Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.
дефицит бюджета классифицируют по таким критериям:
- по форме проявления: открытый (официально провозглашенный в законе о бюджете на соответствующий год) и скрытый (не определенный официально, проявляется в повышении плановых объемов доходов, включенных в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита).
Скрытый дефицит бюджета содержит в себе такие составляющие:
- финансирование государственными предприятиями излишней занятости в государственном секторе и выплаты ими заработной платы по ставкам, более высоким, чем рыночные, за счет банковских займов или путем накопления взаимной задолженности;
По причинам возникновения: вынужденный (следствие недостаточности финансовых ресурсов у государства, низкий уровень производства ВВП) и сознательный (следствие финансовой политики государства).
По направлениям дефицитного финансирования: активный (из-за направления денег в развитие экономики для роста ВВП) и пассивный (для покрытия текущих затрат).
|
|
Государственный долг определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты. результат финансовых заимствований государства, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета
Государственный долг может быть представлен в форме:
1)кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени государства как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2)государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени государства;
3)договоров и соглашений о получении государством бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы государства;
4)договоров о представлении государству государственных гарантий;
5)соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени государства, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет.
Государственный долг подразделяют на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний долг.
Внутренний государственный долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.
Внешний государственный долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке, другим странам и международным экономическим организациям.
|
|
Основными причинами бюджетного дефицита и увеличения государственного долга являются:
1.Возникновение чрезвычайных обстоятельств (войн, больших стихийных бедствий).
2.Низкая эффективность общественного производства; высокий потенциальный вес убыточных предприятий в общем их количестве;
3.Нерациональная структура бюджетных расходов.
4.Несовершенство налоговой системы.
5.Некомпетентность руководства государства, его неспособность держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
6.Большие расходы на содержание силовых структур.
7.Предоставление бесплатной помощи другим государствам.
8.Невозможность получения долгов от других государств.
9.Неудовлетворительная работа государственных служб, в компетенцию которых входят сбор налогов и других отчислений.
10.Кража средств госбюджета.
11.Необходимость осуществления в особенно больших размерах государственных вложений (инвестиций) в экономику.
Билет 13.
Принципы государственной службы.
Стратегия организации.
Сущность и основные цели региональной политики.
Принципы государственной службы.
Государственная служба -профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.
Принципы государственной службы:
1) верховенство Конституции РФ, законов РФ над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями.
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
3) принцип равного доступа к государственной службе;
4) принцип обязательности для государственных служащих решений, принимаемых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законом.;
5) принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
6) принцип гласности в осуществлении государственной службы;
7) принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
8) принцип внепартийности и вне религиозности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.
Все государственные должности можно подразделить на три категории:
1) государственные должности категории А: должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.);
2) государственные должности категории Б: должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А;
3) государственные должности категории В: должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.