Показатели социально-экономического развития региона

На уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

- ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

- средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей; уровень образования;

- уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

- уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

- состояние окружающей среды; равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса; обогащение культурной жизни людей.

Билет 15.

Методы определения отраслей рыночной специализации региона

Эволюция экономической роли государства 

Общественное мнение как элемент социального управления

 

Методы определения отраслей рыночной специализации региона.

1) сопоставление факторно-размещенческих показателей отраслей (энергоемкость, трудоемкость и т. д.) с соответствующими порайонными экономическими характеристиками (энергоэкономическими, трудоэкономическими и т. п.).

2) оптимизационные и балансовые расчеты.

3) методика определения экономической эффективности производства и капитального строительства (Т. С. Хачатуров и др.). Показатели характеризуют соотношение результатов и затрат производственной деятельности на разных уровнях принятия решения (предприятие, отрасль, район, страна).

4) метод определения экономических границ равных производственно-транспортных издержек по одноименной или взаимозаменяемой продукции с последующей корректировкой балансами производства и потребления.

Большая роль при определении размещения и развития предприятий и отраслей принадлежит балансовым расчетам. Наряду с выявлением сравнительной порайонной эффективности размещения предприятия и отрасли устанавливаются целесообразные темпы и масштабы роста производства в различных регионах. С этой целью в работе по прогнозированию и в проектной практике широко применяется система территориальных (межрайонных) балансов: материальных (топлива, металла и т. д.), синтетических (топливно-энергетический, водный, трудовых ресурсов), сводных (межотраслевых). В их основе должны быть прогрессивные технико-экономические нормативы, разработанные с учетом влияния новых условий производства и потребления, особенно научно-технического прогресса. Балансы необходимы для анализа равновесия на товарном рынке.

С помощью отраслевых экономико-математических оптимизационных моделей устанавливаются основные параметры производства и потребления определенной продукции в территориальном разрезе — размещение предприятий, их размеры и специализация, номенклатура и объем выпускаемой продукции (иногда по технологическим способам), размеры удовлетворения спроса различных потребителей, транспортные связи, потребность в производственных ресурсах и т. д. Т. е. обосновывается привязка предприятий к определенным региональным хозяйственным комплексам.

Эволюция экономической роли государства.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство". В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Фридман «Монетаризм» (денежная политика)60-е. Денежная политика заключается в том, что ЦБ определяет ставку рефинансирования, которая позволяет определить дорогими или дешевыми будут деньги. Ставка рефинансирования - та часть денежных средств коммерческого банка, которую он должен держать в ЦБ. Чем больше ставка рефинансирования – тем дороже деньги, значит их мало. Чем меньше ставка рефинансирования - тем дешевле денег, значит их много.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: