Ян и ограниченная способность к абстрагированию

В возрасте 7 лет Ян все еще не может говорить, и его родители просят об оказании конкретной помощи по развитию коммуникации ("Пожалуй­ста, научите его говорить"). Здесь представлен более детальный профиль его развития:

Эта диаграмма показывает:

- что его хронологический возраст соответствует 7 годам (горизон­тальная линия);

- что его общее развитие соответствует 2,5 годам (крайняя точка справа);

- его моторные навыки (координация движения мелкой моторики, ко­ординация движений глаз, рук) соответствуют развитию 4—5 лет. Это его "островки интеллекта"; они расположены выше, чем его общее развитие. Несмотря на это, они остаются областями отставания в развитии (ниже, чем хронологический возраст);

- что развитие триады функций (коммуникации, социального взаимо­действия и воображения) соответствует возрасту развития до 12 месяцев.

Именно в этих областях требуется способность к абстрактному мыш­лению.

Коммуникация. Только представьте, что учитель плохо ин­формирован о специфических трудностях в развитии способностей абст­рагировать у людей, страдающих аутизмом. Тогда он возможно подума­ет: "В 2,5 года нормальный ребенок уже разговаривает; таким образом, если Ян еще не говорит, он должен, несмотря на это, быть близок к этому.

Тогда, давайте сфокусируем наше внимание на коррекционной (проме­жуточной) программе вербальной имитации.

Такое отношение было бы жестоким для Яна. От него постоянно тре­бовали слишком много, спрашивали то, что он абсолютно не был спосо­бен сделать.

Или предположите, что специалист предусмотрел более соответст­вующий подход, думая, что: "При нормальном развитии ребенок учится узнавать картину до того, как начинает говорить. Таким образом, давайте разработаем систему коммуникации с использованием картинок". Даже это было бы тяжело для Яна на данной стадии развития.

Процесс обучения его общению необходимо было начинать на более низком уровне, в данном случае: на уровне объектов (см.ниже).

Социальное взаимодействие. Уже в 2,5 года у ре­бенка обнаруживаются большое количество взаимодействий, не только с родителями, но также и со сверстниками. Но Ян не понимает, что он дол­жен что-то сделать в ответ. Его способности имитировать остаются сла­быми. Он не понимает, что родители являются хорошими "примерами". Для того, чтобы понимать людей, требуется даже большая степень разви­тия навыков абстрактного мышления, чем для процесса коммуникации, так как человеческие чувства, такие как нежность, горе, ярость и страх не являются напрямую очевидными. Они должны быть установлены, анали­зированы по своему значению.

Как вы возможно знаете, как гиперреалист, такое выражение лица (^_^) возможно означает "радость", а такое выражение (^-^) означает "огорче­ние"? И еще: в действительности ли все люди выражают радость и горе

одинаково, в точности такой же дугой уголков губ, смотрящей вверх или вниз? Теперь это снова представляется чем-то сюрреалистичным.

Родители очень беспокоились о трудностях взаимоотношений с Яном. Но если вы объяснили им, что люди, страдающие аутизмом, имеют такой тип мышления буквального восприятия, тогда в этом случае родители, должно быть, также являются "социально слепыми".

Воображение и игра. Ян, по словам его родителей, со­вершенно не играет с другими детьми. У него есть трудности при прове­дении своего свободного времени. Если вы понимаете триаду проблем при аутизме, то вы поймете, что это вряд ли может быть по-другому. Как пример этого давайте посмотрим, в каком объеме нам необходимо вла­деть способностью к абстрактному мышлению для проведения нормаль­ной игры, т.е. чтобы проводить свободное время со значением.

Во-первых, для того, чтобы играть с другими детьми, вы должны в большом объеме понимать речь. Для Яна это невозможно.

Для того, чтобы играть с другими детьми, необходимо понимание пра­вил игры. Но даже в простейших играх не все из правил можно мгновен­но понять. Они должны быть выведены. Здесь необходима помощь ана­литической части абстракции.

Даже когда Ян играет сам с собой, для него это не просто. Головолом­ка "Составь картинку из частей" для него является выполнимой, вы не должны устанавливать слишком много соотношений. Вы точно видите, какие формы подходят друг к другу. Кусочки головоломки "Собери кар­тинку" говорят сами за себя. Но многие другие игры, которые родители покупают в обычном игрушечном магазине, слишком не закончены. Нельзя мгновенно понять, что от вас требуется. Вы снова должны иметь способ­ность осознавать значения (подтекст) предметов. Опять сюрреализм. Сно­ва вся эта «метафизика»...

История Яна показывает, как внутри больничной системы должна быть найдена стратегия компенсации, которая позволит проявиться неадекват­ной способности к абстрагированию у людей, страдающих аутизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: