Особенности организации тренинговой формы развивающих занятий

Тренинг как развивающая форма работы с группой участников имеет определённые особенности, отличающие её от других форм. Наиболее общими чертами тренинговых занятий являются: наличие определённых правил, принципов, реализуемых в тренинге, применение активных методов работы, атмосфера доверия и психологической безопасности, использование рефлексивных упражнений и расположение участников в кругу для организации комфортного общения.

Принципы, которые будут реализованы в развивающей работе, выбираются в зависимости от цели тренинга и используемых методов и методик. Наиболее распространённые тренинговые принципы:

- Принцип гуманистического отношения к личности: поддержание уважительного отношения к каждому участнику тренинга, создание атмосферы принятия, дружелюбия.

- Принцип конфиденциальности: неразглашение информации о происходящем на тренингах с целью создания доверительной обстановки, способствующей самораскрытию.

- Принцип активности: участникам предлагается активно участвовать в тренинговой работе для наибольшей пользы занятий.

- Принцип «здесь и сейчас»: в процессе работы анализируются только процессы и явления, происходящие во внутреннем мире участников или в тренинговой группе в настоящий момент, за исключение специально оговорённых ситуаций.

Помимо реализации принципов в содержании тренингов, в начале тренинговой работы вводятся определённые правила для всех участников на основе их добровольного согласия. Данные правила позволяют внедрить выбранные принципы в развивающие занятия. В правилах рекомендуется описывать требования к поведению участников наиболее конкретно для предотвращения их двоякого толкования. Примеры правил:

- Правило одного микрофона:

Когда говорит один участник тренинга, другие слушают. Если кто-то хочет взять слово, он поднимает руку и ждет окончания речи предыдущего выступающего.

- Конфиденциальность:

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы. При необходимости рассказать какую-либо информацию об участниках тренинга или о происходящем на тренинге, следует предварительно получить на это разрешение у её изначального источника.

Для успешного самопознания и трансформации личности в конце большинства упражнений обычно организуется обсуждение (рефлексия). Оно строится на основе определённых вопросов, направленных на отражение впечатлений участников от упражнения, сложных моментов в работе, способов их преодоления, выводов из упражнения и т.д.

С целью эффективного формирования сплочённого коллектива в процессе тренинговой работы рекомендуется создавать определённые условия: доброжелательную, безопасную атмосферу тренинга; активную совместную деятельность, направленную на достижение общей цели, значимой для всех участников; ведущему рекомендуется демонстрировать поведение, отражающее модель эффективно функционирующего участника группы.

Тренинговое занятие в большинстве случаев имеет определённую структуру:

1. Разминка: упражнения вступительной части направлены на постепенное включение участников в работу, представляют собой интеллектуальную, физическую или психологическую разминку.

2. Основная часть: упражнения направлены на реализацию основной цели занятия.

3. Заключение: содержит завершающие упражнения, направленные на подведение итога тренинга, создание положительного эмоционального настроя, атмосферы завершённости.

Длительность тренингового занятия может быть различной, в большинстве случаев от 1 до 2,5 часов. Это зависит от специфики упражнений, аудитории и технических возможностей ведущего и участников.

Существует несколько распространённых видов активных тренинговых методов.

Одним из таких видов являются игровые методы. Различные типы игр используются в тренинговой работе повсеместно, не только при работе с детьми или подростками, но и со взрослыми. Игра с одной стороны характеризуется символичностью, так как моделируемые ситуации зачастую не являются реально существующими или несколько изменены по сравнению с реальными. Это позволяет участникам не воспринимать их полностью серьезно, снижает градус напряжённости, снимает некоторые «психологические защиты», повышает мотивацию участия. С другой стороны, в игре реализуется реальная деятельность, при правильной организации способствующая развитию, формированию умений и навыков, усвоению новой информации. Это обусловливает популярность и эффективность игровых методов в тренинговой работе. Игры могут быть дидактическими, ситуационно-ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными и т.д.

Также в тренингах используются различные дискуссионные методы. Это позволяет рассмотреть какую-либо проблему с разных сторон, прояснить отношение к ней каждого члена группы, использовать метод «мозгового штурма» для поиска решений.

Методы развития социальной перцепции строятся на основе предоставления участниками друг другу обратной связи касательно каких-либо аспектов поведения, деятельности и т.д. Данные методы очень полезны для развития рефлексивных навыков, самопознания.

Иногда в тренинговой работе применяются медитативные методы. Часто они используются для обучения техникам релаксации. Однако не рекомендуется использовать в тренингах медитативные практики в случае отсутствия специального образования, а так же недостаточного навыка ведущего по их реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: