Педагогическая технология формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста

Структура проекта.

Содержание проекта.

  Цель проекта.

Формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о величинах.

Задачи проекта.

1.Разработать и внедрить систему работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине с использованием логического материала: блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с учетом постепенного усложнения. 2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста сенсорные (предметно – действенные) способы познания математического свойства - величина. 3.Способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста логических способов познания математического свойства – величина (сравнение, классификация, сериация). 4.Использовать игровые и практические методы обучения для обеспечения повышения уровня представлений у детей о величинах. 5.Развивать умение использовать в речи слова, обозначающие параметры величины.

 

Ведущиетеоретические

идеи проекта.

Закон РФ «Об образовании» «Концепция модернизации российского образования до 2010г» «Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе» Программа развития МБДОУ ДСКВ № 68 на 2007 -2011 гг.

Принципы проектирования.

Принцип взаимосвязи умственного и речевого развития –любая игра – средство всестороннего развития ребенка, каждая игра несла в себе познавательную нагрузку. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: альбомы, пособия. Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата. Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности. Принцип гуманизации – личностно – ориентированный подход в воспитании, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Этапы проекта, их целевая направленность.

1 блок – содействие усвоению детьми сравнению предметов приемом наложения и приложения. 2 блок – содействиеосуществлению детьми сериации предметов по признаку величины (размер, длина). 3 блок содействие в познании свойств групп и отношений между свойствами в процессе классификации. Участники образовательного процесса: дети 3-4 лет, воспитатели. Средства: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная игровая деятельность, комплекс логических игр (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера), предметно – развивающая игровая среда. Методы: Методы: игровые методы в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми; комплексный метод руководства игрой. Последовательность: поэтапная реализация каждого блока.

Содержание каждого этапа проекта.

Отбор игр предполагает выполнения следующих требований:

- «дозировки обучения» (нефорсированные темпы образовательного процесса, возвращение к ранее изученному в новых связях и отношениях);

-«создание информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме);

-«логической межпредметности» - (использование в процессе изучения игровых действий данных игр знаний других).

Этапы при ознакомлении детей с новой игрой с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

1 этап. Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап. Собственно игра.

Цель: развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объединять сходства и различия объектов.

. познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов

.развивать пространственные отношения

.развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап. Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

.развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

- использование красочных альбомов: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце …» и др.

Содержание блоков. Название игр.в непосредственно организ деят,совмест деят
1 блок – содействие усвоению детьми сравнению предметов приемом наложения и приложения. «Найди и покажи палочку такую же по длине»; «Отбери все красные (синие, желтые и т.д) палочки, палочки такой же длины»; «Строим дорожки», «Ленточки в подарок», «Подбираем ленточки к фартучкам», «Рисуем цветными палочками»; «Длинные и короткие ленточки для кукол», «Поезд», «Заборы низкие и высокие» и т.д.  
2 блок – содействиеосуществлению детьми сериации предметов по признаку величины (размер, длина). Игры: «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост»:
3 блок содействие в познании свойств групп и отношений между свойствами в процессе классификации.   игры на классификацию предметов по одному признаку (размеру - большие или маленькие): «Угадай и назови цвет», «Найди и назови», «Воздушные шары» и т.д. игры на классификацию по двум признакам (цвету и размеру – красные маленькие, форме и размеру – треугольные большие): «Давайте познакомимся», «Назови соседей», «Поезд» и т.д. игры на классификацию по трем признакам (цвету, форме, размеру – красные большие треугольники) – «Магазин», «Угощение для медвежат» и т.д. игры с одним, затем двумя обручами: «Рассели рыбок в аквариумы», «Посади цветы на клумбе» и т.д игры – классификацию предметов по самостоятельно выделенным свойствам: «Кто в домике живет?», «Найди соседей», «Улицы города» и т.д  

Работа с палочками Кюизенера по усвоению детьми приемов сравнения и сериации.

Детей знакомили с занимательным материалом и учили с ним играть. Цель работы с цветными палочками – развивать у детей представления о размере предметов. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии величины.

Игры с палочками оказались очень сложными для детей младшего дошкольного возраста, поэтому мы играли с этим занимательным материалом индивидуально или подгруппами по 2 -3 ребенка. Также для занятий с цветными палочками мы использовали альбомы с цветными иллюстрациями. Работа с альбомами построена на принципе занимательности и наглядности.

На начальном этапе освоения детьми цветных счетных палочек мы создали условие для свободной группировки их, сравнения по длине (высоте), сооружения из них построек. Детей постепенно подвели к пониманию того, что одинаковые по цвету палочки имеют одинаковую длину. Палочки прятали и просили детей догадаться, какая именно палочка спрятана, подобрать недостающую, следующую в ряду. В ходе таких упражнений совершенствовались представления о свойствах предметов, уточнялось значение слов длиннее, короче, такой же длины и т.д. Использовался прием попарного соотношения, увеличения и уменьшения палочек (рядов) по длине (добавить или убрать), поиска всех палочек, которые короче (длиннее) и т.д.

Дети осваивали сериацию через систему игровых упражнений:

-построение сериационного ряда по образцу;

-продолжение начатого ряда;

-построение ряда от любого элемента.

Первые упражнения в освоении сериации: выделение основание сериации, т.е. тот признак, по которому можно упорядочивать: палочки, различающиеся цветом и длиной. Первые сериационные задания дети выполняли по образцу, которым являлся готовый сериационный ряд. Затем дети строили сериационные ряды с дополнительными признаками различия. По ходу выполнения совместных игровых упражнений взрослый побуждал детей рассказывать о порядке действий. Какую палочку нужно положить сначала, чтобы получилась лесенка (самую короткую)? Какая палочка будет следующей (немного длиннее)? Какая палочка будет последней? (самая длинная)? В следующих упражнениях число упорядочиваемых предметов увеличивалось до пяти. Дети строили ряды по наростанию величины и ее убыванию. Использовались упражнения на построение рядов: с заданными крайними элементами, продолжение начатого ряда. Взрослый помогал детям усвоить правило выбора предмета для построения ряда: каждый раз из оставшихся предметов нужно выбирать самый маленький (короткий, низкий, тонкий), или самый большой (длинный, высокий, толстый и т.п.).

Особенно привлекают детей игры с сюжетной линией. Им нравится помогать сказочным героям.

Работа с блоками Дьенеша на классификацию по признакам.

Первым шагом в освоении детьми классификации является образование групп предметов и объединение их в группу. Из группы блоков дети сначала выбирают все большие (маленькие) фигуры и объединяют их в группу. В процессе разнообразных игровых упражнений по образованию групп предметов на основе разных свойств и называния общего свойства группы у детей развивается способность к обобщению. Сначала дети осваивают умение образовывать группы на основе одного свойства (все большие фигуры), затем двух и трех свойств (все красные маленькие фигуры).

Вторым этапом в освоении детьми классификации является распределение предметов с разными свойствами в разные группы. В игровых упражнениях и игровых обучающих ситуациях взрослый задает основание и указывает общие свойства каждой группы. Например, разложить блоки по размеру – большие и маленькие. При выполнении этих упражнений важно, чтобы дети называли не только общие свойства групп(все большие), но и основания распределения предметов по группам (разложи по размеру и т.д.).

Следующим этапом в освоении классификации являются упражнения, которые помогают детям самостоятельно обнаруживать общие свойства классов. Задание, которое получают дети, состоит в том, чтобы разложить все предметы по указанному признаку (длине, толщине).Например, в игровом упражнении «Засели домик»ребенок получает карточку –домик. На ней нужно «расселить» блоки так, чтобы в каждой «комнате»все блоки были одинаковыми по размеру, затем назвать, какие блоки поселились в каждой «комнате».

Таким образом, в процессе освоения классификации ребенок движется от умения объединять вместе предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы к умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы; выделять основание классификации.

Таким образом, алгоритм развития представлений о величине интегрировал используемые игры их конкретным назначением на каждом из этапов реализуемой технологии.

 

Примерные варианты диагностики оценки эффективности проекта.

Диагностические методы: диагностические задания, разработанные В.П.Новиковой.

Контрольный эксперимент.

       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: