Перспективный проект социальной направленности «Бюджет для горожан»

Изучая особенности бюджета и бюджетного процесса города, нельзя оставить без внимания такой наболевший вопрос как коррупция в органах власти. Тем более что по объемам коррупционности данная сфера находится далеко не на последнем месте, поскольку в ней имеются коррупционные проявления на различных стадиях: на стадиях планирования и принятия бюджета - практика лоббирования отдельных видов расходов, в которых нередко заинтересованы не граждане, одним из инструментом реализации прав которых и должен быть бюджет, а некоторые участники бюджетного процесса и финансово-промышленные группы, являющиеся конкретными подрядчиками. Существует и практика создания искусственного дефицита бюджета – средствами, полученными в виде профицита, распоряжается исполнительная власть и уже может их направить не на покрытие недофинансированных статей бюджета или целевых программ, а на «сиюминутные», пусть и важные, но не согласованные с гражданами или их законными представителями, нужды. На стадии исполнения все еще имеет место распределение заказов «среди своих», проведение «карманных» тендеров. На стадии контроля, учета и анализа исполнения – отсутствие привязки к степени достижения поставленных целей.

Сфера – бюджет и бюджетный процесс - по-прежнему остаются вне зоны влияния программ по уменьшению уровня коррупции. Причем именно достижение запланированных результатов, сегодня в рамках реформирования бюджетного процесса должно стать главной и непосредственной целью формирования и исполнения бюджета.

Для противодействия данным коррупционным практикам существует немало хорошо известных и власти, и обществу, но еще недостаточно применяемых механизмов – прозрачность, регламентирование и обоснование появления новых статей, четкое выполнения существующего законодательства, программно-целевой метод планирования и расходования средств, прозрачные конкурсные процедуры, публичная отчетность и пр., а также весьма эффективный, но достаточно сложный в реализации механизм общественного участия в бюджетном процессе и лоббирования в антикоррупционных целях. 

Данный механизм, по опыту Санкт-Петербурга, Мурманска и ряда других городов и регионов, повышает социальную направленность бюджета и эффективность расходования бюджетных средств, в т.ч. на социальные программы, способствует выявлению проблем, потребностей и важных как для общественности, так и для власти ценностей, содействует выработке новых идей, поиску новых решений проблем, оценке альтернатив различных решений и ускоряет процессы реализации принятых решений, а также снижает коррупцию в бюджетном процессе. Сложность же его обуславливается необходимостью овладения участниками знаниями бюджетного процесса, технологиями прикладного бюджетного анализа и лоббирования, а также необходимостью создания определенной системы межинституционального взаимодействия.

Административная реформа и реформа бюджетного процесса ставят обязательным условием направленность управления и бюджета на достижение конкретных результатов.

Цель проекта «Бюджет для горожан»: сокращение возможностей для коррупции в рамках бюджетного процесса через освоение и применение в деятельности Ставропольской городской Думы механизмов общественного участия в бюджетном процессе и антикоррупционного лоббирования.

  Задачи проекта:

1. обучить лидеров и активистов заинтересованных общественных организаций технологиям общественного участия в бюджетном процессе, методам прикладного бюджетного анализа и антикоррупционного лоббирования;

2. разработать прикладные бюджетные анализы, включая проект городского бюджета на 2007 год, по направлениям обеспечения прав и социальных гарантий горожан;

3. разработать и реализовать план изучения и общественного обсуждения данных анализов, а также проект бюджета города на 2007 год с выработкой конкретных рекомендаций;

4. проанализировать и обобщить итоги реализации проекта.

В рамках проекта запланировать проведение обучения лидеров и активистов городских общественных организаций, посредством интерактивных семинаров с темами: «Бюджет, бюджетное устройство и бюджетный процесс. Общественное участие»; «Технология «Прозрачный бюджет» и прикладной бюджетный анализ»; «Технологии лоббирования для достижения антикоррупционных целей в рамках бюджетного процесса». Силами общественных экспертов по бюджету разработать несколько прикладных бюджетных анализов, которые затем подвергнуть изучению и обсуждению вместе с проектом бюджета города на 2007 год с выработкой предложений к данному законопроекту на заседаниях круглого стола общественных организаций с участием депутатов и представителей исполнительной власти (ориентировочное количество участников не ограничено).

Разработать и реализовать план индивидуального и коллективного антикорррупционного лоббирования отдельных депутатов и профильных комитетов Ставропольской Городской Думы.

В результате реализации проекта нами будет разработан и реализован на практике один из механизмов общественной экспертизы, в ходе которого все представители общественных организаций получат практический опыт работы в коалиции по согласованному продвижению интересов и общественному участию в бюджетном процессе, повысят свои профессиональные возможности, приобретут новый статус и вместе с органами власти получат дополнительный опыт совместной практической законотворческой деятельности в одной из самых сложных – бюджетной – сфере, что положительно скажется на повышении их взаимной оценки и доверия друг к другу; органы власти города Ставрополя получат профессионально-обоснованное мнение и предложения граждан по улучшению учета их интересов в бюджете, что улучшит качество, снизит возможности для проявлений коррупции и повысит социальную направленность бюджета 2007 года; граждане города узнают о новых практиках совместной работы власти и общества в интересах граждан, что положительно скажется на повышении их доверия к общественным и государственным институтам. Схематически проект показан на рисунке 23.

По нашим предварительным оценкам его реализация позволит достичь следующих результатов:

 - многие из представителей общественных организаций получат и применят на практике знания бюджетного процесса, технологий общественного участия, прикладного бюджетного анализа и лоббирования для достижения антикоррупционных целей в бюджетном процессе;
- делегация представителей городских общественных организаций получит практический опыт работы в коалиции по согласованному продвижению интересов и общественному участию в бюджетном процессе;

- будет разработано несколько прикладных бюджетных анализов антикоррупционной направленности, необходимых для выработки профессионально-обоснованных предложений в проект бюджета;

- представители организаций повысят свои профессиональные возможности, приобретут новый статус и вместе с органами власти получат дополнительный опыт совместной практической, законотворческой деятельности в одной из самых сложных – бюджетной – сфере, что положительно скажется на повышении их взаимной оценки и доверия друг к другу;

- органы власти города Ставрополя получат профессионально-обоснованное мнение и предложения граждан по улучшению учета их интересов в бюджете;

- будет разработан и реализован на практике один из механизмов общественной экспертизы;

- граждане города узнают о новых практиках совместной работы власти и общества в интересах граждан, что положительно скажется на повышении их доверия к общественным и государственным институтам;

- будет улучшено качество, снижены возможности для проявлений коррупции и повышена социальная направленность бюджетов будущих лет. До последнего времени устойчивость проектов по развитию общественного участия в принятии решений органами власти, развитию механизмов общественной экспертизы или противодействия коррупции полностью зависела от средств благотворительных фондов. В настоящее время ситуация изменилась к лучшему. Сейчас, по мере развития взаимодействия институтов власти и общества, НКО могут достаточно обоснованно рассчитывать на финансирование данной деятельности из бюджетных средств, следственно их позиции в сфере влияния на бюджетный процесс качественно улучшились, что даёт им возможность более организованно предлагать и улучшать показатели в сфере бюджета города Ставрополя.


Лидеры и представители общественных организаций
предложения

     
 


Лидеры НКО Г Ставрополя                          доверие

Ставропольская Городская Дума
разработка

Администрация г. Ставрополя
Администрация г. Ставрополя                                     

     
 


анализ и обобщение

Бюджетный комитет города Ставрополя
                                             сотрудничество

 

 





Рисунок 23 – Схема взаимодействия местной власти и общества в работе над бюджетом



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив теоретические аспекты бюджета и бюджетной системы, можно сделать следующие выводы, что местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользовании и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы и рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Расчеты, осуществляемые в процессе бюджетирования, позволяют определить необходимую сумму денежных средств для реализации поставленных целей, а также источники поступления этих средств. Закрепление доходов за бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным и налоговым законодательством. Бюджетная система РФ представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней – федерального, субъектов Федерации и местных бюджетов.

Проанализировав основные показатели бюджета города Ставрополя, выявили, что в целом бюджет города функционирует за счет источников доходов, собираемых на территории города (в них включаются как собственные налоговые источники, так и доли от регулирующих налогов, закрепленных за местным бюджетом).

Бюджет города за 2006 год исполнен с превышением первоначально утвержденных плановых назначений и по доходам и по расходам. При этом перевыполнение по доходам составило 586 778 тыс. руб. или 22,3%, а по расходам - 374 632 тыс. руб. или 13,7%.

План по доходам за 2006г перевыполнен (исполнение составило – 103,5%), а по расходам недовыполнен- исполнение составило 95,2%.

В абсолютных цифрах бюджет города в 2006 году исполнен:

· по доходам - в объеме 3 222 643 тыс. руб.;

· по расходам – в объеме 3 102 157 тыс. руб.

Доходы, полученные муниципальными бюджетными учреждениями, финансируемыми из бюджета города, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средства от сдачи в аренду муниципального имущества, подлежат зачислению в доход бюджета города и в полном объеме направлены, соответственно, на содержание этих бюджетных учреждений и развитие их материально-технической базы.

Расходы бюджета за последние три года увеличились, в 2006 году составляли по сравнению с 2005 годом - 25,9%, по сравнению с 2004 годом - 71,3% и по сравнению с 2003 годом - 83,2%, то есть расходы бюджета увеличились в 1,8 раза или в абсолютном выражении - на 1 408,5 млн. руб.

Наибольшую долю занимает образование, на втором месте здравоохранение, за тем расходы на ЖКХ и меньше всего расходование бюджета направленно на социальную политику. Применение современных механизмов управления бюджетными ресурсами привели к улучшению качества исполнения бюджета.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что бюджетных средств часто оказывается недостаточно для финансирования жизненно необходимых функций города. Для превышения доходной части бюджета над расходной необходимо совершенствование системы укрепления собственной доходной базы бюджета города Ставрополя, которую следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета. Местные органы власти должны иметь источники бюджетных поступлений, на которые они могли бы влиять самостоятельно, а также те, использование которых обеспечивало бы наибольшую степень возвратности налогов через социальные и другие услуги, предоставляемые жителям соответствующей территории.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


І. Нормативно-правовая литература

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 февраля 1999 года с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999. – 80 с.;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). – М.: ЮРКНИГА, 2004. – 416 с.;

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ЮРКНИГА, 2004. – 279с.

4. Федеральный закон от 25.09.1997г. № 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”. – Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 21.

5. Федеральный закон от 6.08.2003г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. – Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40.

6. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, № 48.

7.  Закон Ставропольского края от 29.12.2003 № 46-КЗ “О бюджете Ставропольского края на 2004 год” // Официальный веб-сайт Губернатора Ставропольского края // www. gubernator.stavkray.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: