Общая характеристика турфирм г.Нефтекамска

 

Город Нефтекамск расположен в северо-западной части Башкортостана. В настоящее время индустриальный облик города определяют 20 крупных предприятий нефтегазодобывающей, энергетической, лесохимической, легкой и пищевой отраслей, машиностроения и стройиндустрии.

Внешние связи города осуществляются всеми видами транспорта. Развитая сеть автомобильных дорог связывает Нефтекамск с Уфой, Бирском, Янаулом, Агиделью, Октябрьским, Ижевском, Пермью и Казанью. Железнодорожной веткой город связан с магистралью Москва – Казань –Владивосток, речным транспортом – с Уфой, Пермью, Сарапулом, Чайковским, Набережными Челнами. Расстояние от города до Уфы составляет 220 км.

Количество территориального населения на 01.01.2008г. – 129400 человек, в том числе мужчин 60947 (47,1%), женщин 68453 (52,9%).

Удачное географическое расположение Нефтекамска на пересечении автомобильных, железнодорожных, водных путей – естественная возможность развивать экономические, культурные и деловые контакты с дружественными соседними городами и регионами республики и страны.

Активно развивается малое предпринимательство. На 1 января 2008г. в городском округе зарегистрировано 4652 единиц субъектов малого предпринимательства, 11 из которых - в сфере туристического бизнеса..

В отраслевой структуре малого предпринимательства лидирующее положение занимают малые предприятия, осуществляющие деятельность в сфере торговли: доля этих предприятий составляет 36 %, в промышленности – 11 %, в строительстве – 11 %, в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе – 2 %, в сфере транспорта и связи около 5 % от общего количества занятых в малом бизнесе.

Вклад малого предпринимательства в местный бюджет составил 78,4 млн.рублей (соответствующий период 2006г.– 69,0 млн.рублей) или 14,3% от общего объема собственных доходов бюджета городского округа.

На крупных и средних предприятиях города занято 41153 человек (без внешних совместителей) или 104,3 % к уровню 2006г., в том числе в промышленности 55,2 %, в строительстве 7,9 %, в сфере образования 13,1%, в здравоохранении – 6,7%.

Количество официально зарегистрированных безработных на 1 января 2008г. составило 773 человек. Уровень безработицы по сравнению с аналогичной датой прошлого года уменьшился на 0,12 процентных пунктов и составил 1,19% от экономически активного населения.

Таким образом, анализ динамики социально-экономических показателей свидетельствует о стабильном экономическом росте городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан и о том, что людей с достатком становится все больше. Соответственно расширяется поле деятельности для туристических фирм.

Динамика роста количества туристических фирм г.Нефтекамска представлена на рис.2.

Рис.2 – Динамика численности туристических фирм в г.Нефтекамске

В таблице 1 приводятся данные о турфирмах г.Нефтекамска, включающие сведения об организационно-правовых формах турфирм, о времени основания, видах деятельности и численности персонала.

Согласно представленным данным, первая туристическая фирма, появившаяся в Г.Нефтекамске и действующая на настоящий момент – это турфирма «Мир путешествий», год основания данной фирмы - февраль 1999 года. За последний год в г.Нефтекамске появились следующие туристические фирмы: «РосТур», «Discovery», «ЭкоЛайн.

В практике туристского бизнеса существует два типа фирм: туроператоры и турагенты. В отличие от турагентов, которые занимаются продвижением и реализацией турпродукта, туроператоры прежде всего формируют тур.

Исследование показало, что все туристические фирмы г.Нефтекамска являются тур-агентами. Фирм-туроператоров, в силу небольших масштабов г.Нефтекамска, в городе нет.

Средняя численность персонала туристических фирм г.Нефтекамска составляет – 5 человек. Наибольшая численность персонала наблюдается в турфирмах: «Мир путешествий» – 9 человек, «РосТур» – 6 человек, в Центре туризма «Нова», в «Атлас-туре» работают по 5 человек.

Анализ общих данных показал, что наиболее распространенной организационно-правовой формой деятельности среди турфирм г.Нефтекамска выступает общество с ограниченной ответственностью.

Одним из важнейших показателей деятельности турфирмы является поток обслуживаемых туристов. В ходе опроса руководителей турфирм  предполагалось получить данные об объеме туристского потока, проходящего через турфирмы в течение года. Для этого весь турпоток был разделен на три вида: туристы, путешествующие на внутриреспубликанских маршрутах; туристы, путешествующие на российских маршрутах; туристы, отправляющиеся за рубеж. Было введено разграничение турпотока на три подгруппы: менее 500 чел.; от 500 до 1000 чел.; более 1000 чел.

На рис. 3 представлены турпотоки туристических фирм на внутриреспубликанских маршрутах.

Рис. 3. Анализ турпотоков фирм на внутриреспубликанских маршрутах

 

Согласно представленным данным, подгруппа турпотока более 1000 человек на внутриреспубликанских маршрутах представлена только турфирмой «Мир путешествий». В 2007 году в этой турфирме в республиканские здравницы и туристические базы Республики Башкортостан, а также в летние лагеря приобрели путевки 1180 человек. В подгруппе турпотока от 500 до 1000 представлена также всего одна турфирма – Центр туризма «Нова» - в ней 620 человек приобрели путевки в республиканские здравницы, летние лагеря и туристические базы. В 2007 году в данной фирме 680 человек приобрели путевки в республиканские здравницы. Опрос показал, что через «Мир путешествий» покупают туристические путевки в основном в здравницы «Янгантау», «Юматово» и в детские лагеря. А через Центр туризма «Нова», в основном, приобретаются путевки в летние лагеря и туристические базы на Павловском водохранилище и Ишимбаевском районе.

В подгруппе турпотока менее 500 человек представлены такие туристические фирмы как «МТА» (480 человек), «Атлас-Тур» (24 человека), «Рим» (54 человека), «Айрус» (372 человека), «7 дорог» (80 человек), «Tropical tour» (100 человек). Не обслуживает туристов на республиканских маршрутах турфирмы «РосТур», «Discovery», «Эколайн», так как они были созданы только в 2008 году.

На рис. 4 представлены турпотоки фирм на российских маршрутах.

Рис. 4. Анализ турпотоков фирм на российских маршрутах

На российских маршрутах, в подгруппе турпотока более 1000 человек представлены две турфирмы – «Мир путешествий» (1460 человек) и Центр туризма «Нова» (1005 человек). 

В подгруппе турпотока от 500 до 1000 представлена также две турфирмы - «Айрус» (740 человек) и «МТА» (660 человек).

В подгруппе турпотока менее 500 человек представлены такие туристические фирмы как «Атлас-Тур» (107 человек), «Рим» (127 человек), «7 дорог» (60 человек). Через турфирму «Tropical tour» не было приобретено ни одной путевки на российские маршруты.

Анализ турпотоков показал, что основная масса туристов предпочитает следующие российские маршруты: тур «Золотое кольцо», на озеро «Байкал», туры в г. Москва и Санкт-Петербург и российские здравницы, в основном в Краснодарском крае.

 На рис. 5 представлены турпотоки фирм на международных маршрутах.

На международных маршрутах, в подгруппе турпотока более 1000 человек представлены уже четыре группы, причем лидирует как всегда «Мир путешествий» (1900 человек), Центр туризма «Нова» (1430 человек), «МТА» (1100 человек) и «Айрус» (1105).  

В подгруппе турпотока от 500 до 1000 представлен такие турфирмы как «Атлас-Тур» (840 человек), «Рим» (700 человек), «7 дорог» (520 человек), «Tropical tour» (670 человек).

Рис. 5. Анализ турпотоков фирм на международных маршрутах

Анализ турпотоков показал, что основная масса туристов предпочитает путешествия в Турцию, Египет, Кипр, Крит, Грецию.

В целом можно отметить, в основном турфирмы обслуживают турпоток в пределах от 500 до 1000 человек в год.

Рассмотрим основные направления деятельности турфирм г.Нефтекамска.

Прежде всего, необходимо отметить, что ни одна из туристических фирм города не занимается въездным туризмом, соответственно во всех турфирмах преобладает выездной туризм.

Проанализируем структуру предложений турфирм по видам туризма, составив матрицу предложений (таблица 2).

По вертикали матрицы расположены турфирмы, по горизонтали — виды туризма. Самая последняя правая колонка содержит оценку туристской фирмы по видам ее предложений, последняя нижняя колонка — оценку реализации конкретного вида туризма на рынке.

Оценкой туристской фирмы является отношение числа предлагаемых фирмой видов туризма к числу всех видов туризма в матрице.

Таблица 2

Матрица видов туризма, предлагаемых турфирмами г.Нефтекамска

Турфирма

Вид туризма

Оцен-ка

Пляж-ный Лечеб-ный Обра-зова-тель-ный Рели-гиоз-ный Спор-тивный Куль-турно –познава-тельный шоп- туры Дело-вой
Мир путешествий + + +     +     0,5
Центр туризма «Нова» + +       + +   0,5
МТА + +       +     0,38
Рим + +       +     0,38
Атлас-Тур + +       +     0,38
Айрус + +   +   +     0,5
7 дорог +         + +   0,38
Tropical tour + +       +     0,38
РосТур + +       +     0,38
Discovery +         +     0,25
ЭкоЛайн + +   +   +     0,5
Оценка 1,0 0,82 0,1 0,18 0 1,0 0,18 0  

 

Оценка применяемости туристской услуги на рынке определяется отношением наличия туруслуги в количественном выражении в предложении всех фирм к числу турфирм, входящих в матрицу. Наилучшим показателем считается 1, наихудшим — 0.

Наиболее высокий показатель по количеству видов туризма имеют фирмы «Мир путешествий», Центр туризма «Нова», «Айрус» и «ЭкоЛайн» (0,5). В то же время турфирма «Discovery» имеет достаточно низкий балл (0,25). Это объясняется концентрацией ее усилий лишь на организации пляжного и культурно-познавательного туризма.

Анализ матрицы показал, что на туристском рынке г.Нефтекамска существует достаточно жесткая конкуренция при предложении пляжных (1,0), культурно-познавательных туров (1,0) и лечебных туров (0,82). Менее напряженная ситуация наблюдается в таких направлениях, как образовательный, религиозный и шоп-туризм. Спортивный и деловой туризм не представлены вообще, данная ниша является свободной, и это следует учитывать фирмам, входящим в туристский рынок.

Для более полного анализа мест отдыха, предлагаемых турфирмами г.Нефтекамска, снова построим матрицу (таблица 3).

Таблица 3

Матрица мест отдыха, предлагаемых турфирмами г.Нефтекамска

Турфирма

Места отдыха

Оценка

с нетронутой природой историко- культурные центры морские курорты крупные города горные районы
Мир путешествий   + + +   0,6
Центр туризма «Нова»   + + +   0,6
МТА   + + +   0,6
Рим   + + +   0,6
Атлас-Тур   + +     0,4
Айрус   + + +   0,6
7 дорог   + + +   0,6
Tropical tour   + +     0,4
РосТур   + +     0,4
Discovery   + +     0,4
ЭкоЛайн   + +     0,4
Оценка 0 1,0 1,0 0,55 0  

 

Из матрицы видно, что турфирмы специализируются на двух-трех направлениях. Совершенно не освоенными оказались места с нетронутой природой и горные районы. И это в то время, когда экологический туризм набирает обороты и становится все более популярным как во всем мире, так и в нашей стране.

Кроме предложения разнообразных видов туризма турфирмы могут специализироваться на обслуживании определенных возрастных групп туристов. Нами был выявлен возрастной состав клиентов турфирм г.Нефтекамска. При этом выяснилось, что в основном турфирмы не предлагают специализированных туров, ориентированных на конкретные возрастные группы, за исключением турфирм «Мир путешествий» и Центр туризма «Нова». Только в этих турфирмах предлагают специализированные туры для школьников от 9 до 17 лет. В целом, турфирмы г.Нефтекамска не ориентированы на предложение групповых туров для детей в возрасте 7—16 лет и для лиц старше 50 лет.

В зависимости от заявки туриста и способа организации продажи туры могут быть индивидуальными и групповыми.

Несмотря на то, что организация индивидуальных поездок является очень трудоемким процессом, с экономической точки зрения она более выгодна для туристических фирм, так как дает более высокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туров. Этот факт подтверждает и проведенный нами опрос, согласно которому туристические фирмы г.Нефтекамска специализируются в большей степени на более дорогих индивидуальных программах, нежели на более дешевых групповых.

На наш взгляд, в стратегии фирмы должны быть найдены определенные места как для группового, так и для индивидуального туризма. Ведь групповые туры являются более доступными для массового туриста.

Для обозначения качества предоставляемых услуг туристическим фирмами г.Нефтекамска, применим классы обслуживания туристов. Нормативных стандартов по установлению классов туров и программ обслуживания не существует как у нас в стране, так и на международном рынке. Поэтому туроператоры и турагенты при продвижении и продаже туристского продукта уровень обслуживания условно обозначают следующими категориями: «люкс», первый класс, туристский класс, экономический класс [24, с. 37].

При организации тура по классу «люкс» обычно предлагают услуги самого высокого уровня: гостиницы категории «5 звезд» и роскошные внекатегорийные отели, перелет первым классом или самолетами бизнес-авиации, питание в роскошных ресторанах, с обязательным обслуживанием, индивидуальный трансфер на машинах класса «люкс» («лимузин-сервис»), индивидуальные услуги гида и т. д. Такого рода туры предоставляются по разряду VIP-обслуживания.

Первый класс — это также достаточно высокий уровень обслуживания, предусматривающий размещение в 4—5-звездочных гостиницах, перелет бизнес-классом, отличную кухню и широкий выбор блюд, возможен вариант шведского стола, индивидуальный трансфер, кураторство гида.

Туристский класс — самый массовый вариант обслуживания, который предусматривает размещение в гостиницах категории «3-5 звезды» (зависит от страны), перелет экономическим классом регулярных авиарейсов (допускаются чартеры), питание по типу шведского стола, групповой трансфер (туристов встречает автобус, который и развозит их по гостиницам).

Экономический класс — это самый дешевый вариант обслуживания. Обычно экономическим классом пользуются студенты и малообеспеченные люди. Программы этого класса предусматривают минимум услуг и невысокого уровня. Размещение в гостиницах «1—2 звезды», в хостелах, общежитиях, в малых частных или кооперативных гостиницах, предусматривающих сервис по принципу самообслуживания: питание может не предоставляться вообще, может быть запланирован завтрак по типу шведского стола, с ассортиментом блюд по типу континентального завтрака; перелет, как правило, чартерными авиарейсами; встреча и проводы могут быть организованы на общественном транспорте [33, с. 74].

Указанная выше градация туров была использована нами для анализа уровня обслуживания туристов в г. Нефтекамске при построении карт стратегических групп соперничающих турфирм. Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым подходом к конкуренции и одинаковым положением на рынке.  

Карта — удобное средство для анализа положения в целом на рынке туризма и для определения позиции каждой фирмы, входящей в данный рынок. Особенно наглядна карта, когда соперничающие производители многочисленны и каждого в отдельности оценивать нецелесообразно. Карта стратегической группы составляется путем нанесения по горизонтали и по вертикали двух переменных величин, значимых с точки зрения реализации продукции, рыночной позиции каждой из конкурирующих фирм. По осям могут быть отложены различные показатели. В нашем случае это — возраст клиентов, основные направления деятельности турфирмы, доминирующий вид туризма, класс обслуживания туристов и т. д. Была построена карта стратегических групп по таким показателям, как «класс обслуживания» и «доминирующий вид туризма» (табл. 4).

Таблица 4

Карта стратегических групп (доминирующий вид туризма — класс обслуживания)

Доминирующий вид туризма

Класс обслуживания

экономический туристский «люкс», первый класс
Шоп-туры 7 дорог Центр туризма «Нова» Центр туризма «Нова»
Экскурсионные туры Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Рим Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Discovery Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий  
Деловой туризм
Спортивный туризм
Паломнический туризм Айрус ЭкоЛайн ЭкоЛайн  
Образовательный туризм Мир путешествий Мир путешествий
Лечебный туризм Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Рим Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Рим Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн Мир путешествий Центр туризма «Нова»
Пляжный туризм Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА   Рим Discovery Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА    Рим Discovery Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Атлас-Тур Айрус Tropical tour ЭкоЛайн  

Анализируя данную карту, можно сделать следующие выводы:

Самыми многочисленными являются следующие стратегические группы:

- Организация экскурсионных туров эконом- класса

- Организация экскурсионных туров туристского класса

- Организация лечебных туров эконом-класса

- Организация лечебных туров туристского класса

- Организация пляжных туров эконом- класса

- Организация пляжных туров туристского класса

2. Совсем не представлены на рынке деловой и спортивный туризм.

3. Конкурентом фирмы «Айрус» при предложении паломнических туров эконом-класса является «ЭкоЛайн», которая организует паломнические туры еще и туристского класса.

4. Шоп-туры предлагают только две турфирмы — «7 дорог» и Центр туризма «Нова», однако их туры отличаются по классам обслуживания.

Аналогичным образом была построена карта по показателям «направление деятельности» и «класс обслуживания».

Таблица 5

Карта стратегических групп (направление деятельности — класс обслуживания)

Направление деятельности

Класс обслуживания

экономический туристский «люкс», первый класс
1 2 3 4
Республиканский туризм Мир путешествий Центр «Нова» МТА Рим Discovery Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий Центр  «Нова» МТА Рим Discovery Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий  
Российский туризм Мир путешествий Центр «Нова» МТА Мир путешествий Центр «Нова» МТА Мир путешествий Центр «Нова»  
1 2 3 4
  Рим Атлас-Тур Айрус РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Discovery Атлас-Тур Айрус РосТур ЭкоЛайн    
Зарубежный туризм Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Рим Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Атлас-Тур Айрус Tropical tour ЭкоЛайн Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Атлас-Тур ЭкоЛайн

 

Эта карта позволила сделать следующие выводы:

1. Наибольшая плотность турфирм наблюдается в направлениях:

- Отправка туристов г. Нефтекамска по Республике Башкортостан эконом-классом и туристским классом

- Отправка туристов г. Нефтекамска по России эконом-классом и туристским классом

- Отправка за рубеж эконом-классом

2. Низкий уровень конкуренции отмечен на рынке при предложении турпродуктов первого класса и класса «люкс».

Следующими параметрами для исследования были выбраны направление деятельности турфирмы и возраст клиентов.

Выводы из данной карты заключаются в следующем:

1. Основными направлениями деятельности турфирм г.Нефтекамска являются:

- организация туров по России для нефтекамцев в возрасте 17—30 и 31—50 лет;

- отправка за рубеж туристов в возрасте 31—50 лет;

- организация туров по Республике Башкортостан для туристов в возрасте 17—30 лет.

Таблица 6

Карта стратегических групп (направление деятельности — возраст клиентов)

Направление деятельности

Возраст клиентов

7-16 17-30 31-50 Старше 50
Республиканский туризм Мир путешествий Центр туризма «Нова»     Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Атлас-Тур Рим Discovery Tropical tour РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Атлас-Тур Айрус   Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Атлас-Тур Айрус  
Российский туризм Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА   Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Рим Атлас-Тур Айрус РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Discovery Атлас-Тур Айрус РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий   Центр туризма «Нова»  
Зарубежный туризм Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Атлас-Тур ЭкоЛайн 7 дорог Tropical tour   Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Рим Атлас-Тур Айрус Tropical tour РосТур ЭкоЛайн 7 дорог Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Атлас-Тур Айрус Tropical tour ЭкоЛайн Мир путешествий Центр туризма «Нова» МТА Атлас-Тур ЭкоЛайн

 

2. Конкурентами фирмы «Мир путешествий» и Центр туризма «Нова» являются все фирмы, поскольку она представлена во всех предложенных сегментах.

3. Фирма «Мир путешествий» и Центр туризма «Нова» преобладают на таких направлениях деятельности, как:

- Организация туров по Республике Башкортостан и России дл туристов в возрасте от 7 до 16 лет.

- Организация туров по Республике Башкортостан, России и за рубеж туристов в возрасте старше 50 лет.

Таким образом, рассмотрев все карты в целом, выявлено большое количество стратегических групп, что свидетельствует о высокой степени конкуренции на рынке туризма. В сложившейся ситуации фирмы вынуждены конкурировать как внутри своей группы, так и между группами. В то же время существуют и свободные ниши, которые открывают достаточно широкие возможности для турфирм, входящих в рынок.

Трем старейшим предприятиям («Мир путешествий», Центр туризма «Нова» и «МТА»), имеющим солидный опыт работы, приходится соперничать с молодыми и инициативными турфирмами.

Данные, полученные в различных фирмах, оказались весьма похожими, что еще раз свидетельствует о сходном положении предприятий на рынке.

Установлено, что подавляющее большинство нефтекамских турфирм специализируется на выездном туризме. При этом предпочтение отдается пляжному, лечебному и культурно-познавательному туризму. Мало освоен религиозный и шоп-туризм. Спортивный и деловой туризм не представлены на рынке вообще.

Основными клиентами турфирм являются люди в возрасте от 17 до 50 лет. Причем всем возрастным группам предлагается стандартный турпродукт. Полностью отсутствует сегментация рынка по возрасту клиентов.

Наибольшее число предприятий нацелено на обслуживание индивидуальных туристов, несмотря на то что групповой туризм имеет определенные перспективы в нашем регионе (например, большое количество учебных заведений, учащиеся которых предпочитают путешествовать в группах).

Что касается уровня предлагаемых туров, то в основном турфирмы специализируются на путешествиях туристского и экономического классов.

Все эти факторы следует учитывать турфирмам при разработке стратегии и планировании своей деятельности.

Проанализируем как организационно-правовая форма организация туристской деятельности влияет на результаты деятельности турфирм г.Нефтекамска.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: