование у обучающихся компетенций в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом по их направлениям подготовки:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

-  готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

- способности к самоорганизации и самообразованию;

- способности анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- осознание сущности, и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

Задания к текстам даны в форме вопросов для размышлений. Попробуйте провести аналогии с привычными для Вас лабораторными занятиями по специальным предметам. Преподаватель готовит лабораторную установку, собирает материал и предлагает программу действия по достижению результата. Специфика в том, что результат при искомых начальных условиях известен. В особенностях же нашего практикума - есть «лабораторный» материал (тексты первоисточников), есть вопросы для размышлений (программа), а вот результат будет напрямую связан с уровнем Вашей подготовки, интеллектуального интереса и эрудиции. Возможно, тексты придется перечитывать по нескольку раз. Это обычное состояние познавательной деятельности. Но получив результат, Вы сможете понять цели чтения текстов. Прочтение помогает осваивать смысл, если Вам это удалось сделать, то информация становится личностным знанием.

Философия может проявлять себя как учебный курс и как способ осмысления реальности.

Как правило, недостаточно ясно поводится различие этих аспектов. Это порождает прагматическую неопределенность в освоении философского знания. В замыслах практикум есть намерение провести связь этих аспектов. Таковая потребность есть. Философия имеет для человека свой личностный внутренний (трансцендентный) смысл и это, согласно опыту истории, не нужно доказывать. В случаях, когда философия публично выходит в учебные аудитории или в какой – то иной контакт общения с аудиторией – она преображается в своем намерении проявить обретенную опытом размышлений мудрость. А мудрость в том, чтобы не поучать, а соразмерно (Степин В.С.) размышлять. Когда – то нам приходилось слушать лекцию зарубежного философа. Ответом на один из вопросов наших слушателей прозвучала его реплика о том, «что мы слушаем улицу и возвращаем свойственные им мысли, но уже облаченные в философскую форму». Так вот для того, чтобы философия могла иметь соразмерный восприятию слушателей смысл она должна выражать себя не языком трансцендентной метафизики, а языком размышлений эпохи. Современная эпоха «разговаривает» на языке публицистики. И в этом есть свой смысл. Этот язык создает поле бифуркаций для размышлений человека. Но бифуркация это не просто точка разветвлений и выбора – это узелок ответственности за свой выбор. Именно в этой точке разветвлений проявляется мировоззренческий и методологический смысл положений философии, а также и методология выбора целей и путей познания.

Представьте себе тихую и спокойную водную гладь пруда, на берегу которого сидят три мудреца и созерцают эту гладь. Каким – то образом в воду упал камень. На поверхности водной глади стали разбегаться круги. Один из мудрецов стал восхищаться красотой своего созерцания. Другого мудреца удивляла геометрия процесса разбегания волн. Третий мудрец нырнул в глубины, чтобы понять истоки волн. Конечно – же, он вскоре появился на поверхности воды, и объяснить причин процесса не смог. А стремление понять сущее сохранилось и рано или поздно эти три взгляда на мир в плане историческом стали обретать формы философских систем восприятия мира. В актуальном плане возможны разные типы и оттенки восприятия мира и каждый из них по своему выражает познавательные ориентации человека. Мышление философское допускает многообразие разных точек зрения. Но есть некий предел. И этот предел в ответе на вопрос «а как же камень оказался на поверхности водной глади?». В этом пределе заключались и заключаются принципиально разные ответы мыслителей прошлого и прагматические намерения элиты времени настоящего.

В текстах первоисточников сохраняется намерение представить разные и интеллектуально искренние ответы мыслителей прошлого и настоящего времени на экзистенциальные вопросы бытия человека и общества.    

 

 

Тема 1. Идеи и проблемы русской философия ХIХ - ХХ вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: