Масштабы и основные проблемы

     2.1 Развитие теневой экономики в России.

    Теневая экономика заслуженно привлекает все большее внимание отечественных исследователей, так как растет понимание того, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, а о более серьезном явлении, которое в значительной степени определяет лицо современного российского хозяйства. Общеизвестно, что теневая экономика — отнюдь не порождение перестройки. Она прекрасно существовала и в советский период [14, c. 25]. В то же время теневая деятельность претерпела серьезные метаморфозы. Прежде всего, заметно возросли ее масштабы. И хотя довольно сложно получить сопоставимые и достоверные данные, большинство экспертов в этом отношении солидарны.

  Теневая экономика качественно разнородна, как и ее субъекты, их движущие интересы, поэтому возможны различные критерии разграничения  ее элементов. Соответствующие типажи, определяемые особенностями сфер функционирования и используемых методов  образуют своего рода пирамиду [6, c. 5]:

- место на «вершине пирамиды», по мнению экспертов, занимают некоторые коррумпированные представители региональной бюрократии, обладающие значительным влиянием; работники корпораций и торговых фирм, государственных и акционерных предприятий, некоторые коррумпированные работники правоохранительных органов и криминальные авторитеты;

- место в «центре» эксперты отводят менее влиятельным представителям тех же социальных групп, уже представленных на вершине иерархии, а также предпринимателям и некоторым высокооплачиваемым профессионалам из числа специалистов, связанных с деятельностью теневых структур;

- в «основании пирамиды», по мнению экспертов, находится значительная часть специалистов, представителей трудовых коллективов государственных и частных предприятий, а также безработные и переселенцы, оплата труда которых зависит от деятельности теневых структур [3, c. 71].

Августовский кризис 1998 года привел к значительным переменам российской экономике. Произошло слияние теневых структур с вновь формируемыми рыночными институтами. Это, в свою очередь, обеспечило теневым структурам рост их конкурентных возможностей в различных секторах современной экономики. Слияние легальных и теневых структур, а по сути формирование мафиозных структур, безусловно, усилило угрозы последних, сделало их более опасными, обеспечивая достижение целей любыми средствами. Кроме того, произошли сдвиги по отдельнымэлементам теневой деятельности: если в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий, то в постсоветское время существование незарегистрированных предприятий становится нормой хозяйственной жизни. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство. Расширилась "тень" и по другим направлениям. Как и прежде, скрываются хозяйственные операции. Но главное все-таки в ином – в качественной трансформации функций теневого сектора и теневых отношений, связанной с переходом от советской к постсоветской хозяйственной системе [14, c. 22].

Итак, за годы реформ теневая экономика заняла в российском обществе качественно новую нишу. Раньше она выступала в роли антагониста идеологической системы и командной экономики, хотя и компенсировала определенные изъяны последней. Теперь же она и официальная экономика имеют общую рыночную основу и в некоторой  мере общую идеологическую базу.

 

2.2 Оценка масштабов теневой экономики в России.

Известно, что в настоящее время в России объем теневых доходов, с которых граждане не платят налоги, не сокращается. Об этом свидетельствуют и материалы Федеральной службы государственной статистки, и расчеты независимых экспертов. В «тени» по-прежнему производится скрытая оплата – это не только пресловутые «конверты», которые выдаются помимо бухгалтерских ведомостей. Так же осуществляются расчеты с продавцами на рынках, так же передаются деньги за строительные и ремонтные работы. В «тени» функционируют многие предприятия малого бизнеса. Словом, это широко распространенная у нас практика.

В то же время в экономической теории трудно найти пример другого явления, сравнимого по масштабам с теневой экономикой, которое было бы настолько слабо изучено [1, c. 11].

Вообще, оценка теневого сектора экономики – весьма сложная задача, поскольку «теневики», очевидно, не испытывают желания показывать масштабы своей деятельности и не докладывают статорганам о размерах своего реального хозяйственного оборота. Следовательно, прямая и стопроцентно статистически достоверная оценка масштабов «затенения» невозможна. Кроме того, применение различных методов обычно приводит к значительным расхождениям в результатах. Однако сейчас все государства (и Россия в том числе) стремятся учитывать теневую экономику в объемах производства [6, c. 4]. В настоящее время Россия занимает шестое место в мире по объемам теневой экономике, уступая лишь Нигерии, Египту, Грузии, Азербайджану и Македонии [2, c. 18]. По данным Госкомстата, теневая составляющая российской экономики достигла критических величин: доля нелегального сектора в ВВП России официально оценивается в 25%. Однако специалисты МВД оценивают ее в 45 – 50%, а опираясь на ряд косвенных показателей, можно утверждать, что этот процент еще выше [6, c. 4]. Если верить оценкам экспертов, то это означает, что теневая экономика в России находится на среднем уровне для развивающихся стран, примерно в 2 раза превосходит другие страны с переходной экономикой [7, c. 20].                    

  Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. К сожалению, некоторые сферы практически полностью ушли в «тень». Так, по данным Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 10% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 54%, так как магазины, чтобы хоть как-то конкурировать с рынками, которые не платят налоги, вынуждены хитрить, тоже уходить от уплаты налогов [5, c. 6]. Кроме того, в нашей стране постоянно появляются какие-то новые и не очень легальные виды бизнеса. Также есть основания считать, что в теневой экономике задействовано 50% представителей легального корпоративного бизнеса, в том числе посреднические фирмы, оффшорные компании и банки. Они ежегодно скрывают 70 – 80 млрд рублей налоговых платежей и оставляют за рубежом 1,2 – 1,5 млрд долларов [13, c. 35].

О малом бизнесе стоит сказать, что он, по крайней мере, на 50% работает в «тени» [10, c.9]. Связано это может быть с тем, что условия для малого бизнеса созданы далеко не идеальные. И в то же время контроля тоже не хватает. Как бы то ни было, общие бюджетные потери от этого сектора бизнеса составляют ежегодно 12 – 15 млрд рублей. Из тысяч фирм, разного рода АО, товариществ, финансовых организаций, функционирующих с формальной временной легитимностью или без всякой регистрации, 35% не представляют никакой отчетности и не платят налогов, каждое пятое указывает лишь 15% своих доходов, 90% ведут двойную, тройную бухгалтерию [13, c. 36]. Кроме того, удивительным парадоксом нашей экономической статистики является то, что к теневой экономике, к ее неформальной, неофициальной группе, принято относить товары и услуги, отнюдь не подпольно произведенные в домашнем хозяйстве. Получается это потому, что в валовой внутренний продукт не включается продукция частных хозяйств.

Ниже представлены некоторые оценки теневого сектора в разных отраслях: сельское хозяйство – 71%; жилищное хозяйство – 58,5%; торговля и общественное питание – 54,8%; непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 28,1%; транспорт – 14,8%; здравоохранение и социальное обеспечение – 13,8%; строительство – 10,7%; управление – 8,1%; промышленность – 6,8; образование, культура и искусство – 5,6% [5, c.8].

В целом же теневая экономика уводит из консолидированного бюджета 350—420 млрд рублей налоговых платежей [13, c. 36].

2.3 Основные факторы и условия развития теневого сектора в России.

Известно, что условия для теневой экономики формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том числе криминальной экономики. Кроме того, до настоящего времени в нашей стране отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушение предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов, что создает дополнительные нарушения очередности платежей. Также существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем. И в дополнение ко всему, отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушенй. Кроме того, в значительной степени не регламентировано обращение капиталов внутри промышленно-финансовых групп [18].

Вообще можно выделить несколько факторов, определивших масштабы и степень распространения теневого сектора в экономике нашей страны. При этом существуют как общие, «фоновые» факторы,  так и факторы относительно краткосрочные, действующие в течение определенных периодов времени.

Первым «фоновым» фактором можно считать присущие России с давних времен традиции противостояния граждан государству, то есть «незаконосообразное» по отношению к государству поведение граждан – обман ими государства в той или иной форме – не является предметом морального осуждения со стороны общественного мнения.

Второй «фоновый» фактор возник вместе с разрушением партийно-государственных структур СССР и заключается в резком снижении уровня и действенности защиты государством легальных правомочий собственности. Речь идет как о возникновении и весьма медленном заполнении законодательных ниш, так и о неисполнении имеющихся указов и законов. Следует отметить также низкую эффективность судебной системы разрешения конфликтов, особенно в части исполнения принятых судебных решений.

В числе факторов временного действия необходимо выделить прежде всего «стартовые», относившиеся к самому началу нынешних реформ.

Во-первых, здесь необходимо отметить введение договорных цен на внеплановую продукцию государственных и всю продукцию негосударственных предприятий. А также само разрешение создавать подобные предприятия.

Во-вторых, важным стартовым фактором стала либерализация значительной части цен, сочетавшаяся с ликвидацией института плановых поставок, переходом к самостоятельному поиску партнеров на рынке, неразвитостью банковской сети, а также и высокими темпами инфляции.

Кроме того, определенную роль в формировании нынешних масштабов неформального сектора сыграл фактор, обусловленный особенностями чекового этапа приватизации и связанный с закрепленными льготами для трудовых коллективов.

И конечно же, необходимо отметить один из наиболее значимых факторов поддержания и расширение теневого сектора такой, как налоговая политика государства – начиная с величины налогового бремени и кончая конкретными правилами изъятия налогов. Непомерно высокий уровень налогообложения обрекает многие предприятия на разорение, если они не выведут часть своих доходов в теневую сферу [8, c. 24 – 26].

В заключение можно сказать, что, учитывая все вышеперечисленное, справедливо будет утверждение: теневая активность предприятий – это реакция на неадекватное регулирование государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: