Классификация международной торговли услугами по секторам

Классификация услуг, основанная на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН, включает:

1. Коммунальные услуги и строительство,

2. Оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы,

3. Транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество,

4. Оборону и обязательные социальные услуги,

5. Образование, здравоохранение и общественные работы,

6. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Большая часть услуг по этой классификации производится внутри страны и не может быть объектом международной торговли.

Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация торгуемых услуг

Виды услуг Подвиды услуг Содержание услуг
1 Транспортные услуги Пассажирские перевозки Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
    Грузовые перевозки Международная перевозка грузов всеми видами транспорта
2 Поездки Деловые Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
    Личные Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)
3 Услуги связи   Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи
4 Строительные услуги   Комплекс услуг по строительству объектов за рубежом
5 Страхование   Оказание услуг по страхованию нерезидентов страховыми компаниями–резидентами
6 Финансовые услуги   Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.)
7 Компьютерные и информационные услуги   Консультации в области компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д.
8 Роялти и лицензионные платежи   Пользование правами собственности на объекты промышленной собственности и авторские и смежные права
9 Другие бизнес–услуги Посреднические Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д.
    Лизинг Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
10 Личные, культурные и рекреационные услуги Аудиовизуальные услуги Услуги по производству фильмов, радио– телевизионных программ, компакт–дисков
    Прочие Услуги, связанные с проведением выставок, спортивных и иных мероприятий
11 Правительственные услуги   Услуги по поставке товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

 

С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на:

1. Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

2. Не факторные услуги– остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие нефинансовые услуги).

В ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО, учитывается более 160 видов услуг, разделенных на 12 секторов:

1. Деловые услуги (46 отраслевых видов услуг).

2. Услуги связи (25 видов).

3. Строительные и сопутствующие им услуги (5 вида).

4. Дистрибьюторские услуги (5 видов).

5. Общеобразовательные услуги (5 видов).

6. Услуги по защите окружающей среды (4 вида).

7. Финансовые услуги, включая страхование (17 видов).

8. Услуги по охране здоровья (4 вида).

9. Туризм и путешествия (4 вида).

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов).

11. Транспортные услуги (33 вида).

12. Прочие услуги.

ГАСТ в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная торговля услугами, 2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом), 3) учреждение коммерческого присутствии в стране, где должна оказаться услуга, 4)временное перемещение физ. лиц в другую страну для предоставления услуги. Наибольший объем услуг приходится на первый и третий способы.

Существует и классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на:

1. Не торгуемые;

2. Торгуемые.

Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является не торгуемой. В эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д.

Классификация торгуемых услуг представлена в таблице 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: