Инженерно-технологические решения в области иммиграционно-натурализационной политики: как брать, зная, кого и откуда брать?

Основная проблема современной миграционной политики России — отсутствие простой и прозрачной системы легальной иммиграции в страну. Действующее в РФ законодательство не рассчитано на привлечение в страну иммигрантов в силу того, что было создано под иные цели: сдерживание иммиграционного притока и противодействие незаконной миграции. Авторы доклада предлагают схемы (механизмы) построения иммиграционно-натурализационных каналов, являющиеся частью инженерно-технологических решений, которые могут быть использованы для разработки новой иммиграционной политики Российской Федерации по аналогии с системами, действующими в странах ЕС и Северной Америки.

В качестве приоритетных авторами доклада выделены семь иммиграционно-натурализационных каналов: гражданская амнистия, репатриация соотечественников, воссоединение семей, учебная иммиграция, экономическая иммиграция, иммиграция беженцев и вынужденных переселенцев, армейская иммиграция. Все каналы действуют параллельно и одновременно. Для обеспечения их функционирования необходим учет системы разделения полномочий на трех уровнях — федеральном, субъекта федерации, муниципальном.

Для каждого канала натурализации определены категории лиц, в отношении которых выстраивается система преференций, а также устанавливаются цензы, квоты и санкции. Цензы отсекают лиц с нежелательными характеристиками; преференции рейтингуют (создают очередность) внутри отдельного канала и могут быть задействованы, если количество претендентов на соответствующий иммиграционный статус превышает установленную квоту; санкции применяются в случае, если в процессе получения правового статуса основания для его получения были утрачены. Для каждой категории лиц предусмотрена траектория движения по статусам, т.е. определено, какие правовые статусы и при каких условиях могут быть предоставлены иммигранту.

В концепции иммиграционно-натурализационных каналов рассмотрены институты и механизмы привлечения («втягивания») на территорию страны потока мигрантов, правовые статусы, политические и гражданские права, порядок и условия натурализации, а также необходимые действия по обустройству и адаптации на новом месте для каждой из выделенных категорий мигрантов.

Таблица 3.3. Институты и механизмы рекрутинга и социокультурной переработки

За пределами страны

Институты Механизмы
МИД (посольства, консульства) ФМС (зарубежные представительства) Рекрутинговые агентства Образовательные учреждения, нацеленные на работу с иностранными студентами Центры русской культуры Организации соотечественников Правозащитные организации Инфраструктура Росзарубежцентра Структуры государств-доноров, ориентирующихся на обучение и трудоустройство своих граждан за рубежом Региональные центры международного сотрудничества в области образования (Российский совет академической мобильности — РОСАМ) Ярмарки вакансий Ярмарки образовательных услуг Выездные приемные комиссии (для получения образования в РФ) Различные элементы системы набора иностранных студентов на учебу в российские вузы Информационные кампании (к примеру, «В Россию за знаниями») «Вербовочные» мероприятия Минобороны PR-программы иммиграционной привлекательности России Двусторонние межгосударственные договоры в сфере миграции (рынков труда, образования)  

На территории страны

Институты Механизмы
Центры трудовой миграции Центры социальной адаптации Центры русского языка Тьюторские центры Деканаты по работе с иностранными студентами российских вузов НПО (творческие союзы, женские организации, молодежные организации) Партии Профсоюзы Религиозные организации Армия (подразделения по работе с контрактниками) Службы занятости / биржи труда Организации различных форм собственности (коммерческие, ГУП и т.п.), способные реализовать программы по интеграции и натурализации Телевидение (СМИ) Тест «Русский как второй язык» Краткий курс гражданских прав и обязанностей Система образовательных кредитов Летние образовательные школы и курсы Олимпиады, конкурсы, соревнования Информационные кампании PR-программы поощрения смешанных семей PR-программы взаимной толерантности Курсы переподготовки и повышения квалификации Программы, ориентированные на адаптацию и социализацию детей мигрантов Телевизионные сериалы Социальная реклама

Для мониторинга работы каналов авторами доклада предложена система показателей и индикаторов оценки. Показатели по каждому из каналов определяются как соотношение планируемых достижений и реальных результатов иммиграции по таким позициям: соответствие принятым квотам, количество прибывших с разбивкой по полученным статусам, половозрастной состав иммигрантов, образовательный уровень, квалификационный, уровень предпринимательской активности.

Индикаторы могут быть следующими:

— степень адаптации: наличие жилья, социальная связность, уровень безработицы среди иммигрантов, наличие семьи и детей;

— степень интеграции: уровень знания русского языка, соответствие работы/должности имеющимся квалификациям, число смешанных браков, суммарный коэффициент рождаемости, посещение детьми дошкольных учреждений, школы, количество полученных образовательных кредитов, реализация защиты своих прав в суде;

— степень натурализации: получение гражданства иммигрантом, получение гражданства детьми иммигрантов, участие в общественных и политических организациях, участие в выборах и референдумах (для имеющих вид на жительство), получение очередного (более высокого) правового статуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: