Анкета №3 (заполняет учитель)

Фамилия ученика________________________________

Класс _______________ Предмет обучения_______________________________

 

75. Как усваивает программу по предмету?

1 легко

2 средне

3 трудно

76. Какую активность проявляет на уроке?

1 постоянно работает сосредоточенно

2 к концу урока падает активность и внимание

3 не может сосредоточиться в течение всего урока

77. Успевает ли за темпом работы класса?

1 да

2 иногда

3 нет

78. Предъявляет жалобы на плохое самочувствие (головные боли, усталость, тошнота и т.п.)?

1 нет

2 иногда

3 часто

I РАЗДЕЛ анкеты характеризует организацию обучения и трудности, которые испытывает ученик при обучении в школе и дома.

II РАЗДЕЛ анкеты дает информацию о микро-социальных условиях и семье, взаимоотношениях между детьми и родителями, а также о соблюдении школьниками рационального режима дня.

III РАЗДЕЛ анкеты отражает самочувствие ребенка или подростка и характеризует состояние его психического здоровья, т.е. наличие или отсутствие признаков невротизации. Ответы школьников подкрепляются отдельными ответами родителей и педагогическими характеристиками учителей. Оценка результатов анкетирования производится подсчетом количества баллов (по цифрам ответов 1, 2 или 3) отдельно по каждому разделу и суммарно. Возможно подведение результатов только по анкете ученика (без анкеты родителя), либо суммарно по анкетам ученика и родителя. Результаты анкетирования распределяются по трем уровням.

Первый уровень во всех трех разделах характеризует благоприятную адаптацию ученика к учебной нагрузке, режиму и условиям обучения. Второй уровень в I разделе указывает на напряженный режим работы школьника и некоторые затруднения в его обучении; во II разделе - на нарушения основных режимных моментов в условиях семьи и семейный дискомфорт; в III разделе — на появление признаков невротизации. Третий уровень в каждом из разделов свидетельствует о степени выраженности социально-психологической дезадаптации школьника и нарушении ею психическою здоровья.

Оценка результатов анкеты «Ученик»

 

 

Уровень (количество баллов)

Раздел Первый (адаптация) Второй (напряжение) Третий (дезадаптация)
1 II III Сумма баллов более 23-34 20-30 14-21 57-85 35-46 31-40 22-28 86-114 47 и более 41 и более 29 и более 115 и более

Оценка результатов анкеты «Ученик-родитель»

 

 

Уровень (количество баллов)

Раздел Первый (адаптация) Второй (напряжение) Третий (дезадаптация)
1 II III Сумма баллов более 26-39 22-33 28-42 76-114 40-52 34-44 43-56 115-152 53 и более 45 и более 57 и более 153 и более

 

Примечание: результаты анкеты родителей суммируются с результатами анкеты ученика (к I разделу в анкете родителей относятся вопросы N 58,59,60; ко II разделу — № 61,62; к III разделу — № 63-75).

Раздел анкеты, заполняемый учителем, анализируется отдельно в качестве педагогической характеристики школьника. Результаты анкетирования учителя выражаются в баллах, но в суммарную оценку не входят, а заносятся в индивидуальную адаптационную карту ученика или в сводную ведомость по классному коллективу отдельной строкой.

 

 


Терминологический словарь

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. Бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в пед. исследованиях.

Валидность - комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

Диагноз педагогический – определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. Д.п. ставится на основе данных об освоении учениками школьных программ, наблюдения за их обучением, деятельностью, изучение ее результатов и др.

Диагностическая методика – методика сбора диагностической информации, специально разработанная или адаптированная для решения определенного типа диагностических задач (обычно включает описание диагностических возможностей, ограничений в использовании, процедуру сбора и обработки информации, инструкции обследуемым, бланковый материал или определенную аппаратуру). Адаптация диагностической методики – процесс приспособления диагностических (или исследовательских) методик, а также методик, переведенных с других языков, к решению определенного типа диагностических задач в конкретных условиях (в условиях определенного типа учебного заведения, для данной половозрастной группы, в определенной социокультурной среде).

Исследование научное педагогическое – процесс формирования новых пед. знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня пед. исследований: эмпирический – устанавливаются новые факты в пед. науке; т еоретический – выдвигаются и формулируются основные общие пед. закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; методологический – на база эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования пед. явлений, построения теорий.

Исследование пролонгированное – исследование, предполагающее деятельное и систематическое изучение данного объекта, личности, пед. явления и на основе этого прогнозирование дальнейшего развития изучаемого предмета.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценка к.-л. явления. Разработка критериев тех или иных явлений педагогики представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.

Матрица – сводная таблица для сравнительного анализа данных исследования (диагностического обследования) одновременно по нескольким заданным параметрам. В форме матрицы определяются также данные о «сырых баллах» тестов, личностных опросниках, первичные данные статистико-математического анализа исследовательских материалов, иногда – «ключи» кдиагностическим методикам.

Мониторинг в образовании – системы отслеживания протекания образовательного процесса с периодическими диагностическими срезами рубежного и итогового контроля результатов с помощью сопоставимых диагностических методик (желательно – стандартизированных) на основе комплекса четко и операционально – определенных критериев, показателей, индексов, эмпирических индикаторов. В зависимости от управленческого уровня различается сложность М. и требование к его информационной базе, техническому и диагностическому обеспечению.

Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.

Метод тестирования – исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения к.л. стандартизированного задания.

Прием – 1) относительно законченный элемент педагогической технологии, зафиксированный в общей или личной пед. культуре; способ пед. действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его основная часть, отдельный шаг в реализации метода.

Тест – стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок и индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста.

 

 

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Битянов, М.Р. Организация психологической работы в школе: (практическая психология в образовании)/ М.Р.Битянов. -М.: Совершенство, 1997.- 298с.

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 122 с.

3. Гаркуша, Н.С. Мониторинг показателей здоровья обучающихся: методическое пособие для классных руководителей/ Н.С.Гаркуша.-Старый Оскол: ИПК «Квадрат», 2004.- 72 с.

4. Давыденко, Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика/ Т.М.Давыденко.- М.- Белгород, 1995.- 251 с.

5. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп.- М.,1991.- 240 с.

6. Каплунович, И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития // Педагогика.-2002.-№10.- С. 37-44.

7. Основные направления диагностики обучаемости учащихся математике // Педагогическая диагностика.- 2005.- №2.-С. 22 – 27.

8. Психологические тесты: В 2 т. Под ред. А.А.Карелина.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 248 с.

9. Ратанова, Т.А., Психодиагностические методики изучения личности/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.- М.,1998.- 264 с.

10. Рогов, Е.И., Настольная книга практического психолога: учебное пособие в 2 кн. / Е.И.Рогов.- М.: ВЛАДОС,1999. – 384 с.

11. Сафонцев, С.А. Контроль качества образовательного процесса на основе тестовой диагностики// Школьные технологии.- 2002.- №5.- С. 169-180.

12. Сафонцев, С.А. Обеспечение объективности результатов педагогического анкетирования// Педагогическая диагностика.-2003,.-№1.- С.76-83.

13. Тараненко, О. Диагностика воспитательной работы в классе// Воспитание школьников.-2004.- №7.- С. 20-27.

14. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.- 206 с.

15. Фридман, Л.М. Изучение процесса личностного развития: пособие для учителей и школьных психологов/ Л.М. Фридман.— Воронеж: МОДЭК., Изд. Ин-та практической психологии, 1998.- 64 с.- (Б-чка педагога практика).

16. Черепанов, В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В.С.Черепанов.- М., 1989.- 150с.

17. Шамова, Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т.И.Шамова.-М., 1992.-64с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: