Опорный каркас территориального развития Федерации: куда направлять?

Миграция — процесс хоть и стихийный, но не хаотичный. Он разворачивается в определенной логике и предсказуем, поскольку следует своим законам. Антропоток протекает по определенным руслам; следовательно, зная, куда и почему именно туда поток будет устремлен, мы потенциально можем им управлять. Управлять не в смысле административного регулирования, способа весьма ограниченного и во многом примитивного, а в смысле создания рамочных условий, предопределяющих направление миграционного тока.

При внимательном рассмотрении пресловутая стихийность миграционных процессов складывается вполне определенным образом. Миграция протекает по предсказуемым траекториям: из бедных регионов — в богатые, из перенаселенных — в малонаселенные, из трудоизбыточных — в трудонедостаточные, из опасных — в безопасные, из слаборазвитых — в высокоразвитые. В целом, определяющим фактором является другое, как правило, более высокое и безопасное, качество жизни. Именно изменением качества жизни на определенной территории можно привлечь мигрантов или оттолкнуть их, а заодно и вытолкнуть за пределы территории определенное число местных жителей, которые так же, как и «пришельцы», ищут лучшей доли.

Управление механическим движением населения, т.е. перемещениями в пространстве, обусловлено представлениями о пространственном развитии. Определять принципы, объемы и направления миграционных процессов необходимо с опорой на Генеральную схему пространственного развития РФ. Одновременно иммиграция должна не разрушать, а усиливать ключевые тенденции внутренней политики или — в мягком варианте — не препятствовать им. К примеру, если мы понимаем, каким образом уже сегодня меняется система расселения и размещения производительных сил страны, если правительство и бизнес в тех или иных формах осуществляют корректировку данного процесса, иммиграция должна поддержать существующую политику.

Иммиграция должна дополнять внутрироссийский аккреационный процесс — и здесь важно не препятствовать текущим процессам, что в наших административных реалиях само по себе является непростой управленческой задачей. Так, еще совсем недавно, в 1990-е годы, отечественная миграционная служба, вмешиваясь в естественный процесс сворачивания сельской сети расселения, направляла иммигрантов в места, откуда уходило собственное население.

Кроме того, иммиграция должна отражать геополитические приоритеты страны — намерения укрепить какое-то направление или, напротив, ослабить его.

Для перехода к управлению миграцией, основанному на вышеперечисленных основаниях (усиление ключевых тенденций внутренней политики, поддержка реформ, соответствие аккреационным процессам, соблюдение требований геополитической и геокультурной безопасности), необходимо определить общие требования к местам приема иммигрантов.

Поток должен быть направлен:

— туда, где существуют вакансии занятости (при этом необходимо учитывать долгосрочность потребности в рабочей силе) и где можно генерировать самозанятость (нам необходимо поощрять приток людей, способных содержать самих себя и к тому же трудоустраивающих своих соотечественников);

— туда, где массовая иммиграция критически не меняет культурных норм принимающего сообщества (чужие культуры не могут не влиять на принимающую; более того, их влияние в рамках культурного диалога нужно приветствовать, но при этом культурным давлением необходимо управлять, чтобы в ходе социокультурной динамики не была утрачена корневая идентичность) и где работают механизмы социокультурной переработки (разных ее типов: аккультурации, прокультурации, «мягкой» ассимиляции, интеграции);

— туда, где экономический рост требует постоянного притока свежих сил и определенного давления на рынках труда;

— туда, где существует угроза потери управления, вплоть до сецессии территорий, в случае, если государство самостоятельно не обеспечит приток населения.

Всем перечисленным требованиям отвечает не так уж много мест. В частности, такими местами являются новые высокоорганизованные урбанизированные среды, которые составляют опорный каркас пространственного (территориального) развития страны. Такими местами являются и уязвимые геополитические зоны.

Авторы доклада предлагают свой вариант типологии территорий с точки зрения их миграционной привлекательности и социокультурной устойчивости к миграционному воздействию (см. таблицу 3.4).

*     *     *

У России нет шанса на сохранение своей территории без достаточно высоких темпов ее нового освоения (даже если на некоторых направлениях оно будет носить не площадной, а очаговый характер). У России нет шанса на защиту своей территории без достаточно высоких темпов развития. И потому нужно делать выбор: фактически необходимо перейти от политики выравнивания к политике поляризованного роста.

Таблица 3.4. Типы территорий, их привлекательность для мигрантов и привлекательность миграции для принимающей территории (сообщества)

Тип территории

Привлекательность для мигрантов

Привлекательность миграции для принимающей территории (сообщества)

Безопасность Уровень жизни Работа, карьера Учеба Социокультурные риски Рынок труда Рынок образования
Территория «мирового города» Достаточная Наиболее высокий Предельно возможный выбор Предельно возможный выбор Сведены к минимуму, «переварить» в состоянии практически все Абсолютная зависимость от миграции Процветает в ситуации масштабной учебной миграции
Зоны технологического трансферта Средняя Скорее высокий Хороший выбор Хороший выбор Минимальные Высокая Высокая
Зоны инновационного развития Высокая в случае закрепления Высокий Специализированный выбор Специализированный выбор Для специализированного набора — никаких Высокая целевая Высокая целевая
Сырьевые зоны Достаточная Достаточно притягательный Две основные ниши: кругло-годичная вахта и сезонные услуги Только в связи с повышением квалификации Если сохраняется вахтовый и сезонный режим, то минимальные Высокая специфическая Низкая
Старопромышленные регионы Низкая Низкий Практически нет выбора Средний /низкий уровень и низкие цены Высокие Высокий по отношению к иммигрантам – предпринимателям и самозанятым Средняя
Территории первичной индустриализации Только в ситуации покровительства со стороны местных сообществ Низкий и даже крайне низкий Высокая безработица Только получение знаний в области ислама Переизбыток собственного населения. Риски предельные Резко отрицательная Низкая
Зоны безопасности Низкая Низкий, реже средний Средний, часто низкий выбор Средний, часто низкий выбор Различаются* Высокая закрытость Высокая: самый безопасный способ втягивания чужого населения
Антропопустыни Критерии безопасности близки к первопроходческим Архаизированный Невозможна Невозможна Экологический риск при хищнической эксплуатации (контроль при этом затруднен) Высокая заинтересованность в предпринимательском труде Такого рынка не существует

* В одних зонах — предельно высокий риск, в других — не меньший риск в ситуации отсутствия управляемой иммиграции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: