Своеобразие истоков русской философии

Духовные основы  России формировались под влиянием западной и восточной цивилизаций.  Очевидно, что в сознании современного человека ассоциации, скорее всего, связаны с географическим смыслом Запада и Востока. Это не совсем так. В данном случае речь идет о различиях западной (римской - католической) и восточной (византийской) цивилизаций.

С распадом Римской империи  на западную и восточную части сложились исторически сложные отношения римского католического христианства и византийского православия.  

С падением Византии (1453 г.) уже в период Московского княжества (Иван III) появилась концепция «Москва — Третий Рим». В этой концепции была выражена идея духовной и политической преемственности Московской Руси и  Византии.

В ноябре 2014  в Москве проходила  конференция «Москва — Третий Рим». На ней обсуждались  предпосылки возникновения идеи Московского царства как преемника Византии, идея «Москва - Третий Рим». Общий смысл выступлений участников этой конференции сводился к тому, что понять реальную и духовную историю России… весьма сложно.

В ХYIII – XIX в.в. российское просвещение свои акценты сделало на ассимиляции идей западной культуры. Это привело к тому, что  на рубеже XIX – ХX вв. предпочтение было отдано западной философии в форме марксизма и вариаций позитивизма.  

Публичное признание русской философии в XIX веке было весьма противоречивым. Официальная позиция прозвучала в резолюции попечителя просвещения князя Ширинского-Шахматова, «польза от философии весьма сомнительна, а вред очевиден». На основе этой резолюции в 1850 г. император Николай I ограничил преподавание философии в светских учебных заведениях. В советской России были свои идеологические причины для изоляции идей русской философии.

В последние десятилетия происходит открытие русской философии и это выражается в очень широком диапазоне. Можно достаточно ясно вести речь о направлениях и общезначимых идеях в полемике мыслителей и философов.

2. Западники и славянофилы о своеобразии и судьбе России

Основным вопросом дискуссий XIX в. был вопрос о месте и роли России в мировом сообществе. В ходе дискуссий сложилось два направления: западники и славянофилы. Западники считали, что Россия должна освоить и пройти духовный путь Запада.

У истоков дискуссий был П. Я. Чаадаев (1794–1856). Он пережил духовный опыт надежд и разочарований эпохи императора Александра. Основная тема философии П.Я.Чаадаева — историческая судьба России.

В 1829 г появились философические письма. Реакция на письма была неоднозначной. Официальная реакция – «Чаадаев сумасшедший». Иную оценку образно выразил А.И. Герцен и он сравнивал их появление с «выстрелом в ночи».

Ведущие темы размышлений П.Я. Чаадаева:

1. Исторические истоки сложного и двойственного положения России;

2. Почему в России все происходит таким странным образом. «Одинокие - мы пришли в этот мир и ничего не дали этому миру» (П.Я. Чаадаев), «хотели как лучше, а получилось как всегда» (В.С. Черномырдин) и т.д.;

3. Тема «самоуничижения» национального самосознания. Удачный термин нашел уже в XX веке Н.А. Бердяев. Смятение и растерянность национального самосознания выразил современник П.Я. Чаадаева - В. Печерин:

Как сладостно отчизну ненавидеть

И жадно ждать её уничтожения!

И в разрушении отчизны видеть

Всемирную десницу Возрождения!

Драма первого русского диссидента была в том, что он поверил в ценности Запада, принял их, но со временем разочаровался в них и, но вернуться в Россию уже не смог.

П.Я. Чаадаев, в отличие от В. Печерина был патриотом России и верил в её будущее, при условии, если она (Россия) освоит духовный опыт Запада.

Идеи движения западников в разных формах выражали А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1877), М. А. Бакунин (1814-1876), В. Г. Белинский (1811-1848).

Общий смысл позиции славянофилов сводился к тому, что Россия самодостаточна и не нуждается в опыте Запада. Духовные основы целостности России: «Православие, Самодержавие, Народность». Основы государственного устройства России связывали с монархией, земством и общиной. В философии отчетливо выражали идею «Всеединства», вариациями которых стали идеи «Соборности» и «Софийности». В эволюции этого направления можно выделить два периода: ранние и поздние славянофилы. Лидерами ранних славянофилов были А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С.Аксаков (1817-1860).

Среди поздних славянофилов самой яркой личностью был Н.Я. Данилевский (1822-1885) – ученый-биолог, государственный деятель. На вопрос «почему Европа враждебна России?» он ответил книгой «Россия и Европа».

В этой книге представлена одна их вариаций цивилизационного подхода в философии истории - теория культурно-исторических типов.

Основные положения:

1. В истории цивилизаций он выделял 10 культурно-исторических типов. В веке ХIХ преобладают германо-романский и славянский типы культуры;

2. В основах культурно-исторических типов - духовное начало;

3.Цивилизации подобно организмам проходит этапы развития: зарождение, рост, расцвет, гибель (закон краткости периодов цивилизации). По его размышлениям германо-романская цивилизация на грани упадка, а славянская цивилизация – в стадии роста;

4. Культурно-исторические типы замкнуты и самодостаточны, духовные основы взаимно не передаются (закон непередаваемости цивилизации);

5. Любой из народов может стать культурно-историческим типом в том случае, если он способен выразить себя духовно и обладает политической независимостью (закон сродства языков и политической независимости).

Современный аспект проблем дискуссий западников и славянофилов ХIХ века:

1.Россия вновь перед выбором между Западом и Востоком. Решение этого выбора – область новейшей истории;

2.Размывание смысла позиций западников, западничества и «западничанья».

Западники были патриотами России. Призыв – использовать опыт Запада. Цель укрепить основы России. Западничество ХIХ и ХХ вв. – перестроить Россию по западным моделям общественного устройства. Цель – изменить традиционные духовные основы России.

Особое место в дискуссиях западников и славянофилов ХХ века выразили представители евразийства. К основателям классического евразийства относят Н.С. Трубецкого (1890 — 1938), П.Н. Савицкого (1895 — 1965), Г.В. Флоровского (1893 — 1979), Г. В. Вернадского (1877-1973). В своем понимании философии истории они исходили из идей цивилизационного подхода (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер).

Геополитический смысл программы евразийства. В истоках России они видели влияние многообразия византийских, «восточных», славяно-европейских начал, каждое из которых оставляло свои следы в культуре и в общественном устройстве. В силу этого нельзя рассматривать Россию только как часть европейской цивилизации. Россия занимает особое географическое положение и может стать основой для формирования геополитического пространства.

3.Русская идея и проблемы национального сознания

В содержании темы «русская идея» отчетливо проявлялся экзистенциальный смысл исторического своеобразия России, национального сознания и призвания русского народа в истории. К этой тема обращались Соловьев В.С. (1853 - 1900), E. H. Трубецкой (1863 - 1920,), В. В. Розанов (1856 – 1919), Н.А. Бердяев (1874 - 1948), С. Л. Франк (1877 - 1955), Г. П. Федотов (1886 – 1951), И. А Ильин (1883 – 1954), Л. П. Карсавин (1882 - 1952) и другие.

3.1. Русская идея в творчестве В.С. Соловьева

Ранние работы В.С. Соловьев начинал с критики западного рационализма. Что он заметил? Западный рационализм обращен к разуму человека, но суть целостного, «живого» человека не раскрывает. «Целостный» человек и стал предметом его философии. Свой духовный путь он выразил в смысловых переходах от знания к целостному человеку, от целостного человека к целостной жизни. В целях своего учения он закладывал идею синтеза истины, добра и красоты. Эту цель он пытался выразить в книге «Оправдание добра». В завершенном виде ему удалось выстроить учение о нравственности, в основах которой заложено добро. Добро не нуждается во внешнем обосновании, оно изначально заложено в природе человека. Позволяет ли реальная жизнь реализовать это начало человека? Ответ он давал через анализ нравственности и разных сфер жизни общества (экономика, право и т.д.). Всякий раз он получал неутешительные ответы.

 Основания его философии невозможно представить без идей «Всеединства», «Соборности» и «Софийности». В явном или же неявном виде они были выражены и в его публицистике. Круг её проблем был очень разнообразным и содержательно острым. Ведущими были проблемы русской идеи, панмонголизма, добра и любви и т.д.

Из дискуссий западников и славянофилов вызрела тема «Русская идея. Известно, что это понятие впервые прозвучало в размышлениях Ф.М. Достоевского и экзистенциальный смысл нашло в докладе В.С. Соловьева на тему «Русская идея» (1888 г.). В этой теме отчетливо звучал вопрос о смысле существования России во всемирной истории. Россия – сложное образование, но, тем не менее, она обладает целостностью. Поиски направлены на обоснование духовных основ этого состояния. Идея «Всеединства» стала основой его философии истории. Он писал о том, что субъектом исторического процесса является не какой – либо отдельный народ, а всё человечество. Каждый из народов способен проявить и выразить себя как часть целого, как часть человечества. Возможности реализации целостности он связывал с Россией и с христианским преображением жизни, построенной на началах истины, добра и красоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: