Своеобразной вершиной размышлений на тему «Русская идея» стала книга Н. А. Бердяева “Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века” (Париж, 1946). В отличие от В.С. Соловьева он выделял собственные национальные, духовно-метафизические основы самосознания России. Россия не смогла духовно принять новоевропейский гуманизм с его рационализмом и формальной логикой. Нужно движение вперед к эпохе Св. Духа, к новой коммюнотарности (общественности, соборности).
В основных выводах этой темы заложены положения:
1. В истории России было несколько периодов: Киевская Русь, Русь татаро–монгольского периода, Московская Русь, Петровская Россия и Советская Россия. Возможно, что будет еще новая Россия;
2. Смена России происходила всегда в катастрофических формах;
3. Двойственность русской души;
4. Апокалипсис русской души.
Н.А. Бердяев на основе своей интерпретации темы «Русская идея» исследовал духовную историю России, духовные мотивы действий человека в различных исторических ситуациях. Оказалось, что экзистенциальные особенности российского национального самосознания отчетливо проявляют себя в экстремальных ситуациях.
|
|
В основах публицистики Н.А. Бердяева была его философия. Как мыслитель он прошел сложный духовный путь своей эпохи, в том числе и увлечение марксизмом. Но в марксизме он не нашел решения проблемы человека и создал свое учение. В отличие от марксизма, основы сущности человека он определял через его духовность как внутреннее, творческое состояние человека.
Целью своей философии он ставил оправдание человека. И эту цель он выразил в ряде работ 1913-1916 г. г. Человек оказался «в плену необходимости» и зависимости от общества. Смысл оправдания человека он видел в преодолении отчуждения и утверждения своего «Я» и достоинства. Человеку изначально дана свобода выбора. Н.А. Бердяев выходит за пределы социологического толкования свободы как независимости от внешних условий. Свобода – это внутренне, нравственное состояние человека и он должен выбрать творчество, смысл которого - формирование собственного «Я».
Яркой страницей его публицистики была книга «Истоки и смысл русского коммунизма» (1936 г.). Идея коммунизма появилась на Западе, а свое воплощение находит в России. Почему это стало возможным и каковы же духовные основы этого выбора? Из размышлений мыслителя можно извлечь много полезных уроков для оценки современности.
Признание идей Н.А. Бердяева прозвучало в послании президента России Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2013 г.:
«И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.
|
|
Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию». (сноска)
Современный аспект темы «Русская идея» связан с поисками общенациональной российской идеи, которая смогла бы духовно сплотить разные слои общества.
Философия русского космизма
Материалы по теме
· Дарья ЕФРЕМОВА