Экономическая сущность, функции, задачи, принципы налоговой политики в Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Налоговая политика в сфере государственного регулирования экономики

1.1 Экономическая сущность, функции, задачи, принципы налоговой политики в Российской Федераци

1.2 Налоговая политика за рубежом

1.3 Налоговая политика в СССР, постсоветском периоде

2. Налоговый кодекс Российской Федерации как основной инструмент налоговой политики

2.1 Сущность, состав и структура Налогового кодекса Российской Федерации

2.2 Налоговый контроль как ведущее направление налоговой политики. Организация проведения налоговых проверок в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Егорлыкскому району Ростовской области

3. Совершенствование налоговой политики в России в 2008 – 2010 годах

4. Безопасность и экологичность решений проекта

4.1 Охрана труда

4.2 Охрана окружающей среды

Заключение

Список использавонных источников

Приложения

 



Введение

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. При этом государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением в итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Безусловно, одной из актуальных проблем отечественной системы налогового администрирования является проблема направленности налоговых органов на выполнение контрольных функций. В дипломной работе рассмотрена организация налогового контроля на примере Инспекции Федеральной налоговой службы по Егорлыкскому району Ростовской области, произведен анализ эффективности проведения контрольной работы с использованием форм 2 – НМ и 2 – НК; проанализированы результаты контрольной деятельности налоговых органов по Южному Федеральному округу на 01.01.2008 г.

Цель дипломной работы заключается в изучении налоговой политики, как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения её практического функционирования в современных условиях и обоснование предложений по ее совершенствованию в условиях российских реформ.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе решены следующие задачи: систематизирован и изучен опыт зарубежных стран в области налогообложения; раскрыто содержание понятий "налоговая политика" и "налоговый контроль"; проанализировано состояние действующей системы налогообложения; изучены изменения в налогообложении за последнее десятилетие; обоснованы перспективы развития налоговой политики с учетом зарубежного опыта.

В качестве методологической базы для написания диплома были использованы: учебная литература, периодические издания, законодательные и нормативные документы.

Информационной базой послужили материалы, предоставленные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Егорлыкскому району Ростовской области.

Поставленные цели и задачи дипломной работы обусловили её структуру, которая включает введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.

 



Налоговая политика в сфере государственного регулирования экономики

Экономическая сущность, функции, задачи, принципы налоговой политики в Российской Федерации

 

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто заметил и сделал соответствующий прогноз, был А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил на два сектора – государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами управления. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением в итоге является обеспечение экономического роста, так как именно с ним связываются показатели развития производства, возможности повышения уровня и качества жизни.

Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и применяется в зависимости от ситуации в ней. Она обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц. В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития, приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой. Налоговая политика – составная часть финансовой политики, представляющая систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществленных органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами /28/.

Основными задачами налоговой политики являются:

- мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней;

- создание условий для регулирования хозяйства страны в целом, повышения уровня экономического развития государства;

- оживление деловой активности в стране и международных экономических связей;

- содействие решению социальных проблем;

- сглаживание возникшего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях дохода населения.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм – совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Периодическая форма налогового механизма – налоговое законодательство.

Цели налоговой политики не являются чем–то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально – политических сил в обществе. Цели налоговой политике в значительной мере обусловлены также социально – экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

- экономические (обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы, необходимого для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций; содействие устойчивому развитию экономически приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий);

- фискальные (обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточной для проведения экономической и социальной политики);

- социальные (обеспечение государственной политики регулирования доходов, социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц);

- международные (выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами).

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу /22/. Основными принципами национальной налоговой политики России являются:

- всесторонний учет реальных интересов основных субъектов – участников налоговых отношений;

- применение гибких и эффективных способов и инструментов согласования экономических интересов, отказ от сознательного подавления или игнорирования интересов отдельных субъектов;

- перспективный характер;

- преемственность и стабильность;

- использование в различных комбинациях всего богатства функциональных возможностей, заложенных в налогах;

- последовательное обновление налоговых отношений в соответствии с реальными потребностями общественно – хозяйственного развития национальной экономики;

- учет исторического опыта и своеобразия налоговых отношений, отказ от механического копирования и заимствования чужого арсенала налоговой политики;

- учет многообразия условий экономического пространства России и объективных (ресурсных, институциональных, инфраструктурных и др.) различий, существующих между регионами – субъектами РФ;

- системный характер налоговой политики федерального государства, ее внутрисистемная субординация: налоговая политика отдельных субъектов РФ должна вписываться в общую систему налоговой политики государства;

- сбалансированность налоговой политики в рамках совокупности основных функций налогов (фискальной, социальной, стабилизирующей, воспроизводственной и интегральной).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики.

Основными функциями налоговой политики являются:

- формирование государственного бюджета;

- обеспечение условий нормального воспроизводства общественного капитала.

Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики считаются приоритетными, используются различные формы проявления налоговой политики, такие как политика максимальных налогов, разумных налогов, экономического развития /35/. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов. Естественно, такой метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом никаких надежд на экономическое развитие. Такая форма налоговой политики проводилась в России с самого начала экономических реформ, следствием которой явились рост "теневой экономики", массовое уклонение от налогов, снижение темпов экономического роста. Все это стало одной из главных причин развившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Подобные методы налоговой политики были использованы, в частности, в США в начале 80 – х. гг. ХХ в., получившей название "рейганомика".

Третья форма налоговой политики – политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной социальной защите граждан.

Налоговая политика в России была построена путем использования опыта стран с развитой рыночной экономикой. Более подробно основные цели и модели налоговой политики за рубежом рассмотрены в пункте 1.2 дипломной работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: