Глава 1. Общие рекомендации по организации личностного развития подростков и формированию коллективов

Методические рекомендации по организации личностного развития старших подростков (формированию и совершенствованию soft skills) и формированию коллективов

 

Авторы: Макаров Ю.И.,

психолог-профконсультант

Фетисова И.П.,

зам. руководителя РСРЦПОЖН

 

Смоленск

2019

 

В настоящем пособии описаны рекомендации по организации личностного развития и формированию коллективов старших подростков (14-17 лет) в условиях дополнительных учебных или внеучебных занятий,лагерных смен, развивающих мероприятий. Помимо теоретических рекомендаций представлен комплекс тренинговых занятий, направленный  на реализацию указанных выше задач, с подробным описанием каждого тренинга.

Пособие предназначено для  организаторов развивающих, трансформирующих площадок для подростков, классных руководителей, кураторов, вожатых лагерных смен, руководителей дополнительных курсов и  занятий.

Данное издание можно использовать как источник общих рекомендаций по организации внутреннего развития и формированию коллективов подростков, как описание конкретной системы развивающих тренингов и как источник отдельных упражнений и игр для различных мероприятий и ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ И ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВОВ.. 6

1.1 Общие характеристики компонентов личности. 6

1.2 Рекомендуемые «мишени» личностного развития в старшем подростковом возрасте. 7

1.3 Особенности организации тренинговой формы развивающих занятий. 8

1.4 Способы проверки эффективности тренинговой работы.. 10

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ «ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ». 12

2.1 Пояснительная записка. 12

2.2 Содержание занятий. 17

Занятие 1. Первичное знакомство. 17

Занятие 2. Самораскрытие. 23

Занятие 3. Сплочение группы.. 29

Занятие 4. Принятие общегруппового решения. 34

Занятие 5. Групповые роли. 38

Занятие 6. Эмоциональный интеллект. 41

Занятие 7. Креативность. 46

Занятие 8. Нацеленность на саморазвитие и самоаудит (рефлексию) 51

Занятие 9. Умение общаться. 55

Занятие 10. Самопознание. 59

Занятие 11. Поведение в ситуации неопределенности. 65

Занятие 12. Психологическая гибкость. 70

Занятие 13. Подведение итогов. 74

Занятие 14. Интересные игры.. 79

Завершающие упражнения. 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 87

 

 





ВВЕДЕНИЕ

Старший подростковый возраст является одним из самых сложных этапов перехода человека из детства во взрослую жизнь. Для успешного прохождения данного периода каждому подростку необходимо решить определённые возрастные задачи, преодолеть некоторые характерные возрасту трудности. В качестве основных задач старшего подросткового возраста в психологии развития выделяют нравственное и профессиональное самоопределение. В процессе нравственного самоопределения подросток отвечает на вопрос «каким быть?» (формирует своё мировоззрение), в процессе профессионального – «кем быть?» (осуществляет профессиональный выбор).

Решение данных возрастных задач подразумевает становление подростка субъектом собственного самоопределения, но не объектом чьей-то профориентационной или иной деятельности. В свою очередь, проявление себя в качестве субъекта самоопределения требует от взрослеющего человека определённого уровня развития познавательных и эмоционально-волевых процессов, а также готовности к такому развитию в целом. Недостаточность рефлексивных и коммуникативных способностей, мотивации к работе над собой создают существенные препятствия на пути эффективного субъектного самоопределения старшего подростка.

С другой стороны, именно этот  возраст является сензитивным (восприимчивым) к развитию самостоятельности, рефлексивных, коммуникативных и творческих способностей.

Данные факторы обусловливают эффективность и целесообразность организации личностного развития старших подростков. Такая работа позволяет ускорить, качественно изменить процесс решения возрастных задач подростками.

Успешно организовать личностное развитие старшего подростка позволяет профессиональная деятельность педагогических, психологических или социальных работников. И все же в первую очередь именно семья вносит вклад в личностное совершенствование взрослеющего человека. Однако в данном пособии предлагается рассмотреть вопросы организации личностного развития старших подростков в специально созданных психолого-педагогических условиях. Это могут быть учебные или внеучебные дополнительные занятия, лагерные смены, длительные развивающие мероприятия и т.д.

Работу, направленную на внутреннее развитие старшего подростка, можно осуществлять в виде индивидуальных или групповых занятий. В большинстве случаев, индивидуальные занятия организуются с подростками при необходимости решить какую-либо специфическую проблему, которая требует личного обсуждения. В остальных случаях целесообразно организовывать групповые тренинговые занятия. И.В. Вачков в своей работе «Основы технологии группового тренинга» описывает преимущества групповой работы по сравнению с индивидуальной [4]. Помимо экономии времени и трудовых ресурсов, в качестве основных преимуществ можно назвать возможность получения подростком обратной связи от других членов группы, доступ к жизненному опыту всех участников тренинга, реализация в группе «общества в миниатюре», в котором легко выявить неконструктивные модели поведения подростка в процессе социального взаимодействия и организовать тренировку конструктивных моделей. Все эти преимущества в полной мере реализуются при организации именно тренинговой работы с подростками. Под «тренингом» авторы пособия подразумевают активное обучение группы участников посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии.  Популярная классно-урочная форма групповой работы не дает возможности организовать настолько же активное, не стеснённое, и в то же время продуктивное общение между участниками. Поэтому для организации личностного развития более эффективной формой считается именно тренинговая работа.

Некоторые возрастные особенности старших подростков также обусловливают эффективность использования тренинговой формы работы в этом возрасте. Такими особенностями являются высокая потребность в общении, восприятие подростком мнений сверстников как наиболее авторитетных, сензитивность к развитию рефлексивных способностей и другие.

В свою очередь, используя тренинговую форму работы, специалист, с одной стороны, сталкивается с необходимостью формирования сплочённого коллектива, с другой стороны, получает возможность для эффективного развития способности подростка работать и взаимодействовать в группе. Кроме того, именно такая форма занятий помогает подросткам легче проходить адаптацию в новых коллективах и новых условиях. Это и  обусловливает включение в тему данного пособия вопроса формирования подросткового коллектива.


 


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ И ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: