Туризм (от франц. - поездка, прогулка) - многогранное социально-экономическое явление, сущность которого может проявляться в экономическом, социальном, правовом аспектах [34, c.12].
Реализуя провозглашенные Конституцией Российской Федерации права на отдых, укрепление здоровья, свободу перемещения, граждане сталкиваются с одним из видов осуществления предпринимательства - туристской деятельностью.
Туристский бизнес - одна из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму, в 2007 г. доля туризма в мировом ВВП составила 11%, доля занятых в туризме от общего числа экономически активного населения - 8,3%, доля туристских расходов в общем потреблении товаров и услуг - 10%, доля инвестиций в туристский сектор - 9% [30, c.17]. С экономической точки зрения привлекательность туристского бизнеса для субъектов предпринимательства - в небольшом размере стартового капитала и быстрой окупаемости вложенных средств.
|
|
Расширение границ туризма и возможностей осуществления предпринимательства в целом, а также необходимость формирования современной туристской индустрии потребовали правового регулирования туристской деятельности. Закрепление в Конституции положений о свободе передвижения (ст. 27), праве на отдых (ст. 37), необходимости укрепления здоровья населения (ст. 41) имело огромное значение для формирования туристского законодательства [1].
Основными законодательными источниками правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II [2], Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [7], Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» [4], Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [6], Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» [10], Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» [12] и этот перечень может быть продолжен. Туристская деятельность, являясь предпринимательской, регулируется нормами таможенного, налогового, земельного, экологического, административного законодательств.
Туристская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности с присущими ей признаками: самостоятельность туристской деятельности, осуществление деятельности на свой риск, направленность на систематическое получение прибыли от оказания туристских услуг, государственная регистрация субъектов туристской деятельности.
|
|
Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не содержит прямого указания на то, что туристская деятельность является предпринимательской. Это положение вытекает из анализа нормы ст. 11 вышеуказанного Закона, регламентирующей возможность объединения туроператоров и турагентов в целях координации их предпринимательской деятельности.
Под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Таким образом, можно выделить три основных вида туристской деятельности:
- туроператорскую - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;
- турагентскую - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта;
- иную деятельность по организации путешествий. Понятия «иная деятельность по организации путешествий» закон не содержит.
Федеральным законом от 05.02.2007г. №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в российской Федерации» [13] были внесены кардинальные изменения в отношении требований, предъявляемым к лицам, осуществляющим туроператорскую деятельность: теперь им необходимо иметь статус юридического лица и финансовое обеспечение. Таким образом, законодатель запретил заниматься туроператорской деятельностью основным субъектам малого предпринимательства - индивидуальным предпринимателям. Соответственно, туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор), а турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).
Вторым основным условием, помимо статуса юридического лица, для легального осуществления туроператорской деятельности на территории Российской Федерации является обязательное наличие финансового обеспечения - договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Обязательное наличие финансового обеспечения установлено не только для российских туроператоров, но и для иностранных.
Вместе с тем законодателем предусмотрен ряд исключений из данного правила. Так, финансовое обеспечение не требуется для:
- организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд;
- государственных и муниципальных унитарных предприятий [11], а также государственных и муниципальных учреждений [2], осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.
Следует подчеркнуть, что не любое государственное или муниципальное унитарное предприятие или учреждение освобождаются от необходимости приобретения финансового обеспечения для осуществления туроператорской деятельности, а лишь то, которое занимается указанным видом деятельности на территории Российской Федерации по установленным государством ценам и в целях решения социальных задач.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства могут осуществлять формирование, продвижение и реализацию экскурсионных туров (например, в границах города, области, региона) при указанном выше условии без внесения его в федеральный реестр туроператоров и необходимости иметь финансовое обеспечение. Такое решение законодателей, по мнению С.Ю.Сопрыкина [59, c.14], связано, прежде всего, с относительно небольшой стоимостью таких экскурсионных туров и их краткосрочной продолжительностью по времени.
|
|
Закон не делает различий между российскими и иностранными туроператорами, реализующими и/или формирующими туристский продукт на территории РФ. И те и другие обязаны иметь финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
С 2007 года, согласно новой редакции Закона исключены лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, (что связано в первую очередь с отменой с 1 января 2007 года лицензирования данного вида деятельности), стандартизация объектов туристской индустрии осталась, а сертификация туристского продукта теперь заменена на классификацию объектов туристской индустрии. Согласно статье 5 в новой редакции Закона стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим процесс создания, регистрации и прекращения предпринимательской туристской деятельности на примере фирмы – турагента.
Согласно ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» турагентом может выступать как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.
Юридическое лицо создается в результате его учреждения. Процедура создания юридического лица состоит из нескольких этапов.
1. Выбор организационно-правовой формы предприятия.
Предпринимательская деятельность в России регулируется Гражданским Кодексом РФ (ГК РФ), отдельными законами и подзаконными нормативными актами. Основными субъектами на туристском рынке, осуществляющими производство и реализацию услуг, выступают отдельные предприниматели – физические лица и предприятия – юридические лица.
Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
|
|
Предпринимательская деятельность юридических лиц определяется статьей 49 ГК РФ, устанавливающей правоспособность юридического лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Под туристским предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий формирование, продвижение и/или реализацию услуг туристам, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
- хозяйственных товариществ и обществ;
- производственных кооперативов;
- государственных и муниципальных унитарных предприятий.
2. Подготовка проектов учредительных документов.
К учредительным документам предприятия относятся:
- устав предприятия (при учреждении предприятия любой формы собственности);
- учредительный договор (если в число учредителей входят два лица и более) или решение учредителя о создании предприятия (если в качестве учредителей выступает одно лицо);
- заявление учредителя или лица, уполномоченного учредителями, для государственной регистрации.
Подготовка учредительных документов – первый шаг в создании туристского предприятия. Перечень и содержание учредительных документов зависит от выбранной организационно-правовой формы будущего предприятия.
Устав – это свод правил, устанавливающих порядок и организацию деятельности предприятия [18, c.29]. Это важный документ, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава необходимо исходить из требований законодательных актов, действующих на территории России, которыми определяются права собственности, а так же права и обязанности предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В уставе частного предприятия должна содержаться следующая информация:
- наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы, фамилии собственника имущества и названия;
- данные об учредителе;
- адрес предприятия;
- предмет, цели и виды деятельности;
- порядок образования имущества, в том числе права собственности на имущество предприятия;
- порядок распределения прибыли и покрытия убытков;
- управления предприятием и компетенция органов управления;
- условия реорганизации и ликвидации предприятия [18, c.30].
В уставе так же необходимо обговорить ответственность учредителя по обязательствам предприятия. На титульном листе устава в верхнем правом углу проставляется дата его учреждения и подпись учредителя. Если устав учрежден решением собрания учредителей, указывается дата собрания и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.
Учредительный договор – документ, регламентирующих условия и порядок совместной деятельности учредителей и содержащих следующие сведения:
- о размере и составе уставного фонда;
- порядке распределения прибыли;
- размере и порядке изменения долей, паев или акций каждого из участников в уставном фонде;
- размере, составе, сроках и порядке внесения участниками вкладов;
- об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов и т.д. [19, c.38].
Учредительный договор заключается в случае, если учредителей несколько.
При подготовке учредительных документов создаваемой организации возникает вопрос о выборе наименования. Название фирмы может быть любым, и зависит это только от фантазии и вкуса учредителей.
Одним из моментов, который необходимо отразить в учредительных документах, является адрес места нахождения создаваемого юридического лица. Таким образом, учредители должны заранее определить, где будет располагаться создаваемая организация.
Решение вопросов, связанных с определением места нахождения, почтового адреса и места хранения документов создаваемого юридического лица - подготовительный этап, предшествующий государственной регистрации.
После определения адреса офиса необходимо подготовить документы на помещение. Такими документами могут быть предварительный договор аренды, письменное подтверждение собственника сдать помещение в аренду или продать помещение.
3. Принятие решения об учреждении юридического лица.
Процедура учреждения юридического лица зависит от выбранной организационно-правовой формы и количества учредителей.
Вариант 1. Юридическое лицо создается несколькими учредителями.
Учредители юридического лица проводят собрание, на котором принимается решение об учреждении юридического лица. Учредители заключают между собой учредительный договор и утверждают устав юридического лица.
Вариант 2. Юридическое лицо создается одним учредителем.
Учредитель юридического лица единолично принимает решение об учреждении юридического лица и утверждении его устава.
Решение об учреждении юридического лица фиксируется протоколом, в котором необходимо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствующего учредителя.
5. Государственная регистрация юридического лица.
Для того, что бы зарегистрировать создаваемую организацию, учредителям необходимо определить в какой территориальный орган МНС необходимо подать документы на регистрацию и полностью скомплектовать пакет документов, необходимых для регистрации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица – турфирмы приведен в ст.12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [9]:
1. Заявление по форме № Р11001, приведенной в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» [14]. Следует отметить, что на листе «Ж» формы № Р11001 заявитель самостоятельно указывает код согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), который затем будет занесен в Единый государственный реестр юридических лиц.
2. Решение о создании турфирмы (протокол, договор или иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации). Если турфирма учреждается одним лицом, то в регистрирующий орган нужно представить решение этого лица о создании турфирмы. Если же турфирма учреждается несколькими участниками, то в регистрирующий орган, как правило, представляется протокол общего собрания участников общества, на котором утверждено решение о его создании.
3. Учредительные документы турфирмы (подлинники или нотариально заверенные копии). При этом учредительные документы нужно прошить, пронумеровать и на сшивке их должен подписать руководитель турфирмы (сведения об этом лице указываются в форме № Р11001).
4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юрлица - учредителя.
5. Документ об уплате государственной пошлины. Ее размер составляет 2000 руб. (п. 6 ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине»).
В срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принимается решение о государственной регистрации юридического лица либо об отказе в такой регистрации.
Со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридическое лицо считается созданным. Вновь созданному предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.
Одновременно с государственной регистрацией турфирму ставят на налоговый учет. Постановка организации на учет в налоговом органе осуществляется на основании сведений о его государственной регистрации.
При постановке на налоговый учет турфирме присваиваются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП). После этого сведения о турфирме заносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков, причем не позднее пяти рабочих дней со дня, когда были представлены документы для государственной регистрации турфирмы. В эти же сроки заявителю выдается (или направляется по почте с уведомлением о вручении) свидетельство о постановке турфирмы на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о ее государственной регистрации. Такой порядок прописан в пункте 2.1.2 приказа МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» [15].
Что касается государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, то они представляют в налоговую инспекцию следующие документы [9]:
а) подписанное заявление о государственной регистрации по форме № Р21001;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, является гражданином Российской Федерации);
в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо является иностранным гражданином);
г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо является лицом без гражданства);
д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо является несовершеннолетним);
и) документ об уплате государственной пошлины.
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Размеры государственной пошлины определяются Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине». В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона размер взимаемой пошлины составляет 400 руб. - за регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и 80 руб. - за регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
Верность всех копий документов, представляемых в налоговую инспекцию для государственной регистрации, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет их в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности таких копий соответствующий документ в подлиннике. Данные подлинники возвращаются заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки.
Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Причем этот реестр отделен от реестра юридических лиц. В случае перемены места жительства предпринимателем регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:
- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61001;
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме № Р60004.
С 2004 года налогоплательщикам не нужно самостоятельно обращаться в органы статистики за кодами. Также не нужно подавать документы на регистрацию во внебюджетных фондах. Налоговая инспекция самостоятельно перешлет информацию о новом налогоплательщике в органы статистики и внебюджетные фонды, а затем направит турфирме по почте документы, подтверждающие постановку на статистический учет с присвоением кодов и регистрацию в качестве страхователя.
В случае прекращения туристской деятельности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в трехдневный срок в письменной форме должны уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения.
При ликвидации в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р16001 (для юридического лица) или заявления по форме № Р26001 (для физического лица);
б) ликвидационный баланс (для юридического лица);
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление сведений о ликвидации в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Турфирма, если она является юридическим лицом и собирается осуществлять туроператорскую деятельность, согласно ст.4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», должна иметь финансовое обеспечение и сведения о данной турфирме вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров, который фактически пришел на смену реестру лицензий. В едином реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:
- полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке - также наименование туроператора на этом языке;
- адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
- сведения об учредителях туроператора;
- серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в Единый государственный реестр юридических лиц;
- серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;
- фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее - руководитель туроператора);
- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
- сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
- адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.
Вся процедура внесения сведений о туроператоре в реестр выглядит следующим образом:
1. Туроператор представляет в Федеральное агентство по туризму заявление, содержащее сведения, которые подлежат внесению в реестр. Указанное заявление составляется в письменной форме и удостоверяется подписью руководителя туроператора или иного лица, уполномоченного представлять туроператора. При этом руководитель туроператора или иное лицо, уполномоченное представлять туроператора, указывает данные своего паспорта, а при его отсутствии - иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с заявлением туроператора о внесении сведений о нем в реестр представляются документы, подтверждающие сведения о туроператоре, подлежащие внесению в реестр, либо засвидетельствованные в нотариальном порядке копии этих документов.
2. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее пяти дней со дня поступления заявления туроператора с приложением всех необходимых документов принимает решение о внесении сведений о туроператоре в реестр либо об отказе во внесении в реестр таких сведений. Указанные решения оформляются соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. За рассмотрение заявления туроператора о внесении сведений о нем в реестр и за внесение этих сведений в реестр плата не взимается.
Решение об отказе внесения в реестр должно быть мотивированно, а его заверенная должностным лицом копия должна быть направлена туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручена под расписку не позднее дня, следующего за днем принятия решения. При этом Закон называет всего два основания для отказа внесения в реестр:
1) представление недостоверных сведений о туроператоре;
2) несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения требованиям, предусмотренным комментируемым Законом.
Необходимо помнить, что Закон обязывает туроператора сообщать в Федеральное агентство по туризму в письменной форме обо всех изменениях, внесенных в реестр, не позднее 10 дней со дня изменения сведений, а также представить документы, подтверждающие достоверность этих изменений, либо засвидетельствованные в нотариальном порядке копии этих документов. По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма может быть выдано свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр. Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются Федеральным агентством по туризму.
Таким образом, независимо от выбранной организационно-правовой формы организации турфирмы, процедуры создания, регистрации и прекращения деятельности регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Отличие же заключается только в количестве документов, предоставляемых для регистрации турфирмы.
2. Анализ предприятий туристской деятельности в г.Нефтекамске